«Обязательно сапоги возьмите», — советуют жители, приглашая меня поглядеть на «копейскую Венецию». Я отвечаю: само собой, какой же репортаж про затопленные поселки без сапог? Но на месте выясняется, что мои сапоги слишком низкие для этих топей, поэтому Виктор выдает мне другие, по колено, в которых он ходит по улице. Но даже так ступать нужно аккуратно. Под ровным слоем воды — неровные дороги (другая боль жителей Горняка). И всё это происходит в восьми километрах от Челябинска: смотришь влево — многоэтажки, смотришь вправо — словно сцена из первой части «Настоящего детектива».
— Один плюс: выхожу как-то на крыльцо, а по дороге утки плавают, — смеется Виктор.
Жители говорят, мол, у нас тут круглый год Орск. Проблема обострилась уже лет пять как, и некоторые дома топит даже зимой. Горняковцы настолько на взводе, что на приехавшего чиновника администрации готовы кидаться чуть не с кулаками. Ниже — видеоролик, который позволит прочувствовать обстановку на месте.
Проблема запрограммирована генетикой Копейска. Округ стоит на выработанных угольных шахтах, затопленных водой. Провалы вокруг шахт превратились в водоемы, вполне пригодные для отдыха и рыбалки. Но подземная структура тоннелей сложна, подвижна и требует откачки воды, чтобы поддерживать систему сообщающихся сосудов в равновесии. В частности, нужно поддерживать уровень пруда на месте остановленной шахты «Красная горнячка».
Уже пятый год что-то идет не так. Вода скапливается в поселке в виде болотистых прудов, которые наступают на жилые зоны, переливаются через дороги и топят дома. В одном из домов, на улице Тольятти, слой воды — в половину ладони. Обои отваливаются кусками, по стенам — плесень.
В Горняк нас пригласила одна из жительниц. Ее соседи, узнав о приезде СМИ из поста в соцсетях, присоединились к ней. Нас ждали сразу человек двадцать, позже подтянулись еще.
— Да мы тут уже на грани бунта! — возмущается одна из горнячек. — Нас не слышат! Делают вид, что ничего не происходит! Приедут, покивают, уедут!
— Уже на протяжении пяти лет просто тонем: когда весна начинается, просыпаемся, а уровень воды дома — сантиметров 20, — рассказывает Евгения. — У меня трое детей, мы постоянно так мучаемся. В этом году пол подняли. Даже это не помогает, понимаете? У нас постоянно включен насос, постоянно включена помпа, мы за свой счет купили рукава, насосы... Чтобы заправить помпу, чтобы она работала каких-то там 12 часов, уходит рублей 800–900, правда. Это всё из нашего кармана.
— Мы каждый год за свой счет делаем дороги, водопроводы! Каждый год болеют дети, потому что у нас дома стоят в плесени! У нас рвет фундаменты, у нас в огородах болото, хоть карасей разводи! — возмущается Наталья, добавляя, что и копейская администрация, и челябинская уже который год делают вид, что ничего не происходит.
Одна из жительниц рассказывает, что властям хорошо известно о проблеме, и что Алексей Текслер в первый год своего губернаторства анонсировал рекультивацию карьеров, подключив к вопросу Министерство энергетики. Также он распорядился откачивать порядка 600 тысяч кубов воды в год из карьера «Красной горнячки». Откачка шла все пять лет в объеме 500–600 тысяч кубов, но жители настаивают, что проблемы в корне это не решило. Острота ситуации снизилась в 2022–2023 годах, когда было маловодье, но в остальном топит их регулярно, и не только весной:
— Бывает, что вода пойдет с таянием снега и потом держится до июля примерно, — рассказывает одна из жительниц. — А бывает и в октябре поплывем, и потом вода под домом стоит всю зиму. Вы представляете жить зимой в доме, когда под полом вода?
Работой по откачке воды жители недовольны как глобально, так и на уровне мелких деталей:
— Приезжает машина откачать одно из наших болот, с десяти утра до полудня они разматывают шланги, потом качают до шести и уезжают. Насколько уровень понизился? Ни на сколько! Зато в отчете, наверняка, укажут, что осушили болото, — возмущается одна из горнячек.
