Специальным гостем третьей Народной премии 74.RU стал представитель известной династии, директор Большого Московского цирка Эдгард Запашный. Мы пригласили его неслучайно, ведь ремонт в челябинском цирке затянулся на несколько лет, и об этом поговорили с артистом. Он уверен, что в реконструкции знакового для города объекта могут помочь власти. Как — в интервью 74.RU.
«Одна из отмазок — цирк федеральный»
— В один из визитов в Челябинск вы упомянули, что ваши родители и вы сами работали в нашем цирке. Расскажите поподробнее, это были гастроли цирка Запашных или вы были в штате тут? О каких годах идет речь? Какое впечатление оставил Челябинск?
— В Челябинске мы работали несколько раз. Это было и в 90-е годы, и в начале 2000-х. В детстве приезжали сюда с нашим папой, Вальтером Запашным, мы даже с братом в школу ходили здесь. Обычно программа в каждом городе длилась месяц, и так мы побывали в 50 разных школах. Я помню Челябинск разным. И когда всё было плохо, и когда город начал преображаться. Понятно, что за последнее время и пандемия, и СВО, которые были друг за другом, сказываются на бюджете страны и бюджете регионов. Но Челябинск — это город, за который не стыдно. О том, что сюда не хочется приезжать, я бы не посмел сказать. Мне очень нравится ваш город.
— Больной вопрос — наш цирк. Его закрыли из-за удручающего состояния — там было уже просто стыдно выступать: сами помните, как давали интервью на фоне ободранных сидений и залатанного манежа. Уже пять лет идет ремонт с разным успехом, аналогичная ситуация и в других городах, например в Красноярске, Екатеринбурге, Воронеже.
— К сожалению, здесь очень много человеческого фактора. В чем он заключается? Когда местные власти не хотят ничего делать, они начинают придумывать отмазки. И одна из таких отмазок в Челябинске — цирк федеральный. И якобы поэтому они не должны иметь к нему отношения или «хотят, но не могут». Я буду говорить прямо: это обман. Я объясню. В свое время губернатор Валерий Шанцев из Нижнего Новгорода вступил не с кем-нибудь, а с Германом Грефом, министром финансов России на тот момент, в прямой конфликт и сказал: «Я всё равно цирк отремонтирую», — несмотря на то, что он федеральный. Греф его попытался тогда прижурить, но Шанцев это сделал. Это говорит о том, что прецеденты есть. И цирк получился великолепный, один из лучших в нашей стране, стоит в Нижнем Новгороде. И всё это заслуга губернатора. Нижний Тагил, Курск. Примерно такие же истории. Да, уже без больших скандалов двух сильных людей, но эту работу смогли организовать совместно с регионом.
— Каким образом это можно сделать?
— Есть разные пути. Можно цирк временно передать в регион для того, чтобы отремонтировать, как это было сделано во Владивостоке (здание передали в аренду Приморскому краю на пять лет, в финансировании работ на сумму миллиард рублей участвовали «Газпром» и бюджет региона. — Прим. ред.).
Место семейного посещения закрыто уже пять лет, у меня сейчас в Москве на Новый год продано вперед 150 аншлагов. 400 с лишним тысяч зрителей идут на новогодние представления в Большом Московском цирке. Поэтому важно донести до руководителя региона — ты работаешь против себя.
У нас в городах и так не слишком много мест, куда можно пойти всей семьей. В театре всё равно есть разделение — спектакль для детей или для взрослых. Как и кино, любое спортивное мероприятие. Бабушка с внуком на футбол, баскетбол вряд ли пойдут. А цирк — он для всех. Мы много говорим о развитии внутреннего туризма, но почему мы не строим индустрию развлечений? А уж для иностранцев у нас и вовсе очень мало мероприятий. А если это хорошее шоу Большого Московского цирка, братьев Запашных, Гии Эрадзе, Владислава Гончарова, Анатолия Сокола. Это мировой уровень и стопроцентное попадание, чтобы человек любой религии, любой национальности, любого возраста и пола мог бы сходить. А пока при всём желании в Челябинске или в любом другом регионе больше двух дней делать нечего.
Я поговорил с вашим губернатором во время церемонии, и он пообещал заняться реконструкцией цирка.
— Давайте немного помечтаем — вот открылся челябинский цирк. Какой он должен быть? Вы озвучивали, что в Московском большом цирке сделать одну хорошую программу стоит 100–200 миллионов рублей. В случае с региональными цирками эти деньги от бюджета надо будет ждать?
— Региональный цирк не имеет своей труппы, она и не нужна. Челябинский цирк входит в единую систему «Росгосцирк», а это большой конвейер, который подразумевает постоянную смену коллективов. В течение года город видит 6–7 качественных программ. Этот конвейер создан еще в СССР. При всём при этом это не исключает создание цирковой школы с педагогами и мастер-классами от артистов, которые приезжают сюда на длительные гастроли. И такие школы есть в Казани, Ижевске и других городах.
— Во время ремонта активизировались передвижные цирки. Как, по-вашему, это благо или нет? Например, в Челябинске сейчас с гастролями цирк «Виват» — там, судя по рекламе, очень приличные номера, выступают титулованные артисты.
— Передвижные цирки были, есть и будут. У нас в стране не больше 40 цирков, а большая часть наших городов находится на отдалении. Городов с населением до полумиллиона очень много. Поэтому цирки шапито будут выполнять свой функционал. Я с уважением отношусь к нашим коллегам, но это совершенно другое зрелище, нежели мы могли показывать в стационаре с удобными сиденьями, громадным куполом и большой инфраструктурой за манежем. А пока они пользуются моментом, что в городе-миллионнике нет цирка и они могут заработать.
— Как вы считаете, если реконструкция цирков затянется еще, люди могут забыть о таком развлечении и начнут ходить на другие шоу?
— Я не считаю, что цирк забудут и перестанут ходить. В любой момент, когда цирк откроется, я прогнозирую, что аншлагов будет сто вперед. Еще до открытия цирка. В том же Нижнем Новгороде после открытия месяца на три вперед билетов уже не было.
«Использует любую возможность, чтобы зацепить цирк»
— Некоторые общественники активно противоборствуют работе тех же передвижных цирков. Это оправдано? Там действительно много нарушений?
— У нас, к сожалению, тема зоозащиты во многом стала политизированной. И чаще всего люди, которые называют себя зоозащитниками, руководствуются совершенно другими желаниями. Например, партия «Новые люди», которая сейчас активно борется с цирком и выдвигает разные законопроекты, использует любую возможность, чтобы зацепить цирк.
Недавно в цирке шапито пантера напала на ребенка (речь про случай в Иркутской области, где дикая кошка напала на девочку, когда ее отец хотел сфотографироваться с животным. — Прим. ред.). И они снова подняли вопрос о том, что цирки надо закрывать. При всём при этом за неделю до этого случая в кальянной Грозного изъяли замученного львенка. Он был в плохом состоянии, было видно, что над львенком издевались — и издевались давно. Никто из депутатов партии «Новые люди» даже рот не открыл (львенка спасли и отправили на реабилитацию. — Прим. ред.). Почему? Потому что слово «Грозный» присутствует. «А мало ли чей ты родственник, владелец этой кальянной?» — рассуждают они. «Постоим-ка мы в стороне». Это говорит о цинизме. По-хорошему, ребят, вам животное до лампочки. Вы больше заботитесь о себе и о своем политическом будущем.
Но зоозащитник зоозащитнику рознь. Среди них есть великолепные люди. Например, Тимофей Баженов. И на львенка он отреагировал, кстати. Это правильная, мужская позиция. В этом вопросе нельзя обобщать. У вас же есть здесь активно пиарящийся Карен Даллакян? Ветеринар, который целого льва отвез куда-то там в Африку. Вы представляете, сколько они денег потратили на этого льва? А оно того стоило? А что потом с этим львом случилось? При этом за эти же деньги можно было спасти громадное количество животных. Но это всё пиар-акции. Это всё точно не про заботу о животных. Запрещают контактные зоопарки и тут же во всех своих приютах пускают людей потрогать, посмотреть и деньги за это нужно заплатить. Чем тогда этот зооприют отличается от контактного зоопарка? Везде животные в клетках и берут плату за вход.
Возможен ли цирк без животных?
— Нам в Челябинске с закрытым цирком сложно отследить последние тенденции в этой сфере, но вы расскажите, что поменялось в российском и мировом цирке за последнее время?
— Зоозащитники за последние годы действительно провели большую работу и в некоторых странах запретили цирки с животными, что негативно сказалось в принципе на всей индустрии. Все зачем-то берут в пример канадский Cirque du Soleil и говорят: «Ну вот, цирк без животных пользуется успехом!» На что я им отвечаю: а где Cirque du Soleil — 2? У «Пепси» есть альтернатива в виде «Кока-колы», у Mitsubishi — Toyota. А почему у канадского цирка нет альтернативы?
Почему до сих пор во всём мире никто не создал альтернативы? Отвечаю: попыток было очень много, но все они потерпели финансовое фиаско, потому что люди через какое-то время просто перестают ходить. И у Cirque du Soleil тоже была такая история. Они за свою 30-летнюю историю дважды объявляли себя банкротом. Я был в Москве у них на шоу, был переполненный зал. Через неделю я на это же шоу пошел в Париже — ползала народу. Потому что в Москву они тогда приехали в первый раз, и к ним как в McDonald’s выстроилась очередь, а в Париже они уже лет 10 ездят и люди выучили, что там одни акробаты, гимнасты и клоуны.
— Почему тогда, на ваш взгляд, цирки с животными имеют такой успех?
— Потому что адекватных людей больше. Я в свое время даже запустил такой хэштег в интернете. Адекватных больше, но они молчаливые. Только если их доведут, они начинают действовать. Садитесь в наш call-центр, и там два самых популярных вопроса: какие животные в программе и второй — почему их так мало. Это не я придумал, мы даем возможность любому человеку посидеть в нашем call-центре. Я вам ранее сказал, что у нас 150 аншлагов вперед. Какое еще шоу — ледовое, киношоу, чебурашка-шоу может похвастаться таким успехом? Это говорит о том, что у нас действительно массовый зритель. Да, мы находимся под прессингом, нас можно лишний раз чем-то ткнуть, какой-то негатив можно найти.
— А что скажете о ситуации с изоляцией от мирового циркового сообщества?
— Я уверен, что это временное явление и сама эта изоляция в большей степени произошла из-за давления конкретных политиков. Мы со многими нашими творческими коллегами остаемся в плотном контакте, но они говорят: «Да, на нас давят, нам звонят с самого высокого уровня». Я знаю, что наши артисты ездят в Испанию, но их попросили не указывать, что они из государственного цирка. А Китай, Арабские Эмираты очень активно с нами работают. Я уверен, что ситуация будет меняться в лучшую сторону. Потому что культура — это последний оплот адекватности, культурное общение, культурные обмены.