Город Наталья Смирнова, начальник главпочтамта (почтового отделения №1) Магнитогорска: «Вряд ли когда-нибудь люди перестанут отправлять друг другу "живые" письма»

Наталья Смирнова, начальник главпочтамта (почтового отделения №1) Магнитогорска: «Вряд ли когда-нибудь люди перестанут отправлять друг другу "живые" письма»

Наталья Смирнова – потомственный почтальон. Трудовую династию заложила ее мама, которая отработала на почте 45 лет. Начав свою деятельность обыкновенным почтальоном, она вышла на пенсию в качестве бригадира сортировщиков газет. Наталья росла в большой семье, поэтому даже не мечтала о высшем образовании, впрочем, о профессии почтальона тоже не думала. Однако, окончив училище, решила пойти по стопам мамы и в 1984 году устроилась учеником оператора. С тех пор – вот уже 29 лет – она работает на почте России.

Почему в век высоких технологий люди по-прежнему пишут друг другу обычные письма? Сколько писем и посылок в день отправляется из Магнитогорска? Исчезнет ли когда-нибудь профессия почтальон? О том, что такое современная почта, рассказывает начальник главпочтамта (почтового отделения №1) Магнитогорска Наталья Смирнова.

Наталья Владимировна, какой путь пришлось пройти от оператора связи до начальника главного дома почты в нашем городе?

– Путь был достаточно длинным. Через восемь лет работы в качестве оператора меня назначили контролером. Сейчас даже должности такой нет, а тогда на нем лежала большая ответственность – контролер отвечал за все действия операторов связи, которые оказывают услуги посетителям, принимая от них коммунальные платежи, посылки, бандероли и переводы, выдают пенсии и т.д. Все полученные сведения он передавал начальнику отделения для дальнейшей обработки документации в информационном центре.

Через два или три года меня поставили начальником одного из небольших отделений нашего города, потом доверили отделение покрупнее, потом еще крупнее. Так постепенно мой потенциал руководителя дорос до главного почтового отделения Магнитогорска, где я тружусь уже в течение семи лет. Параллельно с этим я окончила факультет психологии МаГУ, получив-таки высшее образование.

Почему выбрали именно эту специальность?

– Прежде всего потому, что в Свердловский техникум связи – куда я когда-то не стала поступать, так как в нем не было очного отделения, – теперь не было смысла идти: свой богатый опыт в течение многих лет мне передавали люди, с которыми я работала. Кроме того, я очень хотела изучать психологию, поскольку каждый день имею дело с людьми. И не только с работниками главпочтамта, но и с его посетителями. Знать психологию человека в нашей профессии очень важно, чтобы быть более корректными и грамотными в общении.

Как вы относитесь к почтальону Печкину?

– По-моему, его любят все: и дети, и взрослые. Через него в какой-то степени показывается работа почты. Вспомните ту ситуацию, когда он принес посылку: как и положено, Печкин не отдал ее без документов, хоть и хорошо знал всех обитателей дома. А в другой ситуации разъяснил маленьким зрителям, что такое заказное письмо, чем оно отличается от телеграммы и бандероли… Думаю, благодаря Печкину они, в свое время придя на почту, уже не перепутают одно с другим.

Истории известно, когда люди впервые начали писать друг другу письма?

– Думаю, это случилось настолько давно, что первые послания от одного человека к другому до нас уже никогда не дойдут. А вот электронная почта как средство коммуникации возникла только во второй половине прошлого века. По одним источникам, это произошло в 1971 году, а по другим – в 1965-м. Если же вам интересна история магнитогорской почты, то она подробно описана в газете «Почтовая весточка». Например, в ней можно прочитать, что весной 1750 года был открыт первый на Урале почтовый маршрут – от Верхнеяицкой (Верхнеуральской) крепости до Оренбурга.

Сколько писем и посылок отправляла магнитогорская почта в период ее расцвета?

– Если проанализировать почти 13-летний период моей работы в самых разных отделениях магнитогорской почты, можно сказать, что раньше писем отправлялось несравнимо больше, чем сейчас. Выемка писем сегодня, как и лет 10-20 назад, производится два раза в день. Но, если еще недавно мы за один раз вынимали 300-400 писем, которые потом наши операторы штамповали сутками напролет, то сейчас – 50-70. Сказывается стремительно растущая роль Интернета. Однако я не думаю, что однажды наступит такое время, когда люди перестанут отправлять друг другу «живые», бумажные, письма, бандероли и посылки. Тем более сегодня многие предпочитают пользоваться не простой корреспонденцией, как это было раньше, а заказной. По этой причине с нами сотрудничают очень многие предприятия Магнитогорска, несмотря на то, что есть электронная почта.

Откуда у людей такая тяга к эпистолярному жанру?

– Людям свойственно общаться. Без этого человек просто не может жить. Но, если еще лет 100-200 назад мы жили в деревнях и могли каждый день встречаться, то сейчас, когда основное население России живет в городах и люди часто бывают разделены огромными расстояниями, для многих письмо является единственным способом поделиться радостью, печалями или просто своими мыслями с близкими. Особенно это актуально для людей пожилого возраста, которым труднее осваивать новые информационные технологии, а ведь именно эти люди сильнее всего испытывают дефицит общения. Долгие телефонные разговоры кажутся им слишком дорогими, а конверт и обходится значительно дешевле, и поместить в него можно гораздо больше слов. К тому же в письме можно изложить те мысли и чувства, о которые вслух сказать либо забудешь, либо не решишься. Наверное, именно этим обстоятельством объясняется большое количество писем, оправляемых в армию, а также от призывников – мамам: взрослеющие сыновья в это время очень остро ощущают дефицит материнской заботы и начинают осознавать, что любят своих родителей. А так как мужчины редко решаются открыто говорить о своих чувствах, то письмо для них порой становится единственной возможностью сделать это. Да и сами мамы порой по 100 конвертов сразу покупают, несмотря на то, что сейчас уже нет льготных конвертов для отправки солдатских писем. Думаю, многие семьи потом еще долго хранят эти послания в своих домашних архивах. Кроме того, часто родные отправляют призывникам посылки и бандероли.

И все же, что мы, пользователи, предпочитаем сегодня – почту или Интернет?

– По моим наблюдениям, и то, и другое в равных долях. Это можно отследить по входящей и исходящей корреспонденции. Да, объемы в последние годы уменьшились, но все же она занимает значительную долю в общем объеме способов общения. Тем более, помимо частных лиц, мы достаточно плотно работаем с организациями. Да, многие сегодня пользуются Интернетом и для того, чтобы узнавать новости из самой свежей – электронной – прессы, но и от газет люди не отказываются, ведь с нею можно удобно расположиться в кафе или на кухне. Так что у каждого из нас есть свои предпочтения.

Можно даже сказать, что между почтой и Интернетом сегодня налажено крепкое деловое сотрудничество. Например, оплата коммунальных услуг теперь производится через Интернет. И это здорово, ведь если раньше человек вносил в кассу необходимую сумму в последний установленный для этого день, то неизбежно попадал в должники, так как несколько дней уходило на обработку его квитанций вручную. Теперь же все необходимые операции производит компьютер, и уже через несколько секунд наш клиент может видеть результат зачисления его платежа. Многие услуги самой почты тоже упростились благодаря развитию электронной техники. Так, если все записи о переводах, приемке и отправке писем мы делали вручную, то сейчас сведения о проделанных почтой операциях заносятся в компьютеры, что значительно облегчает их обработку. Письма также регистрируются через специальные программы. Всей поступившей к нам корреспонденции присваиваются специальные штрих-коды, по которым можно отследить, весь путь посылки, бандероли или заказного письма. Это очень удобно и доступно каждому.

Благодаря Интернету у нас появилось много новых услуг. Например, мы заключили договор о сотрудничестве с «Экспресс-почтой» и теперь осуществляем отправления первого класса для писем и бандеролей по Российской Федерации, которые обрабатываются в первую очередь. Еще у нас есть такая интересная услуга, как «Письмо от Деда Мороза», которая пользуется большим спросом у магнитогорцев: родители заказывают через нас доставку новогодних подарков для своих детей. В назначенный срок северные послания «приходят» к нам на почту, и мы вручаем малышам настоящие посылки от настоящего Деда Мороза.

Какой путь проходят письма и посылки, пока они не достигнут своего адресата?

– После того, как мы зарегистрировали принятое почтовое отправление и его индикатор был выложен на сайт Почты России, оно уходит на сортировочный пункт Магнитогорска, где все, что поступило сюда в этот день, раскладывается по наименованиям и направлениям. Преодолев необходимое расстояние, оно попадает на сортировочный пункт того населенного пункта, в который было отправлено. Как только это произойдет, на сайте появляется сообщение, что данное почтовое отправление прибыло в пункт назначения, и клиент, предоставив индикатор оператору связи, может получить его, не дожидаясь квитанции.

Из каких городов и стран к нам приходят письма и посылки?

– Со всех городов России и со всего мира. И мы тоже отправляем их во все концы света. И с каждым годом международных отправлений становится все больше и больше: помимо традиционных обменов посылками между родными очень популярными стали покупки через интернет-магазины. Кроме того, увеличилось количество и деловых международных связей. Не пропустить посылку в нашу страну или из нашей страны может только таможня. А таможен в нашей стране несколько: в Москве, Владивостоке и Саратове. Если в посылке обнаружится недопустимое к отправке вложение, ее вернут обратно в Магнитогорск. И это тоже можно увидеть при помощи почтового индикатора.

Может ли посылка потеряться где-то по дороге?

– Нет. Но бывают случаи, когда оказывается неверным индекс получателя, который при отправке считывается в первую очередь. В связи с этим, если даже одна цифра указана ошибочно, посылка уйдет в другой город. Ее потом, конечно, найдут, но на это уйдет какое-то время. И опять же огромную помощь в этом нам оказывает Интернет. Если раньше приходилось искать пропажу через учетные записи и квитанции, то сейчас – при помощи компьютера.

– Пользуется ли сегодня профессия почтальона спросом у молодежи?

– Я бы сказала, что да, пользуется. Возможно, потому, что с введением сдельной оплаты труда у почтальонов и операторов связи появилась возможность зарабатывать больше. Хотя, сколько я тружусь на почте, у нас всегда ощущался дефицит рабочих рук: работа на почте была и остается очень тяжелой.

Не станет ли со временем слово «почтальон» архаичным?

– Нет, никогда. Интернет – дело, конечно, хорошее, но без почтовых отправлений люди никогда не обойдутся. Сколько разговоров было по поводу газет, которым прочили скорое исчезновение. Но нет, люди по-прежнему любят читать печатные издания. Или вспомните фильм «Почтальон», где мир в разрушенном государстве был восстановлен только благодаря мужеству рядовых почтальонов. Я думаю, что наши почтальоны в чем-то очень похожи на героев этого фильма: даже когда кто-то из них заболеет, остальные берут на себя их работу по доставке пенсий и газет. Снег, дождь, ветер – не имеет значения: люди ждут, значит, надо идти.

Каким вы видите будущее российской почты?

– Более автоматизированным. Толстая сумка на ремне, которую описал Маршак, до сих пор остается такой же толстой и увесистой, как 50, а то и 100 лет назад. И посылки, которые принимают наши девочки, весят до 31 килограмма. Было бы замечательно поставить такой груз на конвейер, который сам доставил бы его к почтовой машине. А оператор в это время не вручную, а на компьютере отпечатал бы все квитанции и извещения, которые через факс или какую-нибудь другую, пока еще неизвестную нам электронную технику, мог бы принять тот, кому они предназначены.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем