![](https://n1s1.hsmedia.ru/4f/f1/fc/4ff1fc2f61032b2374bf0b0d0ab5bc94/656x410_1:5723_2842944ec61497bcaa698f0f4eedaed0@3000x1875_0xsDE66mwO_3442911860653572047.jpg.webp)
— Вы же журналисты? Нам очень нужна ваша помощь, — подходит к нам человек в деловом костюме, увидев, что мы снимаем перекрытую улицу.
— Вы где живете, далеко?
— Да нет, вон, — показывает он рукой на коттедж ближе к берегу Шершней. — Из-за этого... мои дети сейчас после школы с маршрутки вынуждены все это обходить. Если бы я знал, что он начнет так «исполнять», я бы купил себе дом в другом месте. А сейчас…
Установка забора посреди улицы не на шутку взволновала соседей. Запретить проезд решил житель Западного. Он одним из первых построил дом в этой части поселка, обустроил дорогу — часть полотна проходит по его земле. Когда соседей стало больше, поставил шлагбаум, но доступ был у всех собственников. В конце мая он внезапно решил огородить свой участок дороги и даже залил на нем фундамент. Теперь остальные жители вынуждены делать крюк до своих домов. А двум семьям особенно «повезло» — новый забор проходит вплотную к их участкам и закрывает проезд к ним. Позиции всех сторон конфликта, а также комментарий юриста — в материале 74.RU.
Слишком близкое соседство
В редакцию обратились двое жителей поселка Западный — Юлия и Валерий. Их участки расположены по обе стороны от перекрытой дороги. Забор, который установил сосед, проходит вплотную к их земле.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4e/e3/08/4ee308a4c4821f66c13a8e680280919f/984x984_1_e6403901ccbc138f2dbca71f505f4854@1080x1080_0xwb750WsQ_5736166121731648926.jpg.webp)
Поселок Западный — новая «челябинская Рублевка», расположен между поселком «Холмс» и гольф-комплексом. Редкий дом здесь стоит меньше 5–7 миллионов, а в продаже на сайтах объявлений встречаются варианты и по 40, по 70 миллионов рублей. До берега Шершней — пять минут пешком, а до центра города — 10–15 минут на машине. За последний год, говорят жители, цены на землю здесь взлетели до небес и доходят до миллиона рублей за сотку. Поселок Западный входит в Кременкульское сельское поселение.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/58/18/2b/58182b614208f26d77ed9c37dda0c9fd/656x410_1:5723_7493b40fbaa3fc6dff25da346650de7d@3000x1874_0xausPPjb2_1948541901947853684.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/32/2d/62/322d6234dcf43c5872ad1f98bfc1caf7/656x410_1:5723_7a7f7fed2f3cf4773b33f3565eaa03d7@3000x1875_0xhqqoP2HC_6024904816923885236.jpg.webp)
Еще месяц назад мы бы добрались до участков Юлии и Валерия по широкой дороге, но сейчас приходится ехать в объезд и пролазить на их владения через кучи земли.
— Недели три назад наш сосед подошел к моему мужу и сказал: «Это мои земли ИЖС, и я здесь буду строить гаражи», — вспоминает Юлия. — Он у него переспросил, где именно. Тот ответил, что прямо на дороге. Муж ему напомнил, что у нас же здесь ворота и парковка, может же он нам оставить хотя бы четыре метра, чтобы мы заезжали. Он ответил: «Посмотрим».
Через несколько дней к окнам дома Юлии приехала техника: сначала рабочие убрали грунт, потом начали вбивать столбики под забор.
Возможности привычного въезда соседям не оставили, сразу после установки забора владелец участка под дорогой начал заливать фундамент.
На участке у Валерия через дорогу — аналогичные проблемы. Новый забор идет углом и закрывает ему въезд. В отличие от Юлии, у Валерия на участке пока нет капитальных построек — только огород и старая бытовка. Но он настроен более воинственно — несколько раз вызывал на место полицию, чтобы участковый зафиксировал начало возведения забора.
