Город Ольга Мосенкова, психолог: «Если человек на пути выздоровления находит самого себя, и его жена поддерживает его в этом, то успех обеспечен им обоим»

Ольга Мосенкова, психолог: «Если человек на пути выздоровления находит самого себя, и его жена поддерживает его в этом, то успех обеспечен им обоим»

Новый год. Для многих из нас это лучший день в году. Но не все ожидают его с предвкушением чуда. Кого-то мучает тревога. И, как всегда, не напрасно – он снова напился! «Ну почему он со мной так?» – праздник сменяется отчаянием. Так почему он «так» со своей женой? Почему муж поступает так снова и снова? Он что, никогда ее не любил? Почему именно в вашей семье сложилось так, а не иначе? Кто несет ответственность за то, что происходит в вашей семье? Что делать, если ваш муж или сын наркоман или алкоголик? Что такое химическая зависимость? Кто ей подвержен? Есть ли способы избавления от этой страшной болезни? Да и кто, собственно говоря, сказал, что это болезнь? Неужели женам и матерям алкоголиков суждено либо потерять своих любимых, либо всю свою жизнь влачить от наркологии до наркологии? Есть ли у таких семей способ снова стать счастливой семь

В 1992 году группа магнитогорских психологов прошла в Москве обучение у американских профессионалов, работающих в Центрах по оказанию помощи химически зависимым людям. Целью их было – внедрить в российское общество «Программу 12 шагов анонимных алкоголиков», которая позволяет алкоголикам или наркоманам остановить заболевание и жить трезво. В шестерке магнитогорских специалистов, отправившихся на обучение, была в то время доцент кафедры психологии МаГУ Ольга Мосенкова.

Ольга Георгиевна, если муж любит свою жену, то почему он с ней так?

– Потому что он химически зависимый. Он больной. Алкоголик пьет не потому, что на него влияют какие-то внешние причины. Он пьет, потому что в этом проявляется его болезнь. При ангине у человека краснеет горло, при алкоголизме возникает непреодолимая тяга выпить.

Это что же, выходит, что мы должны относиться к алкоголизму, как к ангине? Обеспечивать больному при каждом запое постельный режим?

– Нет. Постельный режим не поможет, поскольку химическая зависимость – болезнь неизлечимая.

Думаю, многим очень трудно поверить в то, что алкоголизм это действительно болезнь. В том числе и самим алкоголикам, и их женам.

– И все же это болезнь. По определению международной классификации болезней МКБ-10 алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение и др. относятся к заболеванию «химизм». Личность химчески зависимого раздвоена. В нем как бы два разных человека. Один – хороший, добрый, здоровый. А второй – черствый, эгоистичный. Это болезненно измененная часть личности. Признание того, что химическая зависимость является болезнью – это уже первый шаг к выздоровлению.

Но если «химическая зависимость» болезнь неизлечимая, как алкоголик или наркоман может выздоравливать?

– Он может остановить свое заболевание и жить трезво. Это возможно с помощью группы таких же, как он, анонимных алкоголиков.

В Москве вы изучали химическую зависимость как болезнь?

– Мы изучали «Программу 12 шагов анонимных алкоголиков», которая была создана в помощь химически зависимым. Учились мы в течение двух месяцев. Вместе с нами приехали около 200 представителей из самых разных городов России – тех, кто хотел организовать центры в помощь химически зависимой личности в своих городах. Учеба была жесткой, но интересной. По окончанию мы получили сертификаты международного образца и, вернувшись домой, открыли Центр, который назвали «Ренессанс».

Что вы считаете самым главным в работе с химически зависимым человеком?

– Работа с химически зависимыми – это работа индивидуальная, штучная, личностноориентированная. Лечение происходит через знания. Но главную роль в выздоровлении играет регулярное посещение групп анонимных алкоголиков. Группы поддержки, их обстановка являются примером для химически зависимых.

Вы что, читали алкоголикам и наркоманам лекции? И откуда в городе появились группы поддержки для химически зависимых людей?

– Да, мы читали алкоголикам и наркоманам лекции. Но не только. Курс включает лекционные занятия, индивидуально-групповую терапию и психологические тренинги. Мы разбирали с каждым всю программу по шагам. Каждый делал огромное количество домашних заданий, в которых использовались личные примеры и размышления. Вся работа строилась через анализ собственной жизни. Мы учили выздоравливающего алкоголика или наркомана самым элементарным вещам: с детьми общаться, танцевать на трезвую голову, проводить праздники так, чтобы помнить потом, как они прошли! На семейных группах мы проигрывали конкретные семейные ситуации.

Может ли жена химически зависимого помочь ему в выздоровлении?

– Главной помощью родственников тех, кто пришел в профессиональный центр, каким был «Ренессанс», – является не мешать выздоровлению зависимого и выполнять те инструкции, которые даются им консультантом.

Однако семьи даже непьющих алкоголиков рано или поздно распадаются. Почему так происходит?

– По тем же причинам, что и в семьях, не имеющих такой зависимости. Причин разводов много. Сюда можно отнести и напряженность в отношениях, и утрату интереса друг к другу, и обострение сексуальных проблем. Невозможно свести развод к одной какой-то проблеме. А тем более в семьях с выздоравливающими алкоголиками.

Каковы основные причины обострения проблем именно в таких семьях?

– Они заключаются в том, что муж начинает жить по программе, делая первые шаги к выздоровлению. Выход из зависимости чаще всего дается очень тяжело. В результате муж становится раздражительным, более требовательным к себе и к окружающим. Другими словами, им приходится строить новые отношения. И те женщины, которые приходили к нам или ходят в другие центры, обсуждают все эти проблемы с профессионалами. Это помогает им пережить кризис новых отношений, пересмотреть свои взгляды на проблему отношений в семье, на свое поведение и поступки. У таких женщин семьи, напротив, укрепились.

К вам на занятия ходили жены химически зависимых?

– Ходили. И не только жены, но и мамы, и дети, и сестры химически зависимых. Группы анонимных алкоголиков собирались у нас для проведения собраний три раза в неделю, а параллельно шли группы женщин-созависимых. С ребятами работали консультанты над тем, как жить трезво, а я в это время работала с женщинами как психолог, работающий с созависимостью по той же программе, помогая им выработать правильное поведение в семье.

Что значит правильное поведение?

– Любой человек хочет ощущать свою значимость. В том числе и жена алкоголика. Ей комфортно быть «родителем» по отношению к своему «ребенку»-мужу. Мне даже сами женщины говорили: «Мне было выгодно, когда он пил. Когда у него заканчивался запой, он покупал мне дорогое белье, французские духи». А трезвый требует от нее жить по определенным правилам. Она устает от них, хочет вернуться к прежним отношениям «королева» – «раб», и начинаются придирки, скандалы… Если с ней никто не работает по программе, по которой живет муж, она эту грань обязательно перешагнет. Например, женщина чем-то раздражена, и в это время ее муж приходит с работы с опозданием. В состоянии раздражения женщина закатывает ему историку. Но если ты знаешь, что твой муж химически зависим, сдержись, отвлекись, займись чем-нибудь или прогуляйся, поболтай по телефону или сделай еще что-нибудь для себя, но не дай ему повода упрекнуть тебя за стервозность и напиться по этому поводу.

А вся семья для чего должна посещать такие занятия?

– Семья – это устойчивая замкнутая система. Если какой-то винтик в этой системе дает сбой, то нарушается работа всего механизма. В орбиту болезни зависимого вовлечены все: страдают мать, отец, тетка, сестра, брат, дети… По статистике около одного больного алкоголизмом или наркоманией находится не меньше семи человек, втянутых в орбиту этой болезни.

В чем проявляется их созависимость?

