Олегу Мостовому 20 лет. Он руководит собственной анимационной студией «Точка отсчета», в которой работают около 60 человек и у которой есть филиал за границей. Главный бренд, который продвигает студия, связан с Южным Уралом: мультсериал «Челяба» пока в процессе, а одноименный комикс уже вышел в печать. О творчестве и бизнесе Олег рассказал 74.RU.
«Одноклассники считали это странным»: начало пути
Олег родился и вырос в городе Орске Оренбургской области. Что-то вроде своей первой студии парень создал еще в 12 лет.
— В детстве я пересмотрел все советские мультики, потом современные российские, типа «Алеши Поповича». А западные я не очень любил. Ну, смотрел, конечно, «Король Лев» и «Мулан», но наши были ближе. Я доставал родителей тем, что больше нечего смотреть, и однажды они мне сказали: «Ты либо делай что-то сам, либо не ной». Меня это замотивировало, — вспоминает Олег.
Первым его проектом стало интернет-объединение мапперов — авторов особого жанра анимации, когда исторические события рассказываются и показываются на географических картах. Олег сначала сам пробовал рисовать, но получалось не очень, тогда он решил возглавить. Ему удалось увлечь за собой многих популярных авторов в этом направлении. Как? Ну, был подвешен язык — парень сам писал художникам и предлагал стать их, грубо говоря, менеджером, заниматься продажей работ и поиском заказчиков. В итоге получилась закрытая тусовка по интересам.
Получалось заработать и с монетизации собственного паблика. По словам Олега, за год вышло относительного немного — максимум тысяч пять. Но для 12 лет — вполне себе. Эти деньги сразу отправлялись на рекламу и цветы маме.
Планы были амбициозные. Через год, когда Олег понял, что обладает серьезным ресурсом, он замахнулся на свой первый авторский проект — мультфильм под названием «Мультик, которого нет».
— Со мной тогда работали ребята, которым было больше 20 лет. Они меня обучали с нуля, объясняли, что такое раскадровка и так далее. То есть фактически они объясняли мне, как ими руководить. Это был полезный опыт, но по итогу ничего не получилось. Я делал мультик по подобию «Рик и Морти», но допускал очень много сюжетных дыр, — делится Олег.
Родители и друзья всё это время относились к его увлечениям со скепсисом. Как к детским развлечениям, которые скоро пройдут.
— Одноклассники считали это странным. Но я с ними особо и не гулял, постоянно сидел дома в то время. А родители злились из-за этого, говорили, что надо ходить на улицу, и тоже не особо верили в мои проекты, — рассказывает Олег.
В течение следующих нескольких лет были еще идеи. Например, парень, играя в Minecraft, познакомился с начинающим разработчиком игр. Договорились сделать исторический проект, но не пошло.
— Тогда я начал думать, что мне делать дальше. У меня всё еще были аниматоры, но нужно было что-то совершенно новое. И в этот момент в Челябинске произошло событие, вокруг которого я стал раскручивать историю. Так и придумал «Челябу», — говорит Олег.
Мультсериал про Челябинск и мифологию
Что это за событие было в 2018–2019 годах не уточняется, потому что оно станет важной деталью в развитии истории и может получиться спойлер. При этом сам облик Челябинска идеально лег под наброски сюжета, которые складывались у Олега. В первую очередь из-за обилия старых зданий, окутанных мифами. Например, заброшенный зерновой элеватор государственного банка.
Главный персонаж мультсериала «Челяба» — парень по имени Ярополк.
Завязка случается, когда он расстается со своей девушкой и падает на социальное дно, прикладывается к бутылке. В один момент Челябинск открывается для него с другой стороны — на улицах он начинает видеть персонажей славянской мифологии, а все приметы начинают работать буквально: прошла черная кошка — обязательно будет неудача.
— Сначала он подумал, что настолько сильно напился. Но потом понял, что и другие люди это видят. Тогда Ярополк начинает свое расследование, чтобы понять, почему это происходит, — объясняет Олег.
В касте центральных персонажей, помимо приятелей Ярополка (людей), есть и фантастические существа. Например, Жердяй — долговязый странник из русских поверий, которому интересен быт людей. При этом встречи с ним часто заканчиваются смертью.
Будут в сюжете отсылки и к христианским сюжетам.
— Потому что всё это — наши культурообразующие факторы. Мы идем по улице и слышим звон церкви. Что-то не то сказали — стучим по дереву. Я гиперболизирую все эти вещи, — дополняет автор проекта.
В 16 лет Олег даже поехал из Орска в Челябинск, чтобы пожить тут несколько дней и проникнуться городом.
— В соцсетях я нашел какого-то гопника, который поводил меня по колоритным местам: заброшенным зданиям, точкам, где у них были стрелки, — вспоминает парень.
«Челяба» стала первым полноценным проектом. Продуманным и идейно цельным. Поэтому и создавать его должна была организация с собственным именем. Так появилась студия «Точка отсчета». Это, как и прежде, неформальная организация, но у объединения авторов есть свой логотип, название, ресурсы в интернете и четкая иерархия.
Олег сделал синопсис на три сезона, в каждом из которых по 10 серий. Но с конкретным продуктом пока сложнее. Была создана пилотная серия, но она получилась неудачной — решили переделывать. На данный момент готов тизер, который мы показали в начале статьи. Над ним, кстати, работал и Артем Лукичев — соавтор «Фиксиков» и некоторых других российских мультиков.
В умении заводить знакомство с такими людьми, наверное, и есть главный талант Олега. Из безымянного проекта он через интернет и случайные встречи сумел раскрутить «Точку отсчета» так, что его стали звать на серьезные тематические мероприятия.
Например, в Москве ежегодно проходит Международный фестиваль «Слет аниматоров». Олег был там с собственным стендом и большим картонным Ярополком. Соседи по фестивалю — «Союзмультфильм» и студия «Ярко».
Еще одно важное мероприятие, где Олег нашел единомышленников, — слет «100 мультяшников Урала», который проходит в Челябинске. Там «Точка отсчета» тоже представляла свой проект.
Не мультиком единым: откуда деньги?
Хоть бренд и приобрел известность, но за несколько лет полноценные серии «Челябы» так и не вышли. Причина — в нехватке денег.
— До 2022 года люди были готовы работать за бесплатно или за небольшие суммы. Как это было, когда мы делали тизер. Тогда цена была 600 рублей за секунду анимации. А сейчас — минимум две тысячи за секунду, — говорит Олег.
Путем несложных вычислений выясняем, что 20-минутная серия мультика сейчас может обойтись более чем в два миллиона рублей. Нереальные деньги для любительского проекта. Плюс нужны зарплаты продюсерам, сценаристам и другим сотрудникам.
— Сейчас в целом есть кризис анимации. Мультики — это привилегия, а не необходимость. Поэтому очень мало инвесторов в этой сфере, — считает Олег.
По его мнению, у крупного российского бизнеса со времен развала СССР не сформировалась культура долгосрочных инвестиций и социальной ответственности. А анимация — это как раз про долгий срок. По этой причине у нас и есть всего несколько больших студий, получающих деньги от государства, а самостоятельные авторы вынуждены искать средства любыми путями.
— На Западе по-другому. Если вы глянете пилотный выпуск «Рика и Морти» — он был очень плох. У нас в школе дети лучше рисуют. Но авторам там дали инвестиции. А у нас для этого ты должен прийти только с уже готовым, полноценным продуктом. Но как его сделать без денег? Например, у нас были переговоры с онлайн-кинотеатром «Иви». Им очень понравилась «Челяба», но инвестиции — нет. Или канал «2x2», им тоже понравилась «Челяба». Они спрашивали нашу цену, я назвал от двух миллионов за серию. Они не ответили, — рассуждает Олег.
Когда это стало понятно, он создал ИП, чтобы зарабатывать хоть на чем-нибудь для поддержания на плаву «Точки отсчета». Например, недавно Олег выиграл небольшой тендер на утилизацию компьютерной техники в одной компании. Фактически просто настроил логистику — у одних забрать груз и отвезти другим, тем, кто его утилизирует.
Параллельно заработок есть от коммерческих заказов. Те же художники, что задействованы в «Челябе», в свободное время получают от Олега задачи нарисовать что-нибудь или сделать анимацию. Обычно в числе заказчиков — небольшие бренды и блогеры. Иногда приходят и люди посерьезнее, например, стример Derzko69 (1 миллион подписчиков на Twitch) купил начальную заставку для своих трансляций.
— В целом заказов хватает для того, чтобы сотрудники могли работать только у меня, без подработок, и при этом хорошо жить. Я решил уйти в независимость, а не бегать и просить деньги. Пока мы как компания живем и здравствуем, но тяжело. Мы подавались на разные гранты, но ни одного не выиграли, — подытоживает Олег.
Издание комикса и завоевание Республики Сербской
Пока история с мультиком буксует, «Точка отсчета» не растрачивает творческий потенциал и занимается комиксом. Там то же название, те же сюжет и стиль рисовки, но это банально дешевле осуществить.
Уже напечатана первая серия — отличный вариант для тех, кто проникся тизером мультика и хочет поскорее узнать о персонажах. Олег планирует продавать книжки на маркетплейсе. Пока карточка товара проходит модерацию. Первыми комиксы за 700 рублей урвали около 30 участников одного из мультипликационных фестивалей, в котором участвовала «Точка отсчета». Еще примерно 70 штук Олег напечатал для промо-кампании, чтобы разослать разным блогерам и попросить их сделать обзоры.
Продвижение комиксов идет неплохо. На «Слете мультипликаторов» в Москве Олег подошел к производителям ноутбуков MSI.
— Я спросил, какая у них целевая аудитория. Они сказали, что это геймеры, но сейчас компания хочет завоевать и аниматоров. Я говорю: «Давайте мы в нашем комиксе дадим персонажу ваш ноутбук, чтобы аниматоры заметили это». Они сначала согласились заплатить за такую рекламу, двое переговоров прошли успешно, но на третьих не получилось, — рассказывает Олег.
По его словам, MSI хотели, чтобы у комикса было больше предзаказов, но издатель отказывался печатать много, пока не увидит реальный спрос.
— Но MSI сказали приходить, когда будет готов мультик, потому что у нас в Tik-Tok видео набирают много просмотров, — делится глава «Точки отсчета».
Сейчас в штате у Олега около 60 сотрудников. Это продюсеры, сценаристы, аниматоры, авторы шуток. Все они живут в разных городах и могут заниматься собственными проектами. Но когда идет работа над комиксом или новой серией мультика, они должны подключиться.
Есть даже филиал «Точки отсчета» в Республике Сербской (самопровозглашенное государство в Боснии и Герцеговине).
— Я так, чисто для себя, учил сербский язык. А Матео учил русский. Мы познакомились в специальном приложении для языкового обмена. Он анимацией не занимается, но говорит, что хочет стать президентом у себя в стране. Я ему сказал: «Давай ты нам поможешь раскрутить наш ресурс, а мы тебя потом на нем будем продвигать», — смеется Олег.
Но кроме шуток, Матео имеет какие-никакие связи, и он добился, чтобы о «Челябе» рассказали на местном центральном телевидении в передаче про славянские традиции. Теперь в далеких планах у Олега — открытие мультипликационной школы для сербов.
А пока планы более приземленные. Для начала нужно выпустить большую партию первой части комикса. Олег нацелен на печать от 2 до 10 тысяч экземпляров. Потом перевод комикса на сербский и продажа в Республике Сербской. А в дальнейшем, когда будет побольше денег и выше узнаваемость, уже можно будет возобновить работу над мультсериалом.
Напомним, в прошлом году про Челябинск сняли серию популярного американского мультсериала «Гриффины». Город там показали невзрачным, и многие российские политики поспешили призвать к запрету на его показ. Эксперт региональных коммуникаций и политический аналитик Илья Ананьев придерживается другой точки зрения. Прочитайте его мнение.