При этом соседи не оспаривают, что перекрытый участок дороги с фундаментом — в частной собственности. Но у владельца есть ограничения по использованию этой земли, считает Валерий:
— Нарушаются Градостроительный кодекс и мои конституционные права. То, что он мотивирует [свои действия] тем, что это его собственность, не имеет никакого значения. Объясняю: чтобы продать эти участки [нам], должны были быть и участки под дорогу. И эти участки с этого момента являются обремененными, для общего пользования неограниченного числа лиц. При этом она может быть в его собственности. Какой механизм — если человек не отдает дорогу в муниципалитет, он полностью несет за нее ответственность, а плату за проезд взимать не может. Ему становится невыгодно, поэтому он рано или поздно от нее отказывается [в пользу муниципалитета].
![](https://n1s1.hsmedia.ru/00/ac/96/00ac96b67c8b93e42a3ce08c5fc8adb6/656x410_1:5723_e6362fa914da26947b993844dda8e4c3@3000x1875_0x3l7bWHRf_0051323052954916148.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/10/f1/9d/10f19d90215888b4b89e2566fd305f5f/656x410_1:5723_0d26d8c1abb8f05aaf61e8964480a74f@3000x1874_0xOahpuxAu_5610235038235248600.jpg.webp)
Владельцы домов, которые построены в стороне от перекрытия, тоже недовольны — они пользовались дорогой, а теперь вынуждены искать объезд. Альтернативная дорога уже перекрытой, с ухабинами и проходит прямо по заброшенному полю. Да и проблема с перекрытием в теории может повториться — часть и этого проезда находится в частной собственности. К нам на разговор вышел еще один житель Западного Илья — он как раз владеет частью альтернативной дороги, но перекрывать ее у него в мыслях никогда не было.
— Мы хотим сейчас вызвать сюда пожарных, чтобы они проверили, соответствует ли оставленный проезд нормативам. Потому что большие машины, грузовые с прицепами, здесь не проходят, — говорит житель Западного. — А если пожар случится? И второй вопрос — у меня тоже по участку проходит дорога. У меня пока нет времени заниматься тем, чтобы передать ее в муниципалитет. Давайте я поставлю сейчас забор там? Это же моя дорога, что хочу то и ворочу. Перепрыгивайте! Но я не буду этого делать, я со временем передам их [участки] в муниципалитет. А он... Я не хочу наговаривать, но возомнил себя царьком. И люди все в шоке.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d9/a6/e7/d9a6e7118b12f85ad6e2b501c5355d62/656x410_1:5723_f422e12f7c6196d856c16a7f2f92bd01@3000x1874_0x0A4hN1iS_8109095174941822454.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7d/bb/b8/7dbbb8fc1b26c0f2e866e391a1302f6d/656x410_1:5723_23d70b8e714201cd40dc8e4b2498160d@3000x1875_0xkOO6dghD_7516313743545512241.jpg.webp)
«У меня обостренное чувство справедливости»
Установивший забор житель Западного озвучил свою позицию по просьбе 74.RU. Он предложил прогуляться вглубь застроенной территории этой части поселка — по улице Неоновой, а заодно показал план планировки территории, который был разработан до массовой застройки. На листе бумаги 80 домов, расположенных ровными рядами, три улицы уходят до берега Шершней, еще есть несколько перпендикулярных проездов. В реальности же все иначе, и виноватыми он считает других собственников участков, которые гектарами скупали здесь землю.
— У меня обостренное чувство справедливости. Я когда начинал здесь только все делать, я по сути благоустраивал свою территорию. Делал подъезд к себе. Потом появились другие собственники. Все ездили здесь [рядом с моим домом]. Я им говорю: «Ребят, вопросов нет, но это временно. Мне денег не надо, пожалуйста, проезжайте. Но делайте там себе тоже подъездные пути», — говорит собственник земли. — Они выкупают здесь землю большими квадратами. Зачем им участки продавать под дорогу? Они их межуют и ставят там дома. И участок, где должны были пройти улица Краевая и дорога, уходит под застройку. Что я должен делать?