– В том, что они полностью зависят от него. При этом поведение взрослых членов семьи всегда взаимосвязано и взаимообусловлено. И если один член семьи меняет свое поведение, то обязательно меняется поведение других членов. Например, я спрашиваю жену алкоголика: «Как ты будешь чувствовать себя вечером?» На что она отвечает: «Я еще не знаю. Придет трезвый – хорошо, придет пьяный – плохо». Вот с этого и начинается созависимость.

Это проявляется только в настроении?

– И в поведении тоже. Женщина начинает контролировать своего мужа. Она включается в тотальный, ежесекундный контроль. Она либо на телефоне, либо его выслеживает, либо ведет учет его денег – вдруг куда-то припрятал. Женщина перестает жить своей жизнью. Ей нужно и ребенка воспитывать, и за мужем следить, и бюджет как-то вести, и его самого вытаскивать из всех сложных ситуаций. Мы никогда не говорили женщине напрямую, что многое в болезни зависимого – от нее. Мы задавали ей конкретный вопрос: что можно изменить тебе в себе, чтобы ты смогла помочь мужу оставаться трезвым? Мы помогали ей смотреть только на себя, не ожидая изменений от другого человека. А ведь такое поведение свойственно практически всем нам.

Как это проявляется?

– В естественном желании быть счастливой. Но каким образом? Чтобы я была счастливой, вот эти, эти и эти люди должны жить вот так, думать вот так и вести себя вот так. А что я сама могу сделать для себя, чтобы быть счастливой? Что я могу изменить в своих взглядах, в отношениях, в поведении? Вся работа с женами в «Ренессансе» была направлена на работу именно с ними, с их желанием командовать, контролировать все и вся.

Но понять самого себя часто затрудняется не только выздоравливающий алкоголик, но и здоровый в этом отношении человек. От возможности попасть в алкогольную зависимость не застрахован практически ни один из нас!

– Да, в этом плане каждый из нас уязвим. Химики-медики очень-очень упрощенно объясняют это так: все люди рождаются с двумя молекулами алкоголя. Этих двух молекул хватает, чтобы человек мог испытывать хорошее настроение, эйфорию, радоваться жизни. Но вот он начинает пить. Сначала по чуть-чуть, потом все больше и больше. И в какой-то момент эти две молекулы перестают синтезироваться. И происходит следующее: организм их уж не производит, а человек не выпил. Отсюда и ломки, и безумное похмелье. Это может случиться с каждым из нас. При этом никто не знает, после какой рюмки наступит зависимость. Гарантией трезвости может служить только полное воздержание от алкоголя и наркотиков.

У вас были такие пары, где не муж зависим от алкоголя, а жена?

– Да, были. Вспоминаю одну женщину, которая пришла к нам сама, а потом привела мужа. Эта пара до сих пор вместе и оба остаются трезвыми. Мужчины, как правило, не живут с пьющими женщинами. А зачем? Он ведь может встретить другую женщину и построить с ней хорошую семью.

Почему женщины не бросают своих мужей? Разве они не могут поступить также, как поступают мужчины с женами-алкоголичками?

– Это спорный вопрос, который я задавала многим женщинам. Многие из опрошенных жили с мужьями, пока они пили. А как только они переходили на путь трезвости, бросали их. И даже дети не удерживали жен от этого шага. Здесь сильно влияние личности самой женщины: потеряла контроль над мужем, над ситуацией, выпустила из своих рук вожжи, утратила трон, на котором сидела. В каждой семье своя ситуация.

Что же такое созависимость? Это тоже болезнь?

– Проблема созависимости изучается уже около 20 лет. Но это, конечно же, не болезнь в обычном понимании. Скорее, это особое психологическое состояние человека. Специалисты предлагают разные определения этому состоянию. Одни говорят, что созависимый – это человек, который полностью поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека в ущерб своим жизненно важным потребностям. Другие утверждают, что созависимость – это концентрация внимания на болезни близкого или болезненное желание управлять поведением и даже жизнью другого человека…

Может ли «Программа 12 шагов анонимных алкоголиков» помочь созависимому сохранять свое хорошее настроение и умение мыслить трезво в трудных жизненных ситуациях?

– Конечно, может. Прежде всего, нужно принять свое бессилие перед такой ситуацией. Например, перед заболеванием мужа или сына. Это первый шаг программы. Затем следует включить то самое здравомыслие: чему меня учит эта ситуация? Это второй шаг. Третий заключается в поиске высшей силы, которая станет вашей опорой во всем. Очень важен четвертый шаг – анализ себя (а не кого-то!), своего поведения в данной ситуации или в жизни в целом и готовность исправить все свои недостатки. Такой самоанализ необходимо проводить каждый день, тогда удастся избежать очень многих ошибок. Это десятый шаг. А когда вы научитесь оставаться трезво мыслящим в любой ситуации, то научите этому другого. Это закрепит ваш успех. двенадцатый шаг так и звучит – «Достигнув духовного пробуждения … мы старались донести смысл наших идей до других людей».

Что же является тем поворотным моментом, который позволяет зависимому или созависимому понять самого себя, узнать в себе того человека, каким он может быть?

– Я считаю, что таким поворотным моментом является четвертый шаг, который звучит так: «Мы проанализировали глубоко и бесстрашно свою жизнь с нравственной точки зрения». Это замечательный терапевтический шаг, который может помочь любому человеку разобраться в чертах своего характера. Нас ведь нигде не обучают искать ответ на вопрос «что есть я?» А анализ позволяет человеку стать чище, лучше. Он начинает отслеживать моменты, когда в нем проявляются жадность, обидчивость, повышенная ранимость, ревность, вспыльчивость и т.д. И он учится справляться с этим. Без алкоголя! А теперь представьте себе ситуацию: зависимый научился этому, а его жена или родители нет! Он умеет сохранить свое внутреннее спокойствие, а они не знают, как вести себя со спокойным человеком!

Это ведь тоже не их вина: благодаря жизни с зависимым где-то на каком-то этапе жизни произошла деформация их характеров!

– Именно поэтому родственники химически зависимых и должны обращаться к специалистам, которые помогут им разобраться в самих себе, ответить на вопросы «Кто я?», «В чем смысл моей жизни?», «А если смысл моей жизни заключается в том, чтобы алкоголик бросил пить, то что станет с моим смыслом жизни, когда алкоголик научится жить трезво?» Созависимые все время пытаются думать за другого, решать за другого, отвечать за другого – буквально жить за другого! А что происходит в это время с их собственной жизнью? Созависимым необходимо научиться брать на себя ответственность за свои жизни и за то, что происходит в их семьях. Если человек на пути выздоровления находит самого себя, и его жена поддерживает его в этом, то успех обеспечен им обоим.

Что же это за волшебная программа, которая позволяет зависимому встать на путь трезвости, а созависимому обрести душевный покой?

– Это программа, в которую заложены общечеловеческие понятия и ценности: альтруизм, терпимость, смирении, любовь… Причем был однажды такой интересный факт, когда мы, отыскивая в словаре слово «смирение», выяснили, что оно у нас считается устаревшим! Это качество, оказывается, в нас уже не воспитывается! А ведь оно позволяет избавиться от того же женского истеризма, от стремления женщины любым способам оказываться в центре внимания.

Сейчас специалистов, которые бы работали с семьями химически зависимых, в Магнитогорске практически не осталось. Как, на ваш взгляд, можно было бы изменить эту ситуацию?

– Было бы очень хорошо собрать тех людей, которые прошли через обучение в Москве и создать из них обучающую команду. Они обучили бы работе тех, кто заинтересован помочь химически зависимым оставаться трезвыми.

А вы не хотите снова организовать центр, подобный «Ренессансу»?

– Ко мне до сих пор обращаются за помощью как сами зависимые, так и их жены и родственники. Но так профессионально, как это было 10 лет назад, я этой проблемой больше не занимаюсь.

Вы можете назвать кого-нибудь из специалистов, к которым могут обратиться за помощью химически зависимые и их родственники?

Телефон городского Совета анонимных алкоголиков: 89193446959; телефон центра социальной помощи семье и детям: 30-30-55.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем