Строительные материалы и товары для ремонта за последний год подорожали в России на 20–30%. Это сказалось на застройщиках, но гораздо сильнее — на простых покупателях. Корреспондент 74.RU узнал цены на основные позиции и обсудил с экспертом причину заоблачных прайсов.
«Рост цен стал значительно выше инфляции»
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в разговоре с корреспондентом 74.RU констатировал, что за последний год стройматериалы в России сильно подорожали.
— По разным оценкам, это подорожание от 20 до 30 процентов за год. По отдельным видам высокотехнологичных товаров даже до 40 процентов, — отметил Георгий Остапкович.
Цены на стройматериалы, конечно, росли всегда, в последние два года — на 2–3 процента быстрее, чем официальная инфляция.
— Но в этом году они дали «свечку», рост цен стал значительно выше инфляции — на 10, а то и больше процентов, — уверен экономист.
На это повлияло много факторов, например высокая ставка по кредитам.
— Это отрасль, которая работает на условиях кредитования. При ключевой ставке 21 процент банки-то ставят 26–28 процентов. При таких условиях бизнесу нужно иметь рентабельность на уровне 30 процентов, но в этой отрасли ее нет. Значит, и продавцы, и производители ограничивают себя в кредитах, — объяснил Георгий Остапкович.
Еще одна причина — дефицит рабочей силы. Производители стройматериалов вынуждены поднимать зарплаты, иначе все сотрудники разбегутся по машиностроительным заводам.
— Плюс есть издержки по иностранному оборудованию. Все-таки в некоторых местах оно еще остается западного производства — возникают сложности с его заменой. Также влияет увеличение затрат на логистику. Стройматериалы — такой товар, который постоянно куда-нибудь возят. Значит, влияет подорожание стоимости бензина и пробега машин, дефицит дальнобойщиков, — указал экономист.
По его словам, воздействие одного или двух из этих факторов могло бы не вызвать сильного повышения цен, но их совокупность привела к тому, что мы имеем. При этом эксперт уверен, что сезонности на рынке стройматериалов практически нет.
— Это не сахарный завод, который функционирует тогда, когда есть сахарная свекла. Стройматериалы работают на строительную отрасль. А там нет такого, что дом начали строить в первом квартале, а во втором бросили. Поэтому, возможно, какой-то сезонный фактор и присутствует, но это проблема десятого ряда, — уверен Георгий Остапкович.
По мнению экономиста, такая ситуация вообще-то влияет как на застройщиков, так и на простых людей, которые делают ремонт. Но фактически последние страдают больше.
— Люди покупают квартиры, которые дорожают из-за роста цен на стройматериалы. Они же покупают товары для своего ремонта. Девелоперы тоже покупают стройматериалы для постройки дома, но они перекладывают увеличенные затраты на конечную продукцию. А конечный потребитель — население. Оно, конечно, страдает от этого более капитально, — считает экономист.
Тем не менее спрос на стройматериалы пока что всё равно есть.
— У людей растут доходы. Люди, получив большую зарплату, потребляют или сберегают. Усиленное потребительское поведение направлено и на товары длительного пользования — дома, в частности, — отметил эксперт.
Но спрос может упасть со стороны застройщиков.
— Потому что ушла общая льготная ипотека. Это значит, что стройка замедлит объемы и им не нужно будет столько стройматериалов. Но пока девелоперы работают на объектах, заложенных в 2022–2024 годах, — заключил Георгий Остапкович.
Напомним, ранее челябинцы начали замечать очередные проблемы с оформлением ипотеки — последствия уменьшения лимитов для банков. Теперь, если хочешь взять «семейку», но не готов в качестве первоначального взноса отдавать половину стоимости квартиры, плати больше. Причем настолько, что вся суть маткапитала, кажется, теряется. Разбираемся, что к чему.