В редакцию 74.RU обратилась семья Поповых из Старокамышинска. В октябре прошлого года они за 3 миллиона рублей приобрели квартиру в Челябинске. Отдали деньги ее владелице, зарегистрировали сделку и начали готовиться к переезду. Но спустя пару дней им позвонили из МФЦ и сказали, что сделка приостановлена. Выяснилось, что все 3 миллиона продавец отправила мошенникам, а потом подожгла военкомат. Прошло полгода. Пенсионерка продолжает жить в той же квартире, а деньги назад не отдает. Покупатели пошли в суд. Право собственности на жилье оставили за прежней хозяйкой, но ее обязали вернуть полную сумму семье из пригорода. Пострадавшие опасаются, что возврат может растянуться на долгие годы, так как договориться мирным путем пока никак не получается. Подробности истории — в материале 74.RU.
Вечером поджог — утром деньги
Громкая история с поджогом областного военкомата на улице Цвиллинга в Челябинске произошла 7 октября прошлого года. В 18 часов субботы к его дверям подошла 68-летняя Мария Ивановна (имя изменено) и бросила бутылку, которая тут же загорелась. Рядом оказался сотрудник ДПС, который потушил пламя и задержал поджигательницу.
Уже в полицейском участке женщина рассказала, что прийти к военкомату ее заставили «сотрудники ФСБ». Оказалось, что жертву со 2 октября обрабатывали мошенники, все звонки поступали через мессенджер WhatsApp. Сначала по указке аферистов она взяла кредит в 100 тысяч рублей. Потом продала свою квартиру в центре Челябинска и перевела на неизвестные счета 3,5 миллиона рублей. После этого пенсионерка начала догадываться об обмане, и раздался новый звонок, но уже с другой легендой. Мужчина стал расспрашивать, как она относится к Украине, а потом сообщил, что преступник, который ее обманул, доставлен в областной военкомат. Челябинке сказали: если хочешь вернуть свои деньги, нужно взять керосин и совершить поджог. Она по инструкции сделала зажигательную смесь и пошла к зданию на Цвиллинга, 13.
«Максимально адекватная, бодрая пожилая женщина»
Квартиру пенсионерки купил 67-летний житель поселка Старокамышинск. Сделка прошла в офисе агентства недвижимости «Семейный квадрат». Семья Поповых передала ей 3 миллиона рублей, и она написала расписку о получении всей суммы. Затем документы отнесли в МФЦ. Происходящее в офисе снимали на камеру. Все это было за день до поджога военкомата.
Директор «Семейного квадрата» Аркадий Имангулов рассказал 74.RU, что наслышан о схемах мошенников и их жертвах, но Мария Ивановна ему показалась вменяемой и самостоятельной.
— У нас не было задачи продать быстрее или дешевле. Ничего странного не было. Она рассказала, что у нее есть дочь и внуки, что она ими занимается. Максимально адекватная, бодрая пожилая женщина. Даже не бабушка. Все логично и складно говорила, и у нас не было подозрений. Плюс она не первая в таком возрасте, кто приходит и хочет продать квартиру и купить жилье где-то в другом месте. И моя коллега, которая сопровождала сделку, три часа с ней провела в МФЦ и они просто говорили с ней о том — о сем. Не было никаких звонков подозрительных.
Риелторам Мария Ивановна сказала, что в Кургане у нее уже забронировано жилье, поэтому ее квартиру продали за 3 миллиона рублей, при рыночной на 100–150 тысяч рублей больше, добавил Имангулов.
Неладное покупатели заподозрили, когда им спустя пару дней после сделки позвонили из МФЦ с вопросом, не вернули ли им деньги, продолжает Сергей Попов.
— Мне позвонили из МФЦ и спросили, получал ли я [обратно] деньги, потому что сделка приостановлена. Но я ничего не получал. И еще через какое-то время мне звонят риелторы и говорят, что эта женщина подожгла военкомат. Женщина, у которой мы купили квартиру. Через риелторов мы узнаем ее номер телефона, но она 15 дней не выходит с нами на связь. Потом удалось связаться с ее дочерью. Она нас обозвала мошенниками и до последнего у нее была такая позиция.
Хозяйка квартиры и ее дочь назвали мошенниками и риелторов. Хотя в «Семейном квадрате» после поджога посадили стороны за стол переговоров, вспоминает Имангулов.
— Но дочь [Марии Ивановны] была категорически не согласна [отдавать квартиру]. Она сказала, что найдет мошенников и вернет деньги, но потом мошенниками назвала нас с Поповым, якобы мы были в сговоре. Почему мы стали со своей стороны помогать, так скажем, Попову, хотя он не наш клиент, ведь есть принцип, чтобы сделка была чистой со всех сторон. Мы поэтому и хотели осветить эту историю, и коллегам своим давно уже рассказали о ней, чтобы люди были внимательнее, — говорит директор «Семейного квадрата».