Односельчане добавляют, что нередко приезжают «специалисты», которые потом бегают по поселку в поисках то сапог, то перчаток, то шлангов. В администрации Копейского городского округа на эту ремарку отвечают, что, мол, работы выполняет подрядчик, и не дело заказчика указывать, какую экипировку брать на задание.
Пока ездили по Горняку с одним из жителей, Евгением, его Toyota приложилась бампером раз пять.
— Вы так каждый день ездите? — удивляюсь я. Местные обычно знают каждую кочку, но тут кочки такие, что и не объехать.
— А куда деваться? — отвечает он. — Жаль, что «Ниву» продал. Хотелось комфорта, но комфорт в наших местах... Недостижим, в общем.
Узнав о нашем визите (опять же из соцсетей), на место сбора приехали представители администрации Копейского городского округа, в частности, Игорь Фролов, отвечающий за вопросы ЖКХ. Он рассказал об объемах откачки воды и точках, где начнут качать в ближайшие дни. По поводу фундаментального решения проблемы он заявил следующее:
— Специализированный институт «Виогем», Белгородская область, сейчас разрабатывает проект общего водопонижения всего Копейского округа. Это достаточно большая, серьезная работа. Они здесь уже были, выезжали, геодезисты проходили, то есть они все проблемы знают, в том числе, проблемы Горняка.
Жителей, правда, это мало убедило: конкретики в глобальном проекте «Виогема» пока нет — он только разрабатывается. Когда будет реализован и какие результаты даст, можно только гадать. Что касается тактических мер, то чиновники рапортуют об откачке воды из прудов-испарителей, очистке водоотводных каналов, подсыпании дорог, но люди от таких заявлений, кажется, возмущаются еще сильнее:
— Давайте прямо сейчас проедем и посмотрим, как вы уровень понизили! — предлагают они.
Беспокоит жителей многое. Например, вода размывает мусорные баки, и болота становятся зловонными. А мусор по какой-то причине не вывозится: то ли машина не может подъехать, то ли проблема на стороне самих коммунальщиков.
Сергей из Горняка говорит:
— У чиновников же интересная логика: раз у нас тут частные территории, то и проблема, вроде бы, частная. Мол, у вас там болото, вот и разбирайтесь с вашим болотом. А то, что болото образовалось из-за низкой откачки воды, это не учитывается. Частная собственность же. В их отчетах всё будет ровно.
Жители бомбардируют чиновников и ведомства самого разного уровня не первый год, а теперь готовят новые обращения к губернатору и в прокуратуру. В одном из писем они указывают, например, что безопасный уровень в карьере «Красной горнячки» составляет 180 метров (по Балтийской системе), и сейчас он превышен на восемь метров. Проблема сформировалась в 2008–2017 годах, когда из-за недостаточной производительности насосной станции уровень поднялся до нынешних отметок, затопив 15 гектаров земли недалеко от террикона шахты. Чтобы снизить его на восемь метров, качать нужно долго: по одной из оценок — 1,5 года. Жители ссылаются на письмо ООО «Пермэнергоаудит», в котором в 2020 году рекомендовали бывшему главе округа Андрею Фалейчику откачивать миллион кубометров в год, тогда как реальный объем откачки в последующие четыре года был вдвое меньше.
По словам жителей, ООО «Водоресурс» в этом году планирует откачать даже меньше обычного — 460 тысяч кубометров. На эти мероприятия выделяется 12 миллионов рублей в год, и у жителей есть свои теории заговора по поводу внутренних конфликтов администрации и исполнителей этого процесса — ООО «Водоресурс».
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «Водоресурс» зарегистрировано в 2015 году. Учредителем и директором является Евгений Щербатов. По итогам 2023 года выручка компании составила 1,7 миллиона рублей. С компанией также связано ООО «Верный выбор», которое возглавляет Евгений Щербатов. Выручка по итогам прошлого года превысила 81 миллион рублей. Обе компании зарегистрированы в Челябинске.
Людям по большей части без разницы, кто, куда и кому платит. Им нужен результат, и никакие рассказы о тысячах кубометров и перспективных планах их не убеждают. Они возвращаются в дома, где электроприборы отключены из-за рисков замыкания, и чувствуют безысходность.
Копейску и его терриконам мы посвящали отдельный репортаж. Заливало Копейск и во время паводка этой весной. А вот репортаж с озера Курочкино.