Наша коллега, редактор иркутского портала «ИрСити» Ксения Власова побывала в Челябинске в первой половине мая. Она прогулялась по основным туристическим местам и выбросила из головы пачку стереотипов, с которыми приехала из Сибири. Ксения написала колонку, в которой рассказала об испытании воздухом, ветром, городским транспортом и о возникшей любви к суровому уральскому городу. Далее — ее текст от первого лица.
Легкий «эмбраэр», снижаясь, подпрыгивал на воздушных кочках. Самолёт только что вынырнул из плотного облака, иллюминаторы покрылись инеем, и что происходило внизу — не было видно. «Отлично встречаешь», — мысленно съязвила я. Ещё вчера собиралась в командировку в Челябинск и пыталась придумать, где бы оставить свои стереотипы, но не нашла места и взяла их с собой. А теперь понимала, что просто так избавиться от них не получится.
Я из Иркутска и прекрасно знаю, что думают о Сибири по ту сторону Урала. Например, что цивилизация до нас так и не дошла (сложно спорить, когда видишь колонки и деревянные туалеты рядом с историческими домами в центре города), что мы ничего не знаем о лете (да, оно очень короткое, зато солнца у нас полно даже зимой), что по улицам свободно разгуливают медведи (а еще на балалайках играют, ага). Заодно мы все с младенчества пьем водку (чтоб не замерзнуть) и орем на лес (или в кота). Так что я летела, придавленная ярлыками, и прекрасно понимала, как может надоедать вся эта ерунда.
Наконец, окна оттаяли, и я даже подпрыгнула от удивления — внизу были зеленые квадраты и прямоугольники. Не ожидала, что Челябинск уже утопает в весенней листве. Когда улетала, в Иркутске только-только начали распускаться почки на деревьях. Позже, когда я в десятый раз восхищалась «зеленым городом», прекрасные коллеги из 74.RU объяснили, что «виной» всему жаркий апрель и борьба горожан за каждый клочок с деревьями.
Челябинский аэропорт я не успела как следует рассмотреть, только заметила его оранжевые линии в облике и улыбчивых таксистов, которые ловили пассажиров прямо у выхода из терминала. Но я к тому моменту уже вызвала машину, поэтому лишь виновато здоровалась и улыбалась. Один из дядечек вдруг отвлекся от своего важного занятия, одним пальцем подхватил мою сумку и проводил до кресел. «А говорили, что в Челябинске самые суровые мужчины», — удивилась я. «Какая разница: суровые или нет? Мы всё равно мужчины», — пожал плечами водитель, подмигнул и ушел дальше выхватывать пассажиров.
Приехал мой таксист, я втиснулась в машину и тут же прилипла к стеклу. На весь салон рубило лихое техно, а за окном пролетали берёзки и дачные домики. Состояние аффекта усилилось, когда мы ворвались (по-другому и не скажешь) в Центральный район, я увидела, как город изо всех сил тянется вверх — то ли небо поднимает и придерживает, то ли чешет его голубое пузо. Это были, наверное, самые суровые 20 минут за все время моей командировки.
Только выйдя из такси, я поняла, что до этого толком не дышала. И глубоко вдохнула, ожидая, что челябинский воздух оцарапает мои лёгкие. Но этого не произошло. Я даже обрадовалась — надо же, годы жизни в Иркутске, в воздухе которого висят выхлопные газы от транзитных машин, все-таки подготовили меня к этой поездке. Но уже через пару дней я начинала каждое утро с того, что долго откашливалась. Да уж, решила я, неженкам в Челябинске не место.
Первое потрясение ждало меня уже на следующий день после приезда, когда я увидела колесо обозрения на парковке рядом с розовым торговым центром «Горки». «Это шутка такая?» — пронеслось в голове.
Оказалось, что в городе четыре колеса — есть из чего выбрать. Самое высокое стоит на набережной, с него открывается прекрасный вид на реку, особенно вечером, когда включается подсветка и город становится похож на ёлочную игрушку. Но даже оно окружено парковкой (вы не видите, а я рыдаю).
Кстати, слезы помогают не замечать мелкие косячки. Но я гуляла по центру города, отважно смахнув их с глаз, и раздражалась. Например, легендарная Кировка. Я всё понимаю, улица довольно длинная, чтобы заниматься ею одной. Но это главное туристическое место, можно же периодически приводить в порядок фасады: что-то мыть, что-то подкрашивать, что-то подмазывать. Бессмысленно пытаться отвлечь людей потолком из неубранной новогодней иллюминации.
Вообще я люблю Новый год, но не до такой степени, чтобы фотографироваться на фоне новогодних украшений на главных улицах. Подсветку ёлок, фотозоны в виде зимних праздничных шаров и светящиеся деревья можно и нужно было давно убрать. Согласна, это ярко и красиво, но на дворе май, даже если идёт снег. К этому прибавим красное оформление к Дню Победы, и вот уже проспект Ленина хочется поскорее проскочить.
Может, властям Челябинска хочется, чтобы любимый город было видно из космоса? Мне же в какой-то момент захотелось спрятаться в темных кустах. Я их не без труда нашла, но, кроме меня, там отдыхал грустный самокатчик с термосумкой (бедняга-доставщик) и курили трое парней в шапках (а я свою-то забыла — непростительная оплошность). Передохнули в темноте и разбежались.