«Берите два миллиона или до свидания»
Семья Сергея Попова обратилась с иском в суд, чтобы вернуть себе купленную квартиру — ведь передача денег состоялась. Мария Ивановна на суде призналась, что поверила сотрудникам «ЦентроБанка» (в решении суда нет ни слова о «сотрудниках ФСБ») и отправила им деньги. Но квартиру отдавать не хочет. Приводим ее позицию из решения Калинского районного суда:
— Она указала, что не могла осознавать значение своих действий и руководить ими в силу состояния здоровья и совершения в отношении нее мошеннических действий третьими лицами. У нее отсутствуют права на иное жилое помещение, после заключения договора купли-продажи она по прежнему проживает в спорном жилом помещении и осуществляет плату за его содержание. Она полагала, что действия по подписанию договора купли-продажи являются необходимым условием поимки преступников и что квартира в действительности останется у нее.
В марте этого года суд назначил психиатрическую экспертизу, которая показала, что Мария Ивановна, обладая «повышенной внушаемостью, ведомостью и подчиняемостью [...], и не могла понимать значение своих действий и руководить ими при заключении договора купли-продажи от 6 октября 2023 года» и «оснований не доверять эксперту у суда не имеется».
В итоге суд оставил квартиру за Марией Ивановной и отменил договор купли-продажи, а полученные ей 3 миллиона рублей постановил вернуть Попову. Решение принято месяц назад. Но его исполнение может растянуться на долгие годы, считает Сергей Попов:
— Он [представитель Марии Ивановны] после суда нам сказал: «Берите два миллиона или до свидания». Мы уже приезжали к судебным приставам, они там говорят: «А что вы переживаете, она же пенсионерка, получает пенсию и будет с вами рассчитываться». Ну вы представляете, сколько это будет длиться? И вот эти люди… они даже не извинились перед нами.
Интересы Марии Ивановны в суде представлял адвокат Александр Лазарев, директор юридической компании «Арте». Однако связаться с ним не удалось — телефон специалиста не обсуживается. Бухгалтер фирмы, телефон которой мы нашли в сервисе «Контур.Фокус», сообщила, что Лазарев обычно в это время года надолго уезжает в отпуск, никто кроме него комментариев по делу дать не сможет. Сергей Попов переслал в редакцию голосовое сообщение от Лазарева — он предлагает семье мировое соглашение с выплатой двух миллионов рублей. По информации Имангулова и Попова, Мария Ивановна якобы уже получила от банка возврат части суммы, которую отправила мошенникам. Но на предложенную им сумму семья не согласилась.
Мы готовы опубликовать позицию второй стороны и просим связаться с редакцией.
Покупателя не признали потерпевшим
Обе стороны в прошлом году написали заявления в полицию о мошенничестве. По заявлению Сергея Попова провели проверку, но отказали в возбуждении уголовного дела, а вот владелица квартиры, поверившая мошенникам, была признана потерпевшей.
В полиции Челябинска сообщили, что, к сожалению, случаи с отправкой денег мошенникам происходят регулярно. В этот раз потерпевшая под влиянием аферистов еще и совершила попытку поджога военкомата.
— 68-летней жительнице Челябинска в октябре прошлого года позвонили неизвестные и попросили помочь поймать преступников, — подтвердили в УМВД города. — Они убедили ее продать свою квартиру. Она поверила, что это часть плана и на самом деле жилплощадь останется у нее. Она перевела полученные от добросовестного покупателя 3 миллиона рублей на указанные мошенниками счета. Следующим «заданием» стал поджог военкомата. Сотрудник полиции задержал ее на месте и объяснил, что в отношении нее совершались мошеннические действия. Она приостановила проведение сделки по продаже квартиры.
На пенсионерку еще и заведено уголовное дело после поджога военкомата (покушение на умышленное уничтожение имущества).
По части 3 статьи 30, статье 167 УК РФ (покушение на умышленное уничтожение имущества путем поджога) предусмотрены различные виды наказания — начиная от штрафа на сумму до 40 тысяч рублей вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет. По части 3 статьи 159 УК РФ за мошенничество, совершенное в крупном размере, предусмотрены разные виды наказания от штрафа в размере от 100 до 500 тысяч рублей до лишения свободы на срок до шести лет.
Случаи, когда мошенники выманивали деньги у женщин и отправляли их поджигать военкоматы, стали массово происходить в Челябинской области летом прошлого года. В Копейске в ночь на 1 августа военкомат пыталась поджечь 55-летняя женщина. Она закинула бутылку с зажигательной смесью в окно медицинского кабинета. Выяснилось, что перед поджогом она отправила мошенникам 2 миллиона рублей. Похожий случай в то же время произошел в Верхнеуральске. Суды не стали отправлять женщин в СИЗО. На время следствия с одной из них взяли подписку о невыезде, другую отправили под домашний арест. Весной этого года за поджог военкомата в Верхнеуральске 36-летняя женщина получила полтора года лишения свободы условно, за поджог военкомата в Копейске решения суда пока нет.