Когда государство бросилось помогать жителям сгоревших поселков Джабык и Запасное, ряд умудренных опытом интернет-экспертов презрительно фыркали: зачем, мол, строить им новые дома? В конце концов, раз они домовладельцы, это их частная собственность, а на случай эксцессов нужно иметь страховку. В Джабыке действительно были те, кто страховал свой дом: на днях в редакцию 74.RU со своей историей обратилась Надежда Горбаконина. Только история эта не столь победоносная, как представлялось нашим комментаторам.
«Страхуюсь с 2013 года...»
— Я добровольно страховалась уже много лет, — говорит Надежда. — Сама пришла в страховую, потому что понимала: живу в сельской местности, а тут мало ли что — наводнения, размывы, пожары... Как дом построила, так и страховалась — с 2013 года.
Надежда хранила верность компании «АльфаСтрахование», и первоначально, по ее словам, страховые взносы составляли около 10 тысяч рублей, которые она платила в течение года частями. За восемь лет суммы снизились, и нынешнюю страховку с лимитом в 1 миллион рублей Надежда оформила за 3410 рублей.
8–9 июля 2021 года часть Джабыка уничтожил лесной пожар, характер которого оказался непредсказуемым из-за ураганного ветра. Дом Надежды на улице Окружной полностью сгорел, и, по оценкам самой пострадавшей, общий ущерб значительно выше того миллиона рублей, на который он был застрахован.
Справочный тупик
К 1 октября всем погорельцам из Джабыка за государственный счет построили вполне добротные дома. Всем, кроме Надежды. Она всё это время продолжала переписку со страховой, которая не то что бы отказывалась платить, но выдвигала новые требования.
— По закону я должна была предоставить им справку из МЧС, — вспоминает Надежда. — Я сразу приложила такую справку к заявлению, оказалось, не той формы. Я к нашим эмчеэсовцам ходила, наверное, трижды, их начальник уже за голову схватился: «Я, — говорит, — не знаю, какую еще справку вам выдать».
Со слов Надежды, страховая требовала фотографии сгоревшего дома, и она прислала им снимки места пожара, но компанию они не устроили:
— Понимаете, нас же эвакуировали из Джабыка. В день пожара всё было в дыму и огне, нам не до фотографий было, — говорит Надежда. — А когда мы в себя пришли, спасатели уже стали разбирать завалы. Я сфотографировала пепелище, а мне говорят: на нем не видно дома.
В последнем ответе страховая, помимо прочего, просила предоставить копию технического заключения с указанием причин и обстоятельств пожара, а также копию постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела.
— Техническое заключение делал независимый эксперт, нанятый страховой компанией, — рассказывает Надежда. — Мы встречались с ней в Магнитогорске дважды, а потом она отдельно ездила в Джабык на место, где ее встречала моя соседка: я в тот день не смогла. Эксперт сказала, что отправит все заключения в страховую самостоятельно, а мне не оставила никаких копий. Где теперь брать это заключение, я не знаю.
Не удалось получить и справку об отказе в возбуждении уголовного дела:
— Я пришла в отдел полиции в Карталах с такой просьбой, а мне ответили: «Это же стихийный пожар, при чем тут уголовное дело?» Я приложила справку о том, что событие признанно стихийным бедствием, но страховая всё равно потребовала документы от полиции, — говорит пострадавшая.
«Похоже на затягивание вопроса»
Адвокат юридического агентства «Филатов и партнеры» Алексей Чернышев, познакомившись с документами дела, считает часть требований избыточными.
— Складывается впечатление, что страховая пытается «замучить» клиента с надеждой на то, что человек попался моральной слабый и в итоге откажется от своих требований, — говорит он.
Так, по словам Алексея Чернышева, в обычном случае для получения выплаты достаточно заявления с приложениями, которые подтверждают факт наступления страхового случая, выданные официальным органом. В данном случае это справка МЧС.
— Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, на мой взгляд, не требуется, так как отсутствует и факт доследственной проверки, по результатам которой выносится такое постановление. Поскольку событие признано стихийным бедствием, вопрос о возбуждении уголовного дела не поднимался, — объясняет адвокат.
Он добавляет, что отсутствие снимков, сделанных сразу после пожара, также не может быть веским основанием для отказа в выплате:
— Это как отказать в возмещении за угнанный автомобиль, если владелец не сфотографировал его в момент угона, — говорит Алексей Чернышев. — При этом в письме страховой есть оговорка, согласно которой клиент может не предоставлять документы, а указать причину невозможности сделать это.
Другими словами, выдвижение страховой дополнительных требований нельзя считать официальным отказом в выплате. Тем не менее затянувшийся на три месяца процесс создал у Надежды впечатления, что с выплатой ее хотят прокатить.
— В принципе, страховая может отказать в выплате по любому поводу, который посчитает необходимым, — рассуждает Алексей Чернышев. — Однако в этом случае у клиента есть право обратиться в суд. К сожалению, по сложившейся в России практике страховые охотнее собирают деньги с клиентов, когда же доходит до выплат, тем приходится побегать. И «догнать» страховую зачастую удается только в суде.
Тут вспоминаются мучения клиентов другой компании с получением выплаты после угона автомобилей. Последнее время мы в принципе получаем много жалоб на работу страховых, например, они всё чаще отказываются продавать полисы ОСАГО, ссылаясь на сбои в базе данных, но на самом деле поступают так с «невыгодными» клиентами.
— Мне обидно, конечно, — говорит Надежда. — Я же каждый год им платила и прошу только ту сумму, которая была прописана в договоре, а тут такое отношение. Я их представителю так и сказала: «Вы представьте, как вы в глазах людей будете выглядеть».
Страховая ответила... переводом
25 октября, после обращения Надежды в редакцию 74.RU, мы направили официальный запрос в компанию «АльфаСтрахование», сотрудники которой подтвердили его получение в тот же день. В частности, мы просили уточнить, как именно действовать Надежде в сложившейся ситуации. Ответ страховой, на который законом отводится семь дней, мы опубликуем в случае получения.
Но совпадение это или нет, а через два дня после нашего запроса в страховую Надежда связалась с редакцией и сообщила, что на ее счет поступила полная сумма страховой выплаты. Наверное, это и можно считать ответом.
В целом страхование частных домов выглядит практически обязательной процедурой, поскольку риски достаточно велики: в условиях меняющегося климата стихийные бедствия происходят всё чаще. К сожалению, в России сложно быть уверенным, что получишь справедливую выплату быстро, поэтому сложно упрекать селян в том, что они не спешат связываться со страховыми. И в критических случаях помощь государства всё же необходима.
Сильные пожары на юге Челябинской области разгорелись 8–9 июля 2021 года. Поселки Джабык и Запасное выглядели так, словно пережили войну. Но к чести властей дома погорельцев восстановили действительно быстро, всего за 1,5–2 месяца: вот как выглядят их новые жилища.