Казалось бы, решением проблемы стал шлагбаум, который владелец части дороги установил на въезде в 2018 году. На конструкцию скидывались все собственники участков. Тогда их было порядка 10 человек, сейчас вдвое больше. Такой пропускной режим устраивал всех, а собственник планировал передать свой участок под дорогой муниципалитету. Но почему-то не сделал этого, а, напротив, примежевал к участку с домом землю под дорогой.
— В рамках своих земельных участков я могу делать перераспределение. Планы поменялись, теперь я хочу построить здесь второстепенное сооружение. Я ничьи права не нарушил, доступ ко всем участкам есть. У Валерия есть восемь метров [для въезда], у Юлии целый фасад дома [выходит на дорогу], но они мне ответили: «Нет, мы будем ездить по этой дороге, мы будем с вами судиться».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4f/f1/fc/4ff1fc2f61032b2374bf0b0d0ab5bc94/656x410_1:5723_2842944ec61497bcaa698f0f4eedaed0@3000x1875_0xsDE66mwO_3442911860653572047.jpg.webp)
— У вас была возможность оставить эту дорогу? — спрашиваем мы.
— Конечно, была. Если бы было нормальное отношение ко мне. Но это не дорога, это благоустроенная территория. Я им предложил частный сервитут, но они все уперлись, сказали: «Мы у тебя заберем», — цитирует соседей владелец земли, установивший забор. — У нас что, 90-е годы?
Что говорит юрист
Отсутствие нормальной градостроительной документации, а следовательно официально оформленных дорог и других важных моментов — боль многих поселков в Челябинске и пригороде, говорит адвокат Юлия Пикельная. Многие из них образовались на месте бывших совхозов, и земля распределялась в виде паев — большими квадратами без какой-либо планировки и четких границ. Возможно, в этой части Западного произошло так же.
Что касается участка, на котором местный житель поставил забор и преградил проезд, по документам он имеет статус ИЖС. Чтобы сделать на нем дорогу, нужно, чтобы часть под дорогой была учтена как земли общего пользования.
— Точно сказать, что является причиной сложившейся ситуации, возможно только после ознакомления со всеми документами. Могу предположить, что увеличение одного из участков за счет присоединения дороги стало возможно в силу того, что участок, на котором фактически располагается проезд, как дорога учтен не был, — полагает Пикельная. — Законодательство содержит запрет на передачу в частную собственность земель общего пользования, занятого дорогами, проездами, автомобильными дорогами, площадями, скверами (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
В этой ситуации участок имеет вид разрешенного использования «для ИЖС» и находиться в частной собственности он, конечно же, может, полагает эксперт. В этом случае соседям придется судиться с собственником части дороги. Решение суда будет зависеть от того, насколько нарушены права соседей на доступ к своей собственности.
— Мне известны судебные акты, которыми прекращалось право собственности на участки, фактически являющиеся проездами и находившиеся в частной собственности и при отсутствии препятствий к доступу собственникам рядом расположенных участков. В случае, если доступ невозможен или серьезно затруднен, то перспективы удовлетворения требований высоки. Но в любом случае понадобится судебная экспертиза по делу, которая позволит установить все имеющиеся юридически значимые обстоятельства, — подытожила Юлия Пикельная.
Мы направили главе Кременкульского сельского поселения Александру Глинкину вопрос, почему в Западном остаются такие места, где есть много коттеджей, но нет дорог. Ответ опубликуем после получения.
Во многом схожая ситуация возникла в другом престижном поселке в Сосновском районе — Родном. В мае этого года после нескольких лет тяжб и споров приставы демонтировали шлагбаум на въезде в него. И вот как объяснил ситуацию председатель товарищества собственников недвижимости.