MGORSK
Погода

Сейчас+20°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+20°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +19

3 м/c,

с-в.

732мм 59%
Подробнее
USD 93,25
EUR 99,36
Город Елена Окунева, художник, преподаватель: «Моих учеников объединяет желание сделать что-то красивое и необычное своими руками»

Елена Окунева, художник, преподаватель: «Моих учеников объединяет желание сделать что-то красивое и необычное своими руками»

Елена Окунева окончила худграф МаГУ, защитив диплом по русским изразцам. Долгое время преподавала на кафедре декоративно-прикладного искусства и керамики в родном университете. Для изучения технологии изготовления изразцов специально ездила в Москву, в Строгановское училище, где есть действующая мастерская по их изготовлению. Сейчас Елена – художник Дворца дружбы народов, где у нее есть хоть и небольшая, но уютная мастерская. В ней она не только работает, но и обучает всех желающих декоративно-прикладному искусству. Это единственный учитель в нашем городе, который занимается со взрослыми.

Какое отношение имеет кафель к русскому изразцу? Какое место русский изразец занимает в истории России? Есть ли у него настоящее и будущее? Почему в Магнитогорске с трудом приживается древнее искусство и закрываются ремесленные мастерские? Многие ли из нас нуждаются в прекрасном, сделанном своими руками? Возможно ли применить новые технологии к древним ремеслам? Как самому изготовить керамическую плитку или любое другое изделие из глины?

Обо всем этом и многом другом – в нашем интервью.

Елена, вы занимаетесь со взрослыми людьми декоративно-прикладным искусством. Много желающих?

– Их очень много. Так много, что моя мастерская не способна принять всех. Поэтому, несмотря на то, что у меня есть специальное время для работы с кружковцами, они приходят ко мне в течение всего дня: чтобы отдохнуть от повседневных забот, погрузившись в творчество, чтобы реализовать свои мечты или, научившись чему-то, продолжить совершенствование в качестве художников уже самостоятельно. Кому-то достаточно изготовить одну-две игрушки для детей или внуков, а кто-то ходит ко мне уже не первый год. Мы вместе придумываем что-нибудь новое, участвуем в выставках и даже побеждаем в них.

Как все начиналось?

– Я приехала в Магнитогорск из деревни, в которой не было ни художественной школы, ни даже изостудии, но я мечтала стать художником. Уже в детстве я знала, что буду поступать на худграф. После окончания университета собиралась ехать домой, но еще до дипломирования увлеклась малоизученным тогда разделом керамики «Русский изразец». Это очень интересная тема, в которую я была буквально влюблена. И по окончании университета меня оставили на родной кафедре. Мне предложили создать мастерскую керамики. Благодаря этому я могла серьезно заняться любимой темой и изучать ее в городах, где такие изразцы еще сохранились.

Почему именно русский изразец?

– Однажды мне попалась в руки книга, в которой рассказывалось не только о традиционных керамических изделиях – горшочках и дымковских игрушках, но и о русском изразце. Это не скульптура, но и не просто плитка. Она подкупила меня рельефом и цветом – традиционно русским сочетанием красного, желтого и зеленого. Я вспомнила русские изразцовые печи. Существуют голландские голубые изразцы, по которым во времена Петра I обучались русские мастера. Но, наверное, им показалось немного скучным, когда все выполнено в одном тоне, и они добавили в свои изразцы яркие краски. Сначала они придумали зеленую глазурь (муравленые изразцы), потом технологии развивались, и изразцы русских мастеров стали многоцветными.

Что такое изразец?

– В данное время – кафель, а раньше это были специальные пластины для облицовки печей. С обратной стороны такой пластины делается румпа, с помощью которой плитку крепили к стене на цементный раствор. А с лицевой стороны мастер наносил объемный узор. Каждая пластина с ее рельефами изготавливалась индивидуально, поэтому цена на изразцы всегда оставалась высокой. Зато печи, облицованные такой плиткой, выглядели очень нарядно, празднично. Постепенно изразцы стали применяться в архитектуре при оформлении церквей. Например, Новоиерусалимская церковь под Москвой отделана именно русскими изразцами.

Выходит, что кафель – это упрощенный вид изразца?

– Да, к сожалению, интерес к рельефной облицовке стал угасать, изразцы становились все более гладкими, плоскими, появились новые, клеевые основы, в связи с чем пропала необходимость в изготовлении румпы с обратной стороны.

Это наша национальная тенденция к упрощению или общемировая?

– Думаю, что общемировая: вся современная архитектура стала более плоской. Сначала мы стремились от простого к сложному, потом – от сложного к простому. Но сейчас вновь возрождается интерес к рельефу, значит, мы снова начнем восхождение к объемной архитектуре. И даже у нас в городе люди все чаще интересуются изразцовой облицовкой для применения ее в своем интерьере, хотя это по-прежнему остается дорогим удовольствием и довольно сложным производством.

В Магнитогорске сейчас есть мастерские по изготовлению таких плиток?

– Нет, поскольку открытие таких мастерских требует определенных вложений. А вот в Москве, где я была в Строгановском училище на повышении квалификации, я работала в мастерской, которая посвящена изготовлению именно изразцов. Они возрождают старые технологии, но применяют их уже на современных станках. У них проходят выставки старого и нового изразца.

В древних городах на самом деле раньше начинают вспоминать древние ремесла.

– В этом нет ничего странного: в таких городах они постоянно находятся перед глазами людей в виде старинных зданий, росписей, икон, в виде музейных экспонатов. Жители этих городов могут, просто идя по улице, увидеть какой-нибудь древний изразец прямо на фасаде какого-нибудь дома или церкви. Мы же лишены такой возможности.

Но вам же хватило обычных иллюстраций в книге!

– Вы забыли, что я родом из деревни. В доме моей мамы до сих пор сохранилась большая русская печь. И я представила, какой бы она была красивой в русских изразцах! Так и увлеклась этой темой.

Как же получилось, что вы ушли из университета?

– Я ушла работать на завод керамики. В Агаповке есть завод, который изготавливает облицовочные кирпичи. Его директором на рубеже XX–XXI веков был Вирбицкий, человек очень увлеченный керамикой. Он буквально «болел» ею, в том числе и облицовочной плиткой, частью которой является русский изразец. Он сделал при заводе небольшую мастерскую. В этой мастерской было достаточно глины для творчества и стояли огромные печи для обжига. У нас был очень дружный, совершенно замечательный коллектив. Кроме плитки мы изготавливали и горшки, и сувениры, и даже детские игрушки. Но когда директора сменили, мастерскую закрыли, и я ушла в «свободное плавание».

– …?

– Уже в университете я познакомилась с гипсом и формопластом, разрабатывала для частных фирм технологии облицовочных фасадных камней. Этот опыт дал мне возможность открыть мастерскую у себя дома. И я стала изготавливать самые разные игрушки из гипса. Постепенно мне начали заказывать то, что невозможно было купить. Мои изделия пользовались спросом даже в Москве. Но вскоре мне предложили работу в Центре национальной культуры (сейчас Дом дружбы народов) в качестве руководителя коллектива. Здесь мне дали небольшое помещение под мастерскую и печку. Ко мне стали приходить люди разного возраста и профессий. Объединяет их одно – желание сделать что-то красивое и необычное своими руками.

Но судя по тому, что вы делаете для дворца, увлекаетесь вы не только русским изразцом.

