Челябинская область побила антирекорд рождаемости 90-х годов прошлого века и по итогам 2023-го может еще раз обновить минимум. Это следует из данных Челябинскстата и последних цифр о рождаемости регионального Минздрава. Почему так произошло, и как на демографическом провале сказались пандемия ковида и СВО — в нашем материале.
Немного цифр
По данным Челябинскстата, еще в середине 80-х в Челябинской области ежегодно появлялись на свет почти 60 тысяч детей, но в 1999 году был достигнут абсолютный минимум столетия — 30 989 новорожденных. Многие уже успели подзабыть тот экономический кризис, но его отголоски вкупе с современными проблемами сейчас обернулись новым провалом рождаемости. По итогам 2022 года в регионе родилось 30 926 детей — на 63 ребенка меньше, чем в антирекордный минимум 90-х.
И несмотря на то, что сейчас вопрос демографии обсуждается на всех уровнях, по итогам 2023-го, вероятно, результаты будут еще тревожнее. Так, по данным регионального Минздрава, за девять месяцев в области родилось 22 949 малышей, если этот темп сохранится, то к концу года мы можем рассчитывать примерно на 30,6 тысячи младенцев, что будет абсолютным минимумом с середины прошлого века.
Родители родом из 90-х, ковид и СВО
Нынешняя ситуация была прогнозируемой, ведь в репродуктивный возраст сейчас как раз вступило немногочисленное поколение конца 90-х.
— Были прогнозы о том, что демографическая ситуация будет ухудшаться, это связано с просчитываемым статистикой уменьшением количества женщин, находящихся в фертильном возрасте, когда они могут родить детей. В России фертильным считается возраст от 15 до 49 лет, по состоянию на 1 января 2022 под эту категорию попадали 34 миллиона женщин, но к январю 2031 года их число может сократиться на 1,4 миллиона. Сейчас как раз рожает поколение девочек, которые родились в конце 90-х, их очень мало, — напомнил политолог Сергей Зырянов.
По словам специалиста, отрицательные демографические волны в России заложила еще первая половина 20 века.
— Тогда произошли трагические процессы уменьшения народонаселения, в том числе насильственным путем, в том числе за счет двух мировых войн, в которых Россия участвовала, — говорит он. — Этот удар по численности населения продолжает работать и перейдет, видимо, и в следующее столетие.
Сергей Зырянов — доктор политических наук, профессор и главный редактор журнала «Социум и власть».
Но есть еще несколько важных факторов, которые усугубили ситуацию с рождаемостью.
— Это последствия не только ковида и СВО, тут совокупность факторов, — отмечает социолог Ольга Лебедь. — Конечно, многие откладывали материнство во время пандемии — как психологически, так и физически люди не могли рожать, они начали рожать после ее ослабления, а тут политические решения снова повлияли.
Ольга Лебедь — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Минздрава России.
— Конфликт с Украиной тоже не способствует рождаемости, поскольку многие семьи оказались разъединены и в этих условиях ждать появления детей в этих семьях не приходится, — добавляет Сергей Зырянов. — Ну и сама по себе обстановка — уровень тревожности населения высокий, в такой ситуации ждать, что будет увеличиваться рождаемость, сложно.
Специалисты говорят, что обычно после катаклизмов наступает всплеск рождаемости, это такой компенсационный эффект, но ждать его в ближайшее время не приходится. Отсюда, кстати, вытекает и другая проблема: откладывание рождения детей на более поздний возраст чаще всего приводит к тому, что детей в семье рождается меньше, ведь шанс, что женщина, родившая первенца в 20 лет решится на второго и третьего ребенка гораздо выше, чем у женщины, родившей впервые в 35–40 лет.
Эгоистичное поколение
Еще один важный фактор — отношение молодежи к вопросам семьи и семейным ценностям.
— У нас увеличивается количество разводов и это тоже влияет на рождаемость. Происходят поколенческие изменения, когда в жизнь приходит поколение с более эгоистичными и индивидуализированными ценностями, так называемое поколение Z, — говорит Сергей Зырянов. — Его ценности укладываются в такую палитру: мне не нужна квартира в собственности, ее можно арендовать, мне не нужен автомобиль, ведь есть каршеринг, ну и, соответственно, мне не нужна семья и мне не нужны дети, я должен быть свободным — примерно так это звучит. К сожалению, этому поколенческому изменению очень трудно традиционными методами социализации противостоять, во всем мире падает рождаемость, кроме стран Азии и Африки.
По последним прогнозам Росстата, к 2030 году население России без учета новых регионов сократится более чем на три миллиона человек.
По словам социолога, если еще до 2000 года среднестатистическая молодая семья в России в большинстве своем хотела двух детей, но на практике рождалось полтора ребенка в среднем на одну семью, то сейчас потребность в детях еще меньше.
— Потребительская идеология: главное, мне хорошо, — объясняет Ольга Лебедь. — И дети не связываются с чем-то положительным, они связывают их с дополнительными расходами, ограничениями. Мы сами себе, я имею в виду общество, создали те условия, когда наше будущее не зависит от нашего настоящего, мы работаем и все равно получим пенсию — есть у нас дети или нет. И нас не интересует, кто нам будет платить налоги, на которые будет выплачиваться наша пенсия. Нам кажется, что те накопления, которые мы отчисляем сейчас, они и будут той подушкой безопасности, а так это не работает. Та пенсия, которую сейчас платят нашим родителям, это из наших налогов. И если у нас будет все меньше детей, то распределение трудоспособного и нетрудоспособного населения уже будет не в пользу трудоспособного, на них эта нагрузка будет гораздо выше.
Что дальше
Тех мер, которыми сейчас государство старается стимулировать рождаемость, очевидно недостаточно.
— Тот репродуктивный потенциал, который был, он уже реализован за счет материнского капитала и других программ, — считает Ольга Лебедь. — Те, кто откладывал рождение второго и третьего ребенка, они уже родили.
Впрочем, специалисты успокаивают, по прогнозам демографов, новая волна рождаемости должна начать набирать силу в начале 2030-х годов, когда в фертильный возраст начнут вступать девочки, рожденные в 2008–2015 годах, именно на эти годы приходился всплеск рождаемости. Главное, чтобы к тому времени молодежь окончательно не расхотела иметь детей.
Что еще почитать по теме
Часики тикают или уже встали? Социолог объяснила, почему женщины в России не хотят рожать;
В декрет или нет? Челябинки рассказали, почему не решаются рожать детей;
«От этого пахнет животноводством»: мужской ответ на заявление министра, что женщинам нужно сначала рожать, а потом — учиться;
«Женщина вас интересует только как инкубатор?»: молодая мама жестко ответила министру Мурашко;
«Надо дать женщинам право на ошибку»: челябинец — об ограничении абортов, предлагаемом властями.