В Челябинске к сентябрю должен появиться первый в истории города вантовый мост. Мало кто знает, что в 260 километрах от мегаполиса, в Усть-Катаве, в далеком 1944 году построили сооружение по схожей технологии. Мост назвали Брянским в память о совместном труде местных тружеников и работников эвакуированного Брянского машиностроительного завода. В начале апреля 2024-го его закрыли на ремонт: деревянный настил пришел в негодность, да и огромные арки нуждаются в покраске. Но даже в таком виде мост надолго цепляет взгляд. Приводим несколько любопытных фактов о том, как, кто и почему его построил.
Усть-Катав — живописный город на западе Челябинской области с населением 20 тысяч человек. Со всех сторон его окружают горы, в центре — завод и пруд, который создали для промышленных нужд два столетия назад. Еще здесь протекают две реки — Катав и Юрюзань, которые делят город на несколько частей. Во время Великой Отечественной войны сюда эвакуировали несколько заводов, и население резко выросло — существующий до 1940-х хлипкий мостик без перил решили заменить на более надежную конструкцию. За рекой поселили основную часть новых жителей.
Изучению истории Брянского моста несколько лет посвятил научный сотрудник местного историко-краеведческого музея Анатолий Соколов. В музее рассказали, что он хоть и не застал строительство, но наиболее подробно описал его историю в своей статье.
— В августе 1941 года в Усть-Катав стали прибывать эшелоны с оборудованием, материалами Брянского машиностроительного завода имени Кирова № 13. Эвакуированы в Усть-Катав были и брянские рабочие с семьями, — пишет Соколов. — Их расселяли по разным местам. На правом берегу реки Юрюзань в срочном порядке были построены двухэтажные дома-времянки. Здесь образовался тогда микрорайон «Стадион». Иных рабочих расселили в Шубино (поселок на этой же стороне реки — Прим. ред.)
Краевед указывает в статье, что столбы-пилоны с арками для моста смонтировали в 1940 году, а активное строительство развернули только в мае 1943-го, после утверждения проекта управлением капитального строительства Усть-Катавского вагоностроительного завода. Летом 1944-го работы завершили досрочно. Строителям моста объявили благодарность, а семь человек даже получили премии.
Считается, что Брянским мост назвали в память о брянских специалистах машиностроительного завода. Но историк Соколов пишет, что состав строителей моста был довольно разношерстым. В разгар войны на тяжелые работы выводили штрафников с фронта.
— Мост строился не только эвакуированными из Брянска, но и прибывшими в Усть-Катав жителями Средней Азии, да и, наверное, коренными устькатавцами. Вообще, по воспоминаниям старых горожан, Брянский мост возводился, в основном, разного рода военными штрафниками (штрафбатниками) из узбеков, туркмен и иных жителей Средней Азии, которых устькатавцы снабжали едой, — пишет автор в статье.
По окончании строительства мост несколько раз едва не снесло паводком. Он оказался прочнее, чем многие дома в городе и даже цеха УКВЗ, вспоминали жители Усть-Катава в разговоре с журналистом 74.RU. Но наиболее подробно это описал бывший сотрудник музея.
— Во время весеннего наводнения 1946 года чуть ниже Брянского моста образовался мощный затор льда. Вызывали даже самолет из Челябинска бомбить затор. Под напором двинувшегося льда Брянский мост буквально выгнулся, а его заклепки начали трещать. Лед двинулся валом под мост. Через пять минут затора уже не было, — заключил Соколов.
С 1944 по 1977 годы по Брянскому мосту ездили легковушки и даже грузовики, но в конце 1970-х его сделали только пешеходным. В 2019 году на сооружении смонтировали подсветку, потратив на нее 150 тысяч рублей, а также видеонаблюдение, чтобы защитить исторический объект от вандалов. Этим летом Брянскому мосту исполнится 80 лет, и его закрыли на ремонт до 1 мая.
В горнозаводской зоне Южного Урала много интересных достопримечательностей. К сожалению, не все они в хорошем состоянии. Например, в паре часов езды от Брянского моста, в поселке Пороги, разрушается уникальная гидроэлектростанция. Осенью прошлого года предпринимательница превратила один из ее объектов в колоритное кафе и намерена построить там глэмпинг.
Большой репортаж журналиста 74.RU Артем Краснова, куда, кроме Усть-Катава вошли Юрюзань и Катав-Ивановск, мы публиковали в 2020-м году.