Ольга Говорская – не просто учитель школы №64, она финалистка конкурса «Учитель года» 2005 года в номинации «Классный руководитель», лауреат губернаторской премии 2008 года за участие во Всероссийском конкурсе «Национальные проекты образования», участница международных педагогических чтений по гуманной педагогике в Москве, участница международных интернет-проектов, автор многих статей по гуманной педагогике, автор проекта «Школа радости».
Есть ли на свете счастье? Кто такой учитель начальных классов? Какова его ответственность перед будущим? Что такое «гуманная педагогика» и как работает в ней метод «кнута»? Как создать в классе ситуацию успеха? Почему в «Школе радости» любят учиться не только дети, но и взрослые? Что такое «учебные программы второго поколения»? Какой он – самый «классный» классный?
Об этом – в нашем интервью.
– Ольга Петровна, с каким мастер-классом вы стали самым «классным» классным?
– Мой самый первый конкурс на лучшего классного руководителя состоялся в 1998 году. Мне, как молодому специалисту, доверили принять в нем участие. Тогда он еще не входил в конкурс «Учитель года». Я с большим увлечением включилась в этот конкурс. Мы давали открытые занятия, которые снимались для телевидения. Мне казалось, что все испытания я со своими детьми и родителями выдержала достойно. Но при подведении итогов предпочтение отдали более опытным учителям, а мне сказали, что у меня еще все впереди. В 2005 году я вновь приняла участие в конкурсе, с новыми родителями и моими первоклассниками. К этому времени у меня уже был накоплен определенный опыт, я вышла на международный уровень по гуманной педагогике, появилась уверенность. В результате я вышла в финал, где показала на мастер-классе родительскую гостиную «Если счастье есть на свете, это счастье – наши дети». Результат – третье место. Во время конкурса мне выпало еще одно испытание: после второго тура умер от инсульта мой папа. Я стояла перед выбором. Но коллеги и родители моих детей сказали: «Ольга Петровна, держитесь, мы вам поможем». Было трудно, но мы шли вперед. После конкурса родители устроили для меня праздничный вечер: я входила в класс по «дорожке победителя», под салют и фейерверки. А потом они вручили мне ленту «Самой классной классной». Я плакала от счастья, что я – учитель! И когда конкурс окончился, я сказала: «Победа в конкурсе – это не самое главное. Главное – вот такая поддержка».
– Почему именно школа и именно начальные классы?
– Все началось в начале 90-х, когда после окончания школы я поступила в МаГУ на факультет русского языка и литературы. Уже тогда я начала тесно сотрудничать со студентами и преподавателями педагогического факультета. Мы организовали педагогический отряд «СПРУТ» (Союз Педагогов, Решивших Учиться Творчеству), с которым проводили коммунарские сборы, ездили по разным городам и участвовали во всех педагогических новшествах. Например, в 90-м году в городе Навои под Ташкентом проводился Всесоюзный слет учителей, куда нас отправили как активистов творческой группы. Тогда в России еще не было лицеев. Мы помогали ученым разрабатывать положение о лицеях, о частных школах. Потом мы ездили в Москву, в школу Караковского, и в Питер, в коммуну Макаренко. Тогда я почерпнула очень многое для становления себя как учителя и поняла, что мое призвание – быть первым учителем, учить малышей. В результате я перевелась на факультет методики начального образования. И сейчас уверена, что сделала правильный выбор.
– Кто такой учитель начальных классов?
– От того, что заложит в ребенка его первый учитель, зависит его успех в дальнейшей учебе. Если привьет он интерес к школе, то дети будут с желанием учиться. Не привьет – ни у самих детей, ни у их родителей этого желания не появится. Я так считаю: если ребенок не приучен к труду, скажите спасибо его родителям – они не давали ему возможности заниматься трудом дома, делая все за него. Если ребенок в старших классах не любит математику, скажите спасибо его первому учителю – это его недоработка. На каждого ложится своя ответственность.
– Когда вы познакомились с гуманной педагогикой и его основателем Шалвой Амонашвили?
– Это произошло еще в 1996 году, когда я сразу после института впервые пришла работать в школу. Мне дали первый класс. У меня ноги подкашивались от страха. И моей настольной книгой стала книга Шалвы Амонашвили «Здравствуйте, дети!». А в 2002 году он приезжал к нам в Магнитогорск для проведения семинара по гуманной педагогике. И вот он как «взял меня за руку» в 1996 году, так и по сей день ведет. Ему сейчас за 60. Но, несмотря на все свои знания и регалии, он по-прежнему ведет уроки в обычной московской школе №200, проводит семинары в разных городах. На семинарах Шалва Александрович не читает лекций, а все показывает на практике – уроки, плюс живое общение с залом. Продуман каждый шаг и каждое слово. На сцене стоят парты. Амонашвили приглашает из зала «учеников» и ведет с ними урок. Если это урок математики, то он говорит о любви через математику. Если это урок литературы, то он говорит о любви через литературу. При этом он часто повторяет нам историю о том, как учитель русского языка и литературы раскрыла его как ученика, просто похвалив.
– Вы можете пересказать эту историю?
– В начальных классах Шалва Александрович не любил школу, потому что учитель не обращал на него никакого внимания. А в пятом классе учитель русского языка и литературы похвалила его на уроке. Придя домой, он написал целое предложение! Учительница снова похвалила его. И тогда он написал целую страницу текста! А сейчас он каждое лето уезжает домой, в Грузию, чтобы написать очередную книгу.
– Поясните, пожалуйста, что же такое «гуманная педагогика»?
– Прежде всего, это обучение через любовь, через творчество. Школа в переводе с латинского – «возвышение». То есть каждый год ребенок поднимается вверх по ступенькам знаний. А учитель, соответственно, как говорит Шалва Амонашвили, – это человек, который ведет ученика по этим ступенькам к свету. И в прошлом году на педагогических чтениях в Москве он объяснял нам: чтобы нести ребенку знания, учитель должен впитать в себя море света. Он считает, что есть учителя-предметники, которые идут к детям с предметом, а есть учителя-воспитатели, которые идут к предмету через воспитание.
– Но воспитание предполагает не только метод «пряника», но и метод «кнута». Как относится к этому гуманная педагогика?
– Нам его тоже иногда приходится применять: где-то голос повысить, где-то преподнести его в виде стимула не быть последним. Как говорит Шалва Амонашвили: «Я никогда не буду ребенка наказывать сразу за невыполненное задание, а подойду к нему и скажу: «Вася, ты, наверное, был загружен. Ты завтра выполнишь задание?» Ребенок отвечает: «Да». Если он не сдержал обещание, я обращусь к классу: «Ребята, Вася сегодня не написал сочинение, но завтра он его обязательно напишет, и мы его прочитаем». То есть он ставит ученика в такие условия, когда тот просто не может не выполнить задания.
– А как вы применяете этот метод?
– В прошлом году у меня дети за все получали буквы: пятерку заработал – получил букву, сделал что-то хорошее для класса – получил еще одну букву. Из этих букв мы складывали слова. В конце каждого триместра мы подводили итоги. Победители получили пригласительные билеты в «Крейзи-парк» и звание «Лучший ученик года». Метод «кнута» в данном случае заключается в отсутствии похвалы. Наша задача – не наказать ребенка за невыполненное задание, а заинтересовать его в обучении. Для этого необходимо постоянно создавать для него ситуацию успеха.
– Как создать такую ситуацию?
– Поставив ребенка в эмоционально положительную ситуацию удивления, можно легко зарядить его чувством радости, а из радости рождается интерес. Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ребенку предлагаются задания, с которыми он не может справиться. Для ощущения успеха принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы. Поэтому любое достижение ученика необходимо делать достоянием всего класса.
– Вы сказали, что бываете на педагогических чтениях в Москве. Что это за чтения и что они вам дают как педагогу?
– Это педагогические чтения по гуманной педагогике, где собираются лучшие педагоги мира. Например, однажды перед нами выступала со своим мастер-классом учитель рижской школы Елена Пашковская. У нее три высших образования. Сначала она работала техником, потом почувствовала потребность в общении с людьми и выучилась на психолога. Работая психологом, она поняла, что хочет работать с детьми, и стала учителем начальных классов. Работая с детьми, почувствовала, что должна научиться рисовать. Нашла для себя педагога по рисованию. А когда стала с детьми рисовать, то волей судьбы попала в музей Рериха, куда отвозила работы детей. Сейчас говорит, что хочет получить музыкальное образование. А ей уже за 50! И когда общаешься с такими учителями, понимаешь, что не стоит останавливаться, надо постоянно расти и расти: дети этого требуют.
– Какие предметы вы ведете как учитель начальных классов? Какой из них ваш любимый?
