Происшествия Стрельба в школе в Казани мнение «Это правовая кома»: почему поправки в закон «Об оружии» не уберегут страну от трагедий, подобных казанской

«Это правовая кома»: почему поправки в закон «Об оружии» не уберегут страну от трагедий, подобных казанской

Стрелок-любитель — о поспешной инициативе властей, которая доставит проблемы вовсе не преступникам

Дмитрий — член «Уральского регионального стрелкового клуба», он считает, что из-за поправок в законы ему придется отказаться от хобби

Каждый раз, когда происходит громкое ЧП, законотворцы решают срочно что-то исправить. После казанской трагедии, где в школе застрелили 9 человек, у властей (неожиданно!) возникло много вопросов к приобретению оружия и его видам. Часть поправок уже принята. Но есть ли в них смысл? Почему новые статьи не уберегут от потенциального масс-шутинга, но могут поставить крест на стрелковом спорте? Правда ли, что подростку-сорванцу с игрушечной «воздушкой» теперь может грозить уголовное преследование и реальное лишение свободы? Об этом рассуждает член «Уральского регионального стрелкового клуба» Дмитрий Непомощев.

— По горячим следам после казанских событий принтер законотворцев был заряжен новой пачкой бумаги, назрела необходимость срочно отреагировать на чрезвычайные события. В спешном порядке разработаны, внесены и согласованы новые поправки в федеральный закон «Об оружии», которые должны предотвратить возможность повторения событий. В конце июня текущего года тихо и без общей огласки в широких кругах принтер уже опубликовал итоговые изменения. Но они касаются более широкого круга лиц, чем может показаться на первый взгляд. Это может коснуться всех нас, причем уже сейчас.

«Не по-детски детское оружие»


Многие знают, что такое пневматическая винтовка или пистолет. Как правило, воображение рисует солнечную картину палаточного тира в парке, где за несколько метких выстрелов из «воздушки» можно получить приятную безделушку и даже поцелуй восхищенной девушки. Безобидное детское развлечение, но…

Мало кто осознает, что всё пневматическое оружие по закону рассматривается как полноценное оружие. То есть та самая полупластиковая игрушка теперь может стать поводом не только для штрафа, а даже для вполне реального уголовного дела.

Так, развлекательная стрельба из пневматической винтовки по банкам в лесополосе «Паркового» может облегчить кошелек стрелка от 40 тысяч до 50 тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия. А если мероприятие было совмещено с употреблением спиртных напитков, то заплатить придется уже от 50 до 100 тысяч рублей.

Пневматические «воздушки» совершенствуют, чтобы получить эффект, как на этом фото: стрельба получается эффектной и зрелищной

Из-за такого ежегодного ужесточения оружейного законодательства появился целый пласт «не по-детски детского оружия». Производители моментально отреагировали на изменение законодательства и стали предлагать населению те же пневматические изделия, но с существенным ограничением мощности. Теперь такие изделия зовутся не оружие, а КСО — конструктивно схожие с оружием изделия. А раз это не оружие — то и требования закона «Об оружии» на эти уже теперь совсем игрушки по документам не распространяются, купить их можно абсолютно легально. Но вот важный момент: в комплекте с этой игрушкой часто идут специальные запчасти, установив которые, можно легко в разы увеличить мощность. Такое многие практикуют просто из бытового любопытства (хотя именно в этот момент игрушка автоматически перестает быть игрушкой, а человек, который произвел манипуляции, — изготовил оружие из не оружия. По новому закону такие действия влекут ограничение свободы, раньше предусматривались только штрафы и изъятие). Так что, если ваш ребенок или муж внедрил в пневматику «злую пружину», которая шла в наборе, он становится уголовником с перспективой лишиться свободы до двух лет.

Тем, кто не вносил никаких изменений в пневматическое оружие, тоже не следует сильно расслабляться, потому что часто те же пружинно-поршневые винтовки продаются уже на грани разрешенного предела мощности либо немного переступают его.

Сравнение пули огнестрельного оружия (она первая слева) и пуль пневматики разного калибра: выстрелы последними вполне могут быть сопоставимы с пальбой на поражение

Остается надеяться на благоразумие правоохранительных органов и здравый смысл, но, к сожалению, уже имеется печальная практика, когда для быстрого выполнения показателей по плану «Арсенал» начинают «трясти» пользователей пневматики. А уж что покажет экспертиза — одному эксперту известно.

Опять же, «усовершенствованная» пневматика в руках пьяных дегустаторов шашлыков и изобретательных отцов с сыновьями — это одно дело, и совсем другое — в руках психически нездоровых людей. По факту некоторые образцы пневматики могут составить конкуренцию мелкокалиберным огнестрельным винтовкам: выстрел из них в человека может привести к летальному исходу. При этом в эпоху расцвета интернет-торговли приобретается такое оружие по-прежнему проще простого. И как новые поправки предотвратят попадание такого оружия в руки потенциального преступника?

«Убийство стрелкового спорта»


Стрелки-спортсмены — это еще одна группа людей, на которых скажутся поправки. К примеру, секция биатлона в текущих условиях ужесточения требований вряд ли сможет обеспечить соответствие законодательству. А если им скажут, что они должны оборудовать стрельбище в соответствии с «огнестрельными» требованиями, то для них это сейчас просто невыполнимо. Соответственно, секцию придется закрыть. У них сейчас-то из-за нехватки денег вместо пулеуловителя простой забор из профнастила! Выходит, биатлонисты вынуждены искать компромисс в законодательстве, их спорт сейчас находится на полулегальном положении.

Вот так выглядит результат спортивной стрельбы — не зрелищно, но точно

Также ужесточения могут поставить крест и на развитии высокоточной пулевой стрельбы из пневматической винтовки. Как ни парадоксально, в текущих условиях ограничения по мощности у чисто спортивной пневматики по-прежнему нет, но храниться винтовка, принадлежащая спортсмену, может только на территории спортивного объекта, естественно, сертифицированного и оборудованного в соответствии с законодательством. А если сейчас взять рядовое стрельбище — оно не будет соответствовать этим требованиям. Инфраструктура не готова к исполнению требований, соответственно, спортсмены ищут в законодательстве компромисс.

В текущих условиях индивидуальным спортсменам-любителям, не профессионалам, необходимо уже сейчас задуматься о вступлении в официальные спортивные клубы и легализоваться именно как спортсмены, иначе они могут попасть в категорию преступников с большой вероятностью, так как находятся на виду и нигде не прячутся. Внимание со стороны компетентных органов будет только усиливаться. К сожалению, в Челябинске дорога в официальный спорт открыта только юным стрелкам и только в «классике». А что делать возрастным новичкам в пулевой стрельбе? Тренироваться в тех странах, где стрелковый спорт допустим?

Попутно с ужесточением контроля за оружием в России разрушили остатки советской инфраструктуры по спортивной пулевой стрельбе (кто помнит тир в школьном подвале?)

«Эффект Шрёдингера»

Итого, мы имеем противоречивую картину. В попытке ограничить оборот оружия создан рынок «оружия Шрёдингера», которое до попадания к эксперту-криминалисту и оружием-то не считается.

  • С точки зрения явного криминала: для черных дел можно купить «игрушку» в любом удобном магазине и дома на табуретке добиться необходимых характеристик;

  • с точки зрения добропорядочных граждан: есть риск внезапно попасть под уголовную статью и испортить раз и навсегда репутацию и карьеру;

  • с точки зрения спортсменов-профессионалов: стрельба до первой проверки;

  • с точки зрения спортсменов-любителей: крест на хобби.

В России крайне низкая оружейная культура. Так, в «пневматике» не принято хвастаться метким выстрелом. Принято хвастаться тем, что пулей насквозь пробил сковороду. И новый закон наносит очень серьезный удар по робким росткам оружейной культуры, которые благодаря энтузиастам начали проклевываться в стране.

Любое оружие несет в себе опасность. Но убивает не оружие — убивает человек. В сухом остатке получается, что новые поправки могут стать причиной для штрафа или лишения свободы для обычных добропорядочных граждан, а также поставить крест на спорте. При этом для потенциальных убийц по-прежнему ничего не меняется.

Государство само толкнуло стрелковую отрасль в сторону КСО (конструктивно схожего с оружием изделий), вместо того чтобы грамотно регулировать рынок пневматики. А неуправляемый рынок КСО в свою очередь побудил принцип «чем больше, тем круче», а также спровоцировал ощущение вседозволенности. Это просто правовая кома!

P. S. Если, прочитав это, вы решите продать модифицированную «пневматику», рекомендую ознакомиться с Уголовным кодексом в той части, где теперь указана ответственность за сбыт пневматического оружия повышенной мощности (свыше 7,5 джоуля). Стоит ли рисковать ограничением свободы до четырех лет? Ведь именно такое наказание теперь предусмотрено по закону.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем