Наталья Ключникова уже 27 лет работает в системе образования. Из них девять лет учителем русского языка и литературы, 10 лет заместителем директора, а с 2004 года – директором школы. Чем отличается современная школа от советской? Совместимы ли школа и финансовая деятельность? Насколько эффективны нынешние школьные стандарты? На примере своей школы на эти и другие наболевшие вопросы отвечает Наталья Ключникова.
– Наталья Львовна, почему вы выбрали профессию учителя?
– Это началось еще в детстве, когда я училась в одной из сибирских школ. Мне очень нравилось, как наш классный руководитель, учитель физики Л.К. Гжибовская выстраивала систему воспитательной работы. И я решила последовать ее примеру. Школьные учителя развили мои способности, в том числе и организаторские: я участвовала в конкурсах художественной самодеятельности, в составлении школьной стенгазеты и была активисткой во всех школьных мероприятиях. После 3 курса МаГУ прошла педагогическую практику и решила перевестись на заочное отделение, чтобы скорее начать работать учителем и вести пионерскую работу.
– Сегодня воспитательная деятельность в школе вынесена во вторую половину дня. Несет ли педагог, как это было раньше, ответственность за воспитание детей?
– Я помню, как когда-то мы проводили уроки технологии у своей учительницы на кухне, так как в школе не было подходящей плиты. В такой обстановке даже самые строгие учителя воспринимаются по-иному, и в этом уже есть элемент воспитания. Да и учителем работать в прежние времена было более престижно, что тоже положительно сказывалось на детях. В остальном в отношении воспитательных функций практически ничего не изменилось. Разве что сами люди. Да, был период смены политических платформ, когда пересматривались все наши ценности, но сейчас все встает на свои места: образование становится приоритетным направлением государственной политики. И я, как руководитель, это чувствую.
– Каковы требования современной системы образования к директорам школ?
– Сегодня директор школы должен хорошо разбираться и в финансах, и в маркетинге, и во всем менеджменте.
– В чем может заключаться финансовая деятельность обычной образовательной школы?
– В рамках модернизации российской системы образования обозначен статус современной школы. Сегодня она может быть как бюджетным учреждением, так и автономным. Если это бюджетное учреждение, то весь механизм его деятельности заключен в рамках утвержденных смет и плана финансово-хозяйственной деятельности. Если же это автономная организация, то она получает гораздо больше полномочий: у нее внутри есть своя бухгалтерия, она может зарабатывать за счет дополнительных услуг и сдачи в аренду своих помещений с целью осуществления образовательной деятельности сторонними организациями, и у нее более гибкая система расходования своих финансовых средств.
– Какую систему выбрали вы?
– Мы остались бюджетной организацией, и пока нас это устраивает. Законом РФ «Об образовании» предусмотрено нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений. В среде педагогов даже такая фраза родилась: «Деньги ходят за детьми». Это значит, что на каждого ученика выделяются субвенции. Так, если в прошлом году у нас обучалось 793 человека, а в этом 824 (добавился еще один класс в старшем звене), то, соответственно, мы получили большее, по сравнению с прошлым годом, финансирование, которое поступает из федерального, регионального и муниципального бюджетов. И мы это очень даже почувствовали: провели ремонт и крыши, и отопления, и водоснабжения, и путей эвакуации, что уже давно не могли сделать. Благодаря модернизации образования началось оснащение учебных кабинетов автоматизированными рабочими местами, а это уже современный уровень преподавания. Конечно, когда у каждого ученика есть электронный учебник – это еще лучше, но, уверена, что и они в скором времени появятся.
– А дети не забудут, что такое книга?
– Не думаю. Конечно, у нашего поколения не было телевизоров, и свободного времени, несмотря на большое количество кружков, было много. Я лично зачитывалась приключениями и фантастикой: отец привил мне любовь к книге, и это, конечно же, меня духовно обогащало. Сейчас дети, – и я с этим согласна, – читают мало. Это настоящая проблема, но не одной школы или города, а всего общества, так как, несмотря на то, что век у нас информационный, книга была и несомненно остается фундаментом культуры всего народа. Пользование средствами массовой информации не всегда идет ребенку на пользу, и здесь должна работать настоящая цензура. Но помимо влияния социума многое в этом вопросе зависит от родителей: если дома любят книги и читают, то и ребенок будет читать. И прививается любовь к книге задолго до школы.
Тем не менее выход в Интернет и внутренняя локальная сеть – большой плюс в повышении качества образования. Стоять на месте нам никто не позволит! Да и мы не захотим: иначе станем неконкурентноспособными. Именно поэтому если раньше директора школ получали управленческие знания только на курсах повышения квалификации, то сейчас существуют самые разные формы дополнительного профессионального образования, в том числе и дистанционное. Я, например, защитила диплом «Менеджмент в образовании». Хотя менеджером может быть не только директор или завуч, но и простой учитель, ведь менеджер по-русски – это управленец, а учитель управляет классом. И многие педагоги понимают это.
– Черчилль в свое время сказал: «Школьный учитель обладает такой силой, о которой премьер-министр может только мечтать». Как бы вы прокомментировали это высказывание?
– Учитель – это ваятель человеческих душ. А душу можно развивать не только на уроках литературы, музыки и МХК, но и на любом другом уроке, ведь учитель – оратор, а словом, как известно, можно и «убить, и спасти, и полки за собой повести». Поэтому невозможно оторвать воспитание от обучения. Как можно учить, например, русскому языку, не воспитывая, если, что ни крылатая фраза, что ни пословица, то огромный воспитательный смысл! Поэтому в плане духовно-нравственного развития на учителя ложится огромная ответственность. По моему мнению, учитель формирует образ будущего человечества. И здесь я полностью согласна с Черчиллем: любой премьер-министр может позавидовать учителю.
– В прошлом году школы начали обучать детей по новым стандартам. Что входит в эти стандарты?
– Стандарты второго поколения включают в себя так называемые «три Т»: требования к структуре основных общеобразовательных программ, к результатам их усвоения и к условиям их реализации. Первое «Т» у нас всегда было, второе «Т» с нас всегда спрашивали, а третье «Т» мне очень нравится: школа начала соответствовать современным требованиям. Конечно, школы, введенные в эксплуатацию 30 и более лет назад, в этом отношении проигрывают вновь построенным, в которых как минимум два спортивных зала, рядом с ними – душевые кабины и туалетные комнаты, есть бассейн и современные лаборатории, учебные «перекрестки» с детскими машинами, внутришкольное телевидение и даже своя типография. У нас еще не все так хорошо, как хотелось бы, но если судить по финансированию этого года, то при сохранении данной тенденции и учебные «перекрестки» у нас скоро будут, и бассейны.
Немаловажную роль в выполнении третьего «Т» играет и создание визуально-имиджевой среды, в которую входят и красивый фасад, и современная мебель, и состояние классов. Красота, свет и тепло помогают создавать в школе уют. Это очень важно, так как дети проводят в школе очень много времени. Поэтому мы начали преобразование нашей школы именно с этого. Есть у нас и своя газета: информирование о жизни школы способствует лучшему взаимодействию между учителями, детьми и родителями.
– Каковы минусы стандартного обучения?
– С прошлого года в школах введено обязательное дополнительное образование детей: ребенок должен в обязательном порядке получить 10 часов в неделю внеурочной деятельности. И само по себе это очень хорошо. Но возникает проблема с помещениями: в школе их не хватает. Кроме того, нужно принять на работу педагогов дополнительного образования как совместителей. Соответственно, в учреждениях дополнительного образования эти часы теряются. Да и организационно все эти вопросы решаются нелегко, а ведь постепенно к первым и вторым присоединятся и другие классы. Надеюсь, что эти проблемы со временем разрешатся.
– Нужны ли всем детям одинаковые кружки?
– Конечно, есть дети, которые посещают музыкальные школы, элитные секции или театральные студии. Естественно, родители снова поведут их туда. И мы идем им навстречу. С другой стороны, есть достаточно большое количество родителей, которые не имеют возможности сопровождать ребенка в ту или иную секцию, а праздность, как известно, – мать пороков. Поэтому главное для нас – охват всех детей дополнительным образованием. Тем более что у детей есть выбор, в какой кружок пойти.
– Можно ли таких непохожих друг на друга детей при стандартном подходе к обучению вырастить высоко осознающими себя личностями?
– Авторы новых стандартов ожидают, что в результате мы воспитаем в детях желание и умение учиться, а это приведет к индивидуальному прогрессу в основных сферах личностного развития – эмоциональном, познавательном, в саморегуляции и в сотрудничестве. Стандарты второго поколения отличаются от федерального компонента образования тем, что мы от оценки знаний, умений и навыков переходим к оценке компетенций. Естественно, что и методы обучения при новой парадигме образования тоже будут меняться: вместо классно-урочной системы с ее традиционными методами мы переходим к проблемному обучению, к методу проектов, технологии сотрудничества и т.д. Мотивация обучения сегодня ставится превыше всего. Мотивы у детей могут быть самыми разными: и социальными (долг и ответственность), и познавательными, и профессионально-ценностными, и эстетическими (раскрытие талантов и способностей ребенка), статусно-позиционными (через учение человек утверждается в обществе), и учебно-познавательными.
– Готовы ли учителя к таким переменам?
– Педагог в обязательном порядке проходят соответствующую переподготовку. Конечно, практику теорией не заменишь, поэтому полученные знания уже проверяются в деле.
– По статистике, в школу приходит 20% первоклассников с нервно-психологическими затруднениями, а заканчивают первый год обучения уже 80%. Что, на ваш взгляд, является причиной таких результатов?
– Любая перемена в жизни ребенка – это стресс. Тем более переход из дошкольного учреждения в школу. Здесь нет ни дневного сна, ни трехразового питания. Чтобы адаптация прошла менее болезненно, существует предшкольная подготовка. С октября-февраля детки ходят в школу по субботам к учителю, который примет их в первый класс, занимаются с ним, привыкают к нему, знакомятся друг с другом, со своим кабинетом и со средой образовательного учреждения и, конечно, 1 сентября идут в школу уже психологически подготовленными. Кроме того, уроки у первоклассников идут всего по 35 минут, их рабочая неделя длится не шесть, а пять дней, и малышам даются дополнительные каникулы. Все это способствует сбережению их здоровья. На мой взгляд, школа – это островок добра, поэтому приведенные вами цифры не верны. Здесь все зависит от атмосферы, которая царит в школе: если директор стимулирует деятельность учителя, то и учитель стимулирует интерес ребенка к учебе. Это называется авансированием личности: ребенок будет стремиться дорасти до той планки, которую обозначил для него учитель. А иногда и двойки, которых дети часто боятся, играют не только негативную роль, но и положительную, что отмечают сами же ученики.
И вы забыли про учителей, которые часто тоже нуждаются в психологической поддержке! И очень хорошо, когда руководитель это понимает: состояние учителя напрямую влияет на состояние детей. Я счастлива, что в свое время пришла в такой дружный коллектив, где каждый педагог умеет радоваться успехам своего коллеги.
– Возможно ли в современной общеобразовательной школе вариативное обучение?
– Конечно, возможно. Например, в нашем городе открываются кадетские классы. В Москве есть адаптивная школа Ямбурга, в которой наравне с общеобразовательными есть и коррекционные, и гимназические, и лицейские классы.
– Общая успеваемость в наших школах с 1 места в мире опустилась на 48. В чем вы видите основную причину этого?
– Я не могу судить обо всех школах России, но в нашей качественная успеваемость растет уже на протяжении нескольких лет. До минимума снижен и процент детей условно переведенных. В этом заслуга наших учителей: они неравнодушны к детям, работают не только с олимпиадниками и медалистами. Делают все возможное, чтобы школьники выходили в жизнь порядочными людьми.
– Не секрет, что зарплата учителя сегодня далека от идеала, поэтому мужчин-преподавателей в школах практически нет. Как в таких условиях воспитать мальчиков мужественными?
– Новая система оплаты труда призвана улучшить благосостояние педагогов, поднять престиж профессии учителя. В этом году, например, к нам в школу из коммерческой структуры пришел молодой педагог – учитель математики и информатики. Почему? Стабильность, педагогический стаж, большой отпуск и т.д. Кроме того, мужественность мальчиков зависит от многих факторов, поэтому и женщины могут вырастить мужественных юношей, если занимаются гражданско-патриотическим воспитанием детей. Но, прежде чем говорить о большом, нужно говорить о малом: любовь к Родине начинается с семьи, со школы, а мужественность в мальчике воспитывается положительным примером отца.
– Где ребенок может сегодня научиться думать, рассуждать, доказывать свою точку зрения, если все в итоге сводится к ЕГЭ? Страх перед экзаменами или интерес подталкивает ребенка к обучению?
– В какой-то степени вы правы: ЕГЭ – это натаскивание. Но только для тех, кто учился без системы. Учеником не может двигать только интерес к учебе, в обучении всегда работали сообща и кнут, и пряник. И вы забыли, что третья часть единых государственных экзаменов содержит задания, рассчитанные на то, чтобы ребенок мог выдвинуть тезис, привести необходимые аргументы и сделать правильный вывод.
ЕГЭ – это всего лишь инструмент, позволяющий не только оценить знания ученика, но и самому ученику всего один раз испытать стресс перед экзаменом.
– Какова роль родителей в образовании своих детей?
– Ее трудно переоценить. Как мы уже говорили, привить любовь к чтению, воспитать мальчика мужественным, организовать рабочее место ученика, собрать ему портфель, посещать родительские собрания…Все это работа родителей. Между семьей и школой должен идти постоянный диалог. Будет наше общество здоровым, станет и семья здоровой, и тогда учителям будет гораздо легче работать.
– Всегда ли родители учитывают индивидуальные особенности своего ребенка?
– Нет, не всегда. Иногда сами родители ведут себя так, что их приходится воспитывать. Однажды одна из мам, перед тем как зайти в школу, потушила окурок о школьные перила. Она что, не знает, куда идет? Какие индивидуальные особенности ребенка она будет учитывать? Уверена: сохранение семьи тоже должно стать приоритетным направлением нашего государства.
– Восточная мудрость говорит: «Хочешь победить врага, воспитай его детей». Кто мы для своих детей?
– А другая восточная мудрость говорит: «Хочешь победить противника, сделай его своим союзником» Учитель не должен быть ментором, а тем более цербером. Мы должны быть добрыми и мудрыми наставниками. И главное – должны помнить, что в наших руках – самое ценное, что есть на земле – детские души и сердца.