В российский прокат и на онлайн-сервисах вышел нашумевший фильм Шона Бейкера «Анора» (18+). Картина уже завоевала престижную награду в Каннах и номинирована на «Оскар», многие критики видят в ней глубокий смысл, но журналисту 74.RU Дарье Милославской «Анора» показалась похожей скорее на низкопробное телешоу. Публикуем ее мнение от первого лица (осторожно, спойлеры!).
В 2024 году «Анора» прогремела на весь мир благодаря «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и отдельно — на всю Россию благодаря русским персонажам и актерам, в первую очередь Юре Борисову и Марку Эдельштейну. Восторги критиков давали повод с нетерпением ждать показов «одной из лучших картин года», но я оказалась в числе разочарованных новинкой.
Начнем с того, что романтически настроенные зрители и зрительницы сразу могут пройти мимо. Матом, обычной руганью, драками, попойками и голыми задницами в кино нас, конечно, не удивишь, но нарезать это всё в салат, политый блестками, и выдать за шедевр — так себе идея. По мнению некоторых критиков, «Анора» — глубоко человечный фильм, но у меня больше чем за два часа ни сочувствия, ни симпатии не вызвал ни один его персонаж.
Краткая аннотация фильма гласит: «Сын русского олигарха находит родную душу в нью-йоркской танцовщице». Лжи здесь нет: Иван и стриптизерша Эми, как себя называет эмигрантка во втором поколении Анора, — по факту родные души (если в данном случае применимо слово «душа»). Они хотят одного и того же — роскошно жить и не напрягаться, не обсуждают свои мысли и чувства — только покупки и немножко секс. Диалоги на уровне высокотехнологичных роботов (наука нынче ушла далеко), романтика — на уровне рекламных картинок из соцсетей.
У Эми в голове, правда, почти зримо щелкает счетчик: тут пять карат, и не меньше, там соболя, а не норка какая-нибудь. Ее «масик» денег не считает, словно родился сразу с безлимитной кредиткой в кулачке. Русского зрителя жизнь Вани, пожалуй, дополнительно впечатлит тем, за чей счет идет банкет.
Так или иначе, однообразные картины стереотипного прожигания жизни довольно быстро надоедают, и неожиданная свадьба выглядит как один из элементов этого бесконечного карнавала. И да, каждый дурак, смотревший американское кино, знает, как женятся в Вегасе: конец, как говорится, немного предсказуем.
Когда о брачном союзе сынишки узнают его счастливые родители, начинается, условно, вторая глава фильма, и Шон Бейкер решает чуть-чуть поиграть в комедийный боевик. На сцену выходят армянин-священник Торос, который одной рукой крестит ребенка, а другой держит матерящийся по международной связи телефон, его галантный подручный Гарник, немногословный Игорь. Увы, Тарантино и Гая Ричи из режиссера не вышло: сцена визита решал в дом-аквариум новобрачных получилась не столько смешной, сколько нелепой и неприятной (от души советую заранее убавить громкость).
При этом Шон Бейкер, очевидно, оказывается на стороне героини, которая возмущена ужасными оскорблениями Гарника, кричит: «Я не проститутка», качает права и крушит всё вокруг. Тем временем Ваня, аки молодой козлик, выскакивает за ворота — только его и видели. В итоге всем придется отправиться на его поиски, вместе пройти через нью-йоркское дно и найти юношу в том же клубе, где он некогда встретил Анору, — пьяного в хлам и с новой «родной душой» на коленях.
События последней главы фильма полны стереотипных диалогов, персонажей и мизансцен: сварливая свекровь указывает невестке ее место, русский наливает плачущей девушке водки. «Мальчик, мы домой летим»: блестки и иллюзии кончились, вечного детства не получилось. Но сказать, что героиня прошла «историю взросления», было бы слишком громко: до самого конца в слезах Аноры нет ничего, кроме обиды на упущенный шанс, и единственным способом жить — в том числе выражать симпатию — для нее осталось место между ног.
Многие хвалят персонажа Юры Борисова, называя его едва ли не самым симпатичным из всех. Но в «Аноре» он играет ровно ту же роль, что в «Купе № 6» 2021 года (между прочим, в Каннах фильм завоевал Гран-при). Снова неловкий диалог на разных языках, добрые собачьи глаза, полное отсутствие прошлого и будущего — на перепутье жизни встретились, так сказать, два одиночества. При этом «Купе» — кино куда более светлое и человечное, так что посмотрите лучше его, если еще не.
«Анора» же оставляет после себя послевкусие низкопробного дневного телешоу, где много бессодержательной драмы и ярких кадров, но нет ничего по-настоящему трогающего сердце.