– Да. Тем более что сейчас я еще и художник. А когда занимаешься искусством, невозможно оставаться только в одной теме. Постепенно круг моих интересов расширился, и в этом мне помогают мои кружковцы: люди в нашем городе очень творческие. Иногда мне достаточно лишь объяснить им, как, например, работать с гипсом, как правильно раскрасить готовые изделия, как самому сделать бисер. И уже через несколько занятий они создают что-нибудь необыкновенно красивое. А вот от работы с керамикой нам пришлось временно отказаться: очень дорого. И наш гончарный круг в разобранном виде ждет перемен к лучшему. Из всех керамических изделий я пока делаю только свистульки и свиристели для детей, которые пользуются у них большой популярностью. Но поскольку я умею делать гипсовые отливки, то практически все, что могли сделать из глины, мы делаем из гипса.

Чем гипс отличается от глины?

– Глина, конечно, интереснее. Это живой, теплый материал, из которого можно слепить все, что хочется слепить. При этом каждая вещь получается неповторимой. А гипс все-таки предполагает заливку в определенную форму. Гипс разводится до консистенции кефирчика и заливается в форму. Через 15-20 минут он схватывается, форма открывается, и из нее достается готовая фигурка. Когда она высыхает окончательно, мы ее зачищаем. В итоге получается несколько изделий одного вида. Потом уже мы его расписываем, декорируем.

Для заливок используется какой-то определенный материал?

– Формопласт. Это хорошо известный всем материал, типа мягкой резины. Мне в свое время потребовалось очень много времени и усилий, чтобы научиться с ним работать. А сейчас уже, конечно, это кажется легким и быстрым способом изготовления гипсовых изделий. При этом не требуется ни длительной сушки, ни обжига.

Таким образом можно даже оптовое производство наладить?

– Можно. Но нам это неинтересно. Ведь из фигурок одной формы можно наделать такое разнообразие игрушек! На год Быка я отлила бычка. Мы наряжали его в самые разные костюмы. Он у нас и татарином был, и башкиром, и славянином... Мы ведь все-таки в Доме дружбы народов работаем! Потом мы ему сделали невесту. И ее тоже по-разному одевали. То же проделали и с тигром на год Тигра.

Но гипс боится высоких температур?

– К сожалению, да. Поэтому горшки и прочая посуда из гипса вряд ли получатся. Но если необходимо, мы пропитываем готовое изделие эпоксидкой и нитролаками, что придает ему дополнительную прочность и блеск. Если постараться, то оно даже на мрамор становится похожим.

А на фарфор?

– Нет. Фарфор изготавливается из специальной глины, его возможно сделать только на производстве.

Сколько лет вашему коллективу?

– Три года. При этом бессменного коллектива у меня нет, ведь ко мне приходят люди в основном рабочие. Хотя есть и студенты, и пенсионеры. А бывает, что человек придет, получит определенный творческий толчок и практически сразу начинает работать самостоятельно. Кому-то дается роспись, кому-то – изделия из кожи. Одна женщина пришла ко мне, чтобы научиться расписывать. Но никак у нее это не выходило. А потом я предложила ей поработать с кожей, и у нее такие великолепные изделия начали получаться, что в самую пору персональные выставки проводить! Здесь каждый занимается тем, что ему по душе. А я только подсказываю им, как это лучше сделать. Таким образом, моя мастерская больше похожа на клуб. К нам даже профессионалы приходят пообщаться, опытом поделиться, у нас что-то спросить. В таком общении и происходит творческий обмен опытом и знаниями.

Где могут ваши кружковцы показать свои работы?

– Мы постоянно участвуем во всевозможных ярмарках, на Бажовском фестивале, в Челябинске проходит ежегодный фестиваль дружбы. И хотя наш коллектив существует не так давно, мы уже получили несколько дипломов. Вскоре состоится выставка кукол, в которой мои ученики тоже примут активное участие. Осенью Дом дружбы народов проводит праздник Покров, зимой – новогодние выставки, весной – Масленицу и так далее. В каждом из этих праздников мы принимаем участие со своими изделиями.

А как быть тем, кто не может попасть в ваш кружок только лишь потому, что, как вы сказали, он не может вместить всех желающих?

– Для них я провожу мастер-классы. И о востребованности людей в творчестве можно судить по количеству людей, приходящих на такие мастер-классы. Жизнь сейчас довольно трудная, а творчество успокаивает, приводит мысли в порядок, оздоравливает.

Где вы проводите свои мастер-классы?

– В основном на тех выставках, которые мы проводим. На них я приношу гипсовые заготовки, кисточки, клей, лаки – все, что может потребоваться. И желающие научиться расписывать игрушки садятся и делают это вместе со мной. Иногда провожу мастер-классы по изготовлению свистулек из глины.

А вы можете провести подобный мастер-класс для посетителей нашего сайта?

– На самом деле если человеку хочется, он может заниматься лепкой даже дома. Глину можно либо купить, либо найти на стройке, где идет копка котлована. Нужно выбрать кусок почище, где меньше всего примесей, и посмотреть, рабочая это глина или нет.

Как это сделать?

– Глину нужно разделить на несколько частей и залить крутым кипятком. Дня два-три она должна постоять, пока не разбухнет. Затем ее нужно тщательно размешать до получения однородной массы. Полученный «кисель» я процеживаю через мелкое сито. Теперь глина должна отстояться. Сверху остается вода, вниз оседает ненужный нам песочек. А вот средняя часть – та самая рабочая глина, которую мы потом разливаем на плотную ткань, чтобы подсушить до консистенции пельменного теста. Готовую глину мы собираем и кладем в закрытую емкость. Следом отрываем от большого куска маленький кусочек и раскатываем на влажной тряпочке колбаску. Из нее сворачиваем колечко. Если глина не ломается, поддается рукам, с ней можно работать. Из колечек, наложенных одно на другое, лепятся горшки. Расстояния между колечками сглаживаются при помощи влажных комочков глины – шликеров. Руки при работе с глиной всегда должны оставаться чистыми. Для этого положите рядом с собой влажную тряпочку. Когда изделие готово, его нужно высушить. Обязательно проследите, чтобы не было сквозняков. Через две-три недели (в зависимости от размеров) изделие можно поставить в духовку. Духовку следует нагревать постепенно, начиная с 500С, через некоторое время довести температуру до 1000С и так далее, до максимально возможной температуры. Часа через два после этого, если глина поменяла цвет, стала дымчато-серой (пошла реакция обжига), можно ее достать. Особой прочности у такого изделия еще нет (даже максимальной температуры духовки недостаточно для полноценного обжига), но для того, чтобы его расписать, такого результата достаточно. Конечно, если у вас есть возможность воспользоваться муфельной печью, где есть возможность довести температуру до 900-10 000С, то лучше воспользоваться такой возможностью. После такого обжига глина становится ярко-красной. Остужать изделие тоже нужно медленно, поэтому оставьте его на некоторое время в печи. Если у вас нет возможности обжечь изделие в муфельной печи, можно пропитать его нитролаком. Для росписи лучше всего подойдут эмали или глазури. Они накладываются на клей. После этого изделие снова нужно поместить в печь, чтобы глазурь (мелко измельченное стекло) начала плавиться.

А если глину найти не удалось?

– Ее можно заменить пластиком. В процессе работы он очень похож на глину. Готовая работа ставится в духовку при температуре 1300С на полчаса. Изделие получается очень прочным и легким. Таким образом можно делать бусы, кулоны, брелоки разных цветов, украшения к более крупным изделиям – что угодно!

А ваши любимые изразцы?

– Они изготавливаются с помощью формовки. Сначала лепится из глины модель. Ее, как в опалубку, укладываем в коробку на расстоянии одного-двух сантиметров от края и заливаем в эту коробку гипс. Коробку переворачиваем и модель вытаскиваем. В результате в гипсе получается углубление, в которое мы наливаем новую порцию глины. Через час-два можно доставать копию первой глиняной плитки. Когда таких копий получится необходимое для вашего панно количество, их нужно высушить и обжечь, после чего – выложить на стене.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем