Город интервью Михаил Лабо, графолог, подполковник КГБ в запасе: «Почерк может подсказать, что человеку пора поправить свое здоровье и характер»

Михаил Лабо, графолог, подполковник КГБ в запасе: «Почерк может подсказать, что человеку пора поправить свое здоровье и характер»

С шести лет Михаил Лабо воспитывался в украинском детском доме, где, будучи в старших классах, вел драматический кружок, играл на трубе, занимался легкой атлетикой и был комсомольским вожаком. Не поступив в театральный институт, решил поехать в Казахстан к старшему брату, но тот посоветовал ему перебраться в Магнитогорск, где Михаил Гаврилович стал учителем физики. Как одного из лучших выпускников его направили преподавать в школу рабочей молодежи. Тогда он даже не думал, что станет первым в СССР специалистом по графологии, но военная карьера повернула судьбу в сторону этой редкой у нас науки.

Какое место занимает графология в современном мире? Что можно рассказать о человеке по почерку? Что общего между подписью и судьбой человека? Об этом мы беседуем с магнитогорским графологом Михаилом Лабо.

— Михаил Гаврилович, когда пришло к вам увлечение графологией?

— Все началось с армии, в которой мне выпало служить три раза. После окончания Магнитогорского педагогического института меня призвали в качестве солдата, а вернулся я в Магнитогорск уже младшим офицером. Только устроился в школу и сдружился со своими учениками, как меня снова вызвали в военкомат и предложили стать командиром танкового взвода в Туркмении. Демобилизовался, вновь начал преподавать физику, рисование, физкультуру и военное дело, но меня, теперь уже как офицера и общественно-политического деятеля, вызвали еще раз и предложили продолжить службу в КГБ.

— Что входило в ваши обязанности?

— Это была оперативная работа. На одном из участков я ведал вопросами борьбы с терроризмом и розыском авторов антисоветских документов, высказывавших намерения совершить акты насилия. Для качественного выполнения заданий необходимо было по почерку составлять портрет авторов угроз. Чтобы сделать это, приходилось отправлять копии документов в Москву на экспертизу, откуда приходил приблизительно такой ответ: «Автор, вероятно, мужчина, русский, потому что признаков иной национальности не установлено, возможно, с высшим образованием». И все — только три качества, и те лишь с какой-то долей точности. Этого было недостаточно, чтобы найти иголку в стоге сена.

Но однажды мне в руки попалась старая, без обложки, брошюра по графологии. Позже я выяснил, что ее написал З. Инсаров. Это была последняя книга на данную тему, изданная в Советском Союзе, да и случилось это еще в 1926 году. По ней я и начал заниматься. Уже через три года мог по почерку выделить шесть достаточно простых, но основных признаков человека: жадный — щедрый, злой — добрый и т.п. Результаты меня очень вдохновили, и я начал искать литературу по данной теме во всех библиотеках. Но ее нигде не было. Иногда мне неожиданно встречались старинные книги, например 19 века. В них было много лирики, но и важные для моей работы моменты тоже присутствовали. А так как я изучал одновременно тысячи документов — оперативная работа давала такую возможность, — мог по почерку и сведениям о личности выбирать то, что соответствует действительности. Долгое время тренировался на тех, кого хорошо знал сам или о ком мне могли рассказать другие: на своих товарищах, студентах, психически нездоровых людях, проживающих в стационарах, и т.д. Постепенно формировались необходимые знания и навыки, и в итоге я легко определял до 400 основных признаков характера человека и даже его заболеваний.

— Например?

— Состояние сердечно-сосудистой системы человека, как он ведет себя в коллективе, какие у него волевые качества, его образование, культурный уровень, национальность… В 1987 году после чернобыльской аварии меня пригласили в наш ведомственный институт в Киеве на преподавательскую работу. Там я решил собрать все свои труды в брошюру, но, когда она была готова, меня на кафедре раскритиковали, сказав, что человеку с моими званиями заниматься выпуском подобных книг непозволительно. Тем не менее моим курсантам брошюра так понравилась, что они ее отксерокопировали и при выпуске увезли по своим городам и весям, которые находились в самых разных республиках.

Но на этом мои поиски не закончились: я постоянно углублял свои знания. В 1988 году высшее командование Вооруженных сил СССР заинтересовалось возможностью создания программы по изучению личности по почерку. На тот период в Советском Союзе я оказался единственным специалистом в области графологии: криминалисты занимались сравнительным анализом почерка.

По инициативе заведующего кафедрой криминалистики при Киевском университете полковника А. Носенко была организована группа исследователей, в которую вошли психолог, медик, юрист, следователь и я в качестве графолога. Задача нашей группы заключалась в более детальном изучении связей между почерком человека и его характеристиками. Мы запрашивали библиотеки в Советском Союзе и за рубежом о возможных новых публикациях в области графологии, но все было тщетно.

Мы, пять разных специалистов, рассматривали рукописи каждый со своей точки зрения и сопоставляли полученные результаты. Согласно сделанным нами выводам характеристика по почерку давала до 80% вероятности совпадения ее с действительностью.

— А как же остальные 20%?

— Определенный процент ошибки присутствует в любой методике, изучающей человека, и 80% совпадения — это очень хороший результат. Но нашим изысканиям не суждено было воплотиться в практическое применение, поскольку вскоре Советский Союз распался, и я, окончив аспирантуру, вернулся в Магнитогорск. Но и здесь продолжил начатую работу и все-таки завершил ее. Готовая программа была запущена в Интернет. Недостаток заключается лишь в том, что при использовании ее в электронном виде некоторые прописные буквы не распознаются, поэтому, чтобы получить необходимую характеристику, исследователь должен иметь при себе печатную методичку.

— В каких областях жизнедеятельности человека и с какой целью изучается почерк?

— Область использования графологии весьма обширна. Например, в медицине мы можем увидеть некоторые конкретные заболевания человека — психическое расстройство, предынфарктное и предынсультное состояния, полиомиелит, оценить работу печени и т.д. Такое изучение здоровья ценно тем, что когда врач еще не видит, а сам человек не догадывается, что болезнь уже назревает, об этом ему скажет почерк, и, соответственно, можно принять необходимые меры профилактики. Мне самому не раз доводилось вовремя обнаружить у себя предболезнь. И это здорово меня выручало.

Графология дает уникальную возможность изучения характеров детей в школах. Я часто читал лекции для преподавателей, и они слушали их с благодарностью. Учитель, даже не разговаривая с учеником, а только посмотрев в его тетрадку, может понять, как с этим ребенком следует общаться: то ли он здоровый и ленивый, то ли обессилел от какого-то недуга. А однажды я таким образом помог своей супруге составить точные характеристики на выпускников ее класса. Когда она зачитывала их ребятам, они были удивлены точностью написанного. Получилось так, что я по почерку смог узнать о них больше, чем классный руководитель, прекрасно понимающий своих учеников, ведь иногда даже сам человек может не знать того, что показывает его почерк, оставляющий четкие следы на бумаге.

Тем более этот метод полезно применять в детских садах, когда сам малыш еще не может о себе рассказать, а воспитатель по его рисункам увидит, из какой он семьи, каково его психическое состояние.

В кадровой работе графология может помочь директору спрогнозировать поведение соискателей на вакантные места и правильно подобрать для себя сотрудников. С другой стороны, тому, кто ищет подходящее для себя место, тоже полезно изучить свой почерк. Таким образом можно как минимум понять, гуманитарий ты или технарь. А если пойти глубже, то определить и более точное направление.

Очень хорош этот метод при выборе мужа или жены: можно увидеть, подходят молодые друг другу или нет, насколько гармонично они будут жить между собой. Несколько пар подходили ко мне за подобными консультациями, и могу с уверенностью сказать, что наука не подвела.

— В этом году вы сыграли золотую свадьбу. Графология способствовала вашему счастью?

— Наши почерки действительно оказались очень похожими. Но когда мы познакомились, я еще не занимался графологией. Нам помогла интуиция и единомышлие.

— Откуда пришла к нам графология?

— Это довольно молодая наука, ей всего около 200 лет. Ею, как правило, занимались люди продвинутые: писатели и поэты 17–19 веков. Поскольку им приходилось иметь дело с рукописным письмом, то волей-неволей они задумывались, почему у разных людей разные почерки. Кто-то даже изучал графологию на бытовом уровне — ради личного интереса. Но нашлись и те, кто занялся этим всерьез. Так, во Франции еще в 19 веке была написана книга о том, как с помощью почерка узнавать личность человека. А в России после 30-х годов XX века моя брошюра до недавнего времени оставалась единственной. Для ее издания я провел огромную работу: таблицы, таблицы, таблицы. Я исследовал в общей сложности около миллиона почерков, ведь для того, чтобы научиться определять, например, буйный характер или нет, необходимо провести сравнительный анализ огромного количества элементов букв. Тем более современное правописание совершенно не соответствовало тому, каким оно было каких-нибудь 100 лет назад.

Сегодня эта наука получает все большее распространение. Графологические общества есть во Франции, в Израиле, в США, Организовано оно и в России — в Москве. Сейчас даже в популярных журналах можно найти статьи о том, что тот или иной графолог дал характеристику, например, известным певцам. Элементы этой науки начали читать в медицинских и юридических институтах. Я сам одно время организовывал подобные курсы в нашем техническом университете.

— Как формируется кинестетика почерка?

— В моих книгах это подробно описано. Сначала ребят учат писать отдельные элементы букв: палочки, петли, завитки… Затем выводят понятие буквы, связывают их между собой, а уже после этого формируют каллиграфию почерка, которая очень сильно зависит от физического состояния человека и его характера. Школьник, допустим, и хотел бы красиво писать, но его моторика, нервная или сердечно-сосудистая система не позволяют ему этого сделать. Сбои в организме заметно сказываются на каллиграфии. Именно поэтому по почерку можно с точностью до двух-трех лет определить возраст человека. Максимальной красоты почерк достигает, когда пишущий находится в расцвете сил, а при сползании к старости он начинает разрушаться: сами штрихи остаются красивыми, а связи между ними слабеют.

— Что имеет большее значение для графолога — отдельные знаки или текст в целом?

— Важно и то, и другое. Чтобы определить топографию письма, смотрят расположение текста, плотность заполнения страницы, наличие переносов, общие признаки почерка и т.д. Например, крупным почерком обладают тысячи людей, а вот характерным завитком — единицы. Это частный признак, делающий характеристику человека индивидуальной. Хотя один такой элемент не является доказательством принадлежности, а лишь приводит к предположению. Чем больше подобных признаков, тем точнее анализ. Но даже по мимолетной записке можно легко узнать, например, кому больше человек уделяет внимание — самому себе или тому, к кому обращается. А буква, написанная грациозно, характеризует ее автора как человека исключительно любознательного. Крупный почерк характеризует человека, стремящегося к публичности. По толщине букв можно судить о физической силе. Правые полупустые поля показывают, что человек боится сложностей, поэтому предпочитает перенести слово полностью, не прерывать его. Левые — образованность, культуру, интеллигентность.

— Вы анализировали почерки известных людей, например Есенина или Высоцкого?

— Как-то в одном из музеев Санкт-Петербурга я увидел рукопись Пушкина. И людям, стоящим рядом, начал рассказывать об Александре Сергеевиче: о его взаимоотношениях с людьми, характере, нервной системе и т.д. Экскурсовод подумала, что я все это где-то прочитал, и была удивлена, что подробности о великом поэте мне рассказал его почерк.

— О чем говорит подпись?

— Подпись — это концентрированная информация. В ней отражаются талант, способности, состояние психики, взгляд на перспективу, целеустремленность, положение в семье. Начало подписи — это мысли человека о самом себе, середина — его отношение к трудовой деятельности, конец — психическое состояние, наличие целей, взаимоотношение в обществе.

— Бывает, что почерки и подписи искусно подделывают, значит ли это, что почерк не всегда говорит правду?

— Опытный графолог легко отличит истину от подделки. Мне приходилось выступать в судах в качестве эксперта, где я доказывал фальшивость подписи. Это как сравнительный анализ картинок, когда требуется найти десять различий. Даже угол наклона, искаженный на пару градусов, что хорошо видно под микроскопом, является уликой.

— Характер подвержен изменениям. А почерк?

— Если человек работает над собой, самосовершенствуется или хорошо пролечивается, его почерк непременно изменится — станет аккуратнее. И наоборот, если начать свое развитие с улучшения почерка, то автоматически включится программа по саморазвитию. Однако сегодня почерки стали менее аккуратными: компьютеры лишили людей потребности писать друг другу от руки.

— Не потеряет ли в связи с этим графология свое значение?

— Этого точно не случится: учеников по-прежнему учат правописанию не на компьютерах, а в тетрадках, значит, рукописные документы будут существовать, да и подписи люди будут ставить всегда и подделывать их тоже, следовательно, полиция будет искать преступников, а значит, графология еще долго будет служить человечеству.

— Вы считаете, что человек может сам себя запрограммировать на успех? Как это можно сделать при помощи почерка?

— Лет 25 назад мой товарищ, у которого было восемь классов образования, решил, что должен стать депутатом. Тогда он писал очень некрасиво, а сегодня готовится к защите докторской диссертации. Почерк его действительно изменился от бестолкового до талантливого. Но сказать, что все началось именно с почерка, я не могу: приняв решение, мой товарищ начал очень много читать, увлекся борьбой, создал свою школу. В результате его желание изменило и его судьбу, и его почерк.

— Да, но желания есть у каждого, а вот успех приходит далеко не ко всем.

— Чтобы понять, почему так происходит, представьте себе жизнь в виде синусоиды, которая может перемещаться то вверх, то вниз по оси у. Если человек для удовлетворения своих потребностей вынужден постоянно поднимать ее, то под осью х останется большое количество эмоций, и они будут со знаком минус, то есть негативными. Другой держит планку своих потребностей очень низко, ведь на самом деле для полноценной жизни нам надо совсем немного, поэтому в данном случае синусоида будет находиться выше оси х, а это значит, что эмоции такого человека окажутся в основном положительными. Таким образом, счастливым чувствует себя тот, чьи желания и потребности соответствуют возможностям. А почерк в данном случае — это что-то вроде градусника, который является подсказкой для того, чтобы человек вовремя поправил свое здоровье и характер.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем