Челябинская область вошла в пятерку регионов с самым большим ростом на услуги ЖКХ в следующем году. С июля 2025-го коммуналка подорожает на 18%. Такой средний индекс утвержден в постановлении правительства России, которое подписал премьер Михаил Мишустин. Это больше, чем в Москве, Санкт-Петербурге и, к примеру, в Свердловской области. Разбираемся, почему южноуральцам придется платить больше и что стало основным драйвером для повышения цен на коммунальные услуги.
Больше, чем в Москве
Утвержденный для Челябинской области индекс повышения — 18% — больше, чем в Свердловской (13%) и Новосибирской (11,9%) областях, Санкт-Петербурге (14,6%) и Москве (15%). Больше только в Пермском крае — 21,1%, Архангельской области — 20%, в Кузбассе — 19,8% и Северной Осетии — 19,1%. При этом в среднем по России тариф на услуги ЖКХ вырастет на 11,9%.
Предельно допустимым по отдельным городам и районам Челябинской области будет отклонение на уровне 4,8%. Таким образом, кому-то из южноуральцев придется доплачивать за услуги ЖКХ даже не 18, а 22,8%.
Меньше всего «коммуналка» подорожает в Амурской области — на 8,6%, в Республике Алтай — 8,8% и Ханты-Мансийском автономном округе — 9%.
Мы обратились в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области с вопросом, когда будут утверждены новые тарифы на коммунальные услуги на 2025 год. В приемной ведомства отказались отвечать на устный запрос, попросив прислать официальный запрос. Мы опубликуем комментарий, как только получим.
«Не хватит даже на увеличение зарплат»
Почему Челябинская область, которая обычно выглядит середнячком, вдруг вырвалась в передовики по росту тарифов? Экономисты видят в этом несколько причин.
— В первую очередь, в предыдущие периоды тарифы изменяли меньше, чем в других субъектах, и в 2025 году намечено их выровнять. Кроме того, возможно, что выросли расходы ресурсоснабжающих и коммунальных компаний, что потребовало увеличить будущие тарифы, — предположил ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. — Также не исключено, что это может быть сделано, чтобы не увеличивать тарифы значительно в будущем, то есть своего рода «пролонгированное» изменение.
По словам эксперта, в пятерку «самых дорогих» вошли разные регионы, услуги им предоставляют разные компании. Поэтому вряд ли можно определить что-то общее, повлиявшее на изменение тарифов.
— Где-то это может быть электричество, где-то — водоснабжение, где-то — плата за вывоз мусора или за водоснабжение и так далее. То есть вряд ли это какая-то одна услуга, которая повлияла на тарифы во всех названых регионах, — объяснил Дмитрий Баранов.
Главной причиной увеличения тарифов на услуги ЖКХ стал всеобщий рост цен и зарплат, указали эксперты. При этом даже столь внушительное увеличение тарифов отнюдь не гарантия стабильности.
— Для полноценного обслуживания и проведения всех ремонтов и 18% не хватит. Если два года назад зарплата сварщика была в среднем 35 тысяч рублей, то сейчас начинается от 100 тысяч рублей. Слесарю платили в среднем 23 тысячи, сейчас 60 тысяч рублей. Просто физически их (новых тарифов. — Прим. ред.) не хватит даже на увеличение зарплат производственного персонала, — заявил гендиректор АО «Нера. Консалтинг ЖКХ» Никита Алешкин. — Везде беда с персоналом. На предприятиях сейчас недоштат до 40–50%. За те зарплаты, что заложены в тарифе, сейчас невозможно принять людей на работу. Их нет на рынке.
Если внимательно присмотреться к отдельным тарифам, из которых складывается общий платеж за «коммуналку», то в основном рост цен приходился на тепло и электроэнергию, обратил внимание эксперт.
— На ту же самую воду для МУП «ПОВВ» давали рост тарифов всегда на минимуме. Теперь персонал просто уходит с этого предприятия. Оно не может обеспечить зарплату, которая предлагается на рынке, — подчеркнул Николай Алешкин.
«Дворы будут убирать в три раза меньше»
Индексация ЖКХ обоснована прежде всего экономикой. Ресурсники обязаны обосновывать увеличение тарифа. Скорее всего, они будут заявлять достаточно большие суммы на компенсацию из бюджета, чтобы покрыть расходы на рост стоимости материалов, оборудования, транспорта и так далее, указали эксперты.
— Я не сторонник того, чтобы видеть в этом какой-то картельный сговор естественных монополий. Системы жизнеобеспечения в целом — это дорого. Такие, какие есть в России, — вдвойне дорого, поскольку централизованные системы проектировались в советское время, — объяснил эксперт площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. — Во многих городах сегодня диспропорция, оказывающая давление на тарифы. Второй фактор, безусловно, инфляция. Третий — мораторий на рост тарифов, который был во времена ковида. Плюс из-за санкций идет удорожание всей логистической цепочки.
Цены на механизмы и спецтехнику за последние два-три года значительно подскочили — порой в два-три раза, напомнили эксперты.
— Если раньше компании могли брать оборудование в лизинг и выплачивать какую-то вменяемую сумму, то при существующей ставке и в разы выросшей стоимости техники это практически нереально. Судите сами. Два года назад уборка двора (погрузчик с трактористами. — Прим. ред.) стоила 1500–1800 рублей в час, в этом году прогнозируется уже 4500–5000 рублей в час. Что это значит? Дворы будут убирать в три раза меньше, — объяснил на пальцах Никита Алешкин.
Впрочем, «болячки» у всех российских областей и краев одни и те же, а предельные индексы зависят от политических решений высших должностных лиц, подчеркнул Павел Склянчук.
— Регионы, попавшие в пятерку наибольшего повышения тарифов на «коммуналку», выбрали для себя путь максимальной честности с потребителями. Их руководители, понимая все политические и социальные риски, тем не менее сделали выбор в пользу экономики, — уверен эксперт площадки ОНФ «Жилье и городская среда». — В других регионах политики в ЖКХ больше, и много-много лет тарифы искусственно сдерживаются. Может быть, хотели бы повысить на такой же порядок цифр, но побоялись. Вместо того чтобы развивать адресные меры поддержки, такое сдерживание обходится бюджетам гораздо дороже.
В то же время руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев обратил внимание на низкую платежную дисциплину, главным образом со стороны компаний и предприятий, а не населения.
— Предприятия ЖКХ должны два миллиарда рублей, по данным на сентябрь 2024 года. Из них 1,2 миллиарда приходится на муниципальные организации. Проблема, казалось бы, общероссийская, но собираемость платежей ниже среднего показателя по РФ на целых 9% (данные по электроэнергии отражают ситуацию в ЖКХ в общем), — указал Артем Деев. — В области множество производственных предприятий, и часть из них задерживает платежи месяцами.
Главная причина роста тарифов в проблемных регионах, по словам эксперта, попытка переложить «с больной головы на здоровую», то есть выживать за счет исправно рассчитывающихся плательщиков.
Эксперты напомнили, что в России сохраняются разные виды поддержки потребителей при оплате коммунальных услуг и при необходимости они могут ими воспользоваться после изменения тарифов в будущем году.
Напомним, с 1 июля 2024 года коммунальные тарифы в России проиндексировали в среднем на 9,8%. В Челябинской области услуги ЖКХ подорожали на 11,2%.