– В первом классе один учитель ведет все предметы. Это математика, русский язык, литература, окружающий мир, рисование, музыка, физкультура и трудовое обучение. Начиная со второго класса музыку и физкультуру ведут специалисты, а в третьем классе к ним добавляется ИЗО. Я не могу назвать своим любимым какой-то один предмет. Если я веду историю, я полностью погружаюсь в историю, если идет урок математики, то я живу математикой.
– Чем отличается ваш класс от остальных классов школы?
– Мой класс учится по системе развивающего обучения «Школа 2100». Это достаточно сложная программа. Например, математику мы изучаем по учебнику Л. Г. Петерсон. Согласно традиционной системе, дети первого класса обучаются считать в пределах 100, а по этой системе такие же дети выполняют примеры в пределах миллиона. Изучение таблицы умножения по традиционной системе заканчивается во втором классе умножением на 3. А у нас – внетабличным умножением и делением, например, умножением числа 760 на 4. В прошлом году я была на курсах по «Школе 2100», где встретилась с великолепным авторским коллективом. Мне очень понравилось, что весь комплект учебников для детей с трех лет до 11 класса готовит единый коллектив.
– С трех лет!? Выходит, в ваш класс не могут попасть дети, которые не обучались по данной системе до школы?
– Могут. У нас в школе есть адаптационные курсы для подготовки к обучению по «Школе 2100».
– Что помогает осваивать детям столь сложную программу?
– В учебники по всем предметам авторами закладываются три основные технологии. Первая из них – «проблемно-диалогическое обучение». Согласно этой технологии детям не даются готовые знания, а ставится проблема. И под руководством учителя дети открывают новые знания относительно самих себя. Конечно, то, что они открывают, не является открытием Америки, но для себя они делают именно открытие. Например, изучение темы «скобки» на уроке математики выглядит так. Мы знаем, что скобки обозначают действие, которое решается в первую очередь. При проблемном обучении записывается два выражения с разными ответами. У детей возникает вопрос: «Почему?» и опытным путем приходят к выводу, что в выражении необходимо ввести знак. И каждый предлагает свой вариант знака. Постепенно мы приходим к выводу, что математика – это точная наука, и если каждый будет обозначать одно действие разными знаками, то мы никогда не поймем друг друга. В итоге мы рисуем скобки и даем им определение.
– В чем заключается вторая технология обучения?
– В формировании правильного типа читательской деятельности. Не техники быстрого чтения, а именно понимания того, о чем читаешь. Для этого в учебники вводятся диалоги с автором. Точно так же эта технология действует и на уроках истории. Например, при изучении восстания Пугачева мы не пересказываем прочитанное, а проживаем историческую ситуацию.
– Каким образом?
– Я даю ребенку задание: «Представь, что ты – человек XXI века – оказался в числе соратников Пугачева. За какие действия восставших ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни».
– А на «Окружающем мире» как работает данная технология?
– Здесь используется принцип «мини-макса», когда детям дается максимум знаний, а усваивается каждым его личный минимум. Если ребенок интересуется окружающим миром, он берет больше, чем тот ребенок, который этим предметом не интересуется. Согласно этому принципу сейчас разрабатываются учебные программы второго поколения. В программах первого поколения приоритет отдавался знаниям. Школа должна была давать именно знания. Сейчас парадигма изменилась, и на первое место вышли умения.
– В связи с чем пришлось изменить парадигму?
– В связи с тем, что поток информации сегодня такой, что его невозможно уместить в голове. Поэтому главной задачей школы теперь является научить детей добывать знания и применять их на практике.
– Но высшая школа именно сейчас начала предъявлять претензии средней школе в том, что дети стали учиться значительно хуже. В чем несостыковка?
– В 2008 году я ездила в Москву, где принимала участие в педагогических чтениях в Государственной Думе. Перед нами выступал Олег Николаевич Смолин, заместитель председателя комитета образования Государственной Думы, доктор наук, профессор, член-корреспондент РАО. Он был в ужасе от ЕГЭ. Так, если в 10-11 классах детям действительно давали знания, то сейчас 11 класс – это натаскивание на ЕГЭ. При этом истинные знания не учитываются.
– Вы можете доказать, что начальное звено школы не причастно к данной проблеме? Что меняется в детях за то время, пока они учатся в начальных классах?