Знаете, чем я откровенно любовалась? Новенькими зелёными трамваями и красными троллейбусами. Нет ничего красивее, чем когда современный транспорт катит по современному городу. Нет ничего прекраснее, чем ехать внутри — ощущаешь себя человеком с большой буквы «Ч», и это чувство собственного достоинства по-настоящему окрыляет.
Среди этого великолепия на колёсах пазики и небольшие микроавтобусы показались нелепыми пережитками прошлого. Пару раз прокатившись на них, поняла, что челябинские маршрутчики ничем не отличаются от иркутских: водят резко и высокомерно. В одном из таких «микриков», который сначала резко затормозил на светофоре, а потом круто повернул на перекрёстке, услышала родное: «Шеф, не дрова везёшь!» В салон из-за шторки глянул водитель, видимо, хотел ответить что-то крепкое, но промолчал. Может, увидел побелевшие лица — моё и двух вцепившихся друг в друга женщин. После этого «шеф» ход сбавил, но всю дорогу ворчал. Оставила ему конфетку за то, что сжалился.
Маршрутки меня расстроили, но еще сильнее огорчили серые ограждения вдоль проезжей части. Я вдруг ясно представила, как ответственные чиновники увидели входные турникеты-калитки в супермаркетах и их осенило: «Это то, что все челябинцы хотят видеть каждый день!» На фоне застройки с аккуратными стенами и зеркальными панелями, в которых днем отражается небо, а ночью сам город, такие ограждения выглядят дико и дешево. Спасибо хоть, что не оранжевые оградки (жители Иркутска поймут).
Когда я поняла, что в Челябинске есть выделенка для трамваев, я радостно захлопала в ладоши (в Иркутске это такая редкость). Теперь я искренне жду, когда отремонтируют пути, чтобы не было ям хотя бы на центральных перекрестках. Например, таких видимых для глаза приезжего человека, как Кирова — Труда. Я знаю, что в таком большом и красивом городе все возможно.
Набережная не впечатлила: лавочки, почти отсутствующая зелень, снова эти безумные новогодние деревья и «говорящие» стенки. Впрочем, Иркутску тоже нечем похвастаться: набережные в упадке (даже те участки, где мало-мальски делали ремонт), а берегоукрепление, кажется, вообще отсутствует.
На набережной откровенно скучно. Но сюда стоило прийти хотя бы для того, чтобы увидеть подсвеченные мосты, и узнать, что иногда в Челябинске стихает ветер. Как только я это поняла, тут же немного влюбилась в город. Меня легко очаровать, даже если я уже трижды огорчилась.
Отдельных аплодисментов заслуживают те, кто придумал при каждом удобном случае втыкать зеленые скверы, или те, кто каждый раз вставал грудью на защиту деревьев. С первого взгляда (и вздоха) я полюбила аккуратное и уютное Алое Поле. Даже начала внаглую примериваться: «Вот если бы я покупала жилье в Челябинске, то в первую очередь смотрела на этот район». А ведь просто бежала мимо, увидела вход и ради интереса свернула туда. Застряла минут на двадцать, ходила от дерева к дереву и нюхала листочки и веточки. К счастью, челябинцев это не особо удивило. Как будто они поняли, что в таежном регионе не хватает городских лесов.
После прогулки по Алому Полю я пошла по какой-то сумрачной улице, от яркого света отдохнула, а вот от тревоги — нет. Никак не могла перестать оглядываться по сторонам: боялась, что в меня врежутся самокатчики, потому что велодорожки есть только на центральных улицах (но они есть!), на остальных, видимо, не очень нужны.
В тонусе держал не только воздух, но и погода. На 9 мая над городом собрались тучи, и всё, что в них накопилось, вылилось на Челябинск. На следующий день насыпало снега, включился ледяной ветер. А 13 мая погода совсем испортилась — город замазало белой метелью, остались только тёмные силуэты зданий и дорог. Тем временем иркутяне рапортовали: в Сибири летняя жара. Я выше писала о самых суровых минутах этой поездки. Беру свои слова обратно — суровее челябинской метели в мае ничего не бывает.
Ко всем непонятным мелочам нужно добавить мелочи приятные: расписанный подземный переход, муралы, которые мне показали в одном из спальных районов, вареники с картошкой и грибами, далекая линия горизонта, широкие улицы и скверы-скверы-скверы. И, конечно, обычные люди. Водитель Наталья, которая хохотала и ругалась на «мужиков, выскакивающих на светофорах». Продавец Евгения, с которой мы вместе помогали старичку посчитать, сколько ему надо отдать за порошок. Бабулечка, которая ласково держала под руку своего дедулечку, поправляла растрепавшийся на ветру шарфик и хихикала ему куда-то в плечо.
Слов, что Челябинск — это плохой город, вы от меня не услышите. Не знаю, кто за это ответственен: может, коллеги, после знакомства с которыми я слегка заразилась любовью к городу, может, какие-то чиновники что-то пытались или пытаются делать, а может, всё вместе. В Челябинске чувствуется характер, деловой настрой, желание выделиться и позаботиться о других. А ещё немного посмотреть на самих себя — зря, что ли, здесь столько зеркальных бизнес-центров?