– Я бы сказала, что всем учителям первых классов надо ставить памятники. Ни разу не присесть за весь день – это однозначно. Первоклассники еще не видят, не слышат, не понимают, что от них требует учитель. Поставишь точку, указывающую на место, где надо начинать писать, начинают писать где угодно, но только не в указанном месте. А в последние годы все чаще приходится работать еще с одним явлением. Шалва Александрович говорит: «Кто ищет трудность, тот находит мудрость». А дети, особенно домашние, сталкиваясь с трудностью, вместо того, чтобы мобилизовать свои силы, опускают руки и начинают плакать. И весь первый год мы с моими ребятками учились «находить мудрость». Сейчас мои детки учатся в третьем классе. Они стали более самостоятельными, знают все мои требования. И я говорю родителям: «Если вы будете единым коллективом, то и в среднем звене у ваших детей все будет хорошо».
– Каковы результаты такого обучения?
– По итогам прошлого года в нашем классе было 11 отличников и только один ученик получил тройку.
– Что такое «Школа радости», которую вы ведете?
– Это система воспитания в системе обучения через развивающую программу. Сюда входят система самоуправления «Солнечный город», развивающая программа по «Школе 2100» и третье направление – взаимодействие семьи и школы.
– Вы много внимания уделяете родителям. Какова их роль в успехе ребенка?
– Многие родители привыкли к тому, что школа должна воспитывать их ребенка. Так у нас было устроено: сначала ясли, потом детский сад и школа. Воспитанием детей занимались общественные организации. А родители считали своей обязанностью одеть, обуть, накормить. Я стараюсь перевернуть сознание родителей. Воспитанием детей должны заниматься родители, а учителя должны им в этом помогать. В «Школе радости» успех своих детей творят родители. Я лишь помогаю им.
– Каким образом?
– Мною разработана концепция по повышению педагогической культуры родителей. У нас никогда родительские собрания не проходят в виде отчетов учителя перед родителями. Мы проводим тематические родительские гостиные. Для этого родителям приходится и программы писать и даже стихи сочинять. В этом году при МаГУ вышел 12-й номер «Вестника российской литературы». В нем опубликована моя статья «Уроки мудрой речи». Это уроки, которые я провожу с родителями. Иногда мы с ними поднимаем важные для нас проблемы. Такие встречи проходят в виде «экзамена для взрослых». А по субботам я провожу «Мамины школы». Так, в одну из сентябрьских суббот ко мне приходили родители с ноутбуками. Мы с ними учились делать презентации и фильмы.
– Возникает правомерный вопрос: какими вы принимаете родителей в первый класс, и какими выпускаете в четвертом?
– С моими первыми родителями мне приходилось работать много и кропотливо. А в моем сегодняшнем классе пять семей прошли у меня 4 года «подготовки» со своими старшими детьми. И в прошлом году, когда ко мне пришли их младшие дети, они «закрутили» весь класс. Ко мне даже не уборку класса приходят все родители!
– Какие жизненные принципы поддерживают вас в вашей работе?
– Мой девиз по жизни «Если не я, то кто же? Кто любит меня – за мной!» Бывает, директор, подбадривая других учителей, говорит: «Ну вот Говорская же поет и пляшет!» Конечно, можно просто выйти к доске и объяснить детям очередную тему. Гораздо сложнее войти в «образ» и через игру преподнести те же знания детям, включив всех в эту игру. Учитель – тот же актер. На чтениях в Москве жена Шалвы Александровича В. Г. Ниорадзе говорила нам: «Когда мы идем в театр, мы одеваемся очень красиво. Но мы приходим, сели в зал, и нас никто не видит. А посмотрите на учителя – как он иногда выглядит? А ведь здесь все внимание на нас! Вы когда-нибудь замечали, что если вы сделали новую прическу или пришли в новом костюме, то и урок проходит по-другому? Да, у каждого из нас есть проблемы. Но если вы – учитель, то вы должны оставаться им в любой ситуации! Перешагнули порог школы – все осталось за порогом. Мы должны нести свет!».
– Всегда ли вы с радостью идете в школу?
– Всегда, там меня ждут мои любимые дети. И во всем всегда меня поддержат их родители. Я каждое утро вхожу в светлый и уютный класс, чтобы передать свои знания детям, передать им свою любовь! Любовь к русскому языку, литературе, математике. Любовь к людям. Любовь к миру, окружающему нас. Любовь к жизни. Не всегда это дается мне просто. Но я учитель. В этом мое призвание. В этом моя жизнь.