![](https://n1s1.hsmedia.ru/5f/09/96/5f099631f2bd5cdf5c680cf45304e15e/656x438_1:5723_5d8e4de9696e3479eab929a37229fb90@1200x800_0xcogrhzRv_3547359860365626100.jpg.webp)
Рядом с популярными горой и озером Сугомак и одноименной пещерой (туда, наверное, ездили все школьники Челябинска) есть не такой известный, но не менее интересный маршрут. В начале XX века заводы Кыштымского горного округа по концессии перешли к англичанам. Kyshtym Corporation Ltd начала развивать предприятия, а заодно построила узкоколейную железную дорогу для связи между ними. Она функционировала с 1911-го по 1976-й, по ней ходили товарные и пассажирские составы. Сейчас насыпь длиной 80 километров частично используют как грунтовую дорогу. Мы прогулялись по части маршрута, на котором остались эффектные развалины старинного депо и остов динамитного завода. И все это окружает великолепная уральская природа! Предлагаем и вам повторить такую вылазку за город — это отличный маршрут выходного дня.
От Егозы до Сугомака
Владельцы горнолыжного комплекса «Егоза» обустроили и промаркировали маршрут, который проходит по бывшей узкоколейной дороге. Он расположен у подножия одноименной горы, а она — в 10 километрах от Кыштыма. Самый длинный маршрут — 18 километров. Его предлагают проехать на велосипеде, который там же можно взять в прокат (тогда маршрут займет три часа), или пройти пешком.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b6/1b/c5/b61bc5dbca9709b86dae4d60b37cd78e/656x591_1_7f02fa1b71b8f39363dc182dc0efc984@1536x1383_0xO0MGyqKi_8668318224081761787.jpg.webp)
На тропу к узкоколейке можно выйти по указателям на горнолыжке. Дорога уйдет резко влево с трассы для лыжников и пойдет вниз с горы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/35/d3/98/35d39842b90cd1b572e506e395449bab/960x1280_1:5723_ead08aaa17b2b2dd26450e69dc9ad3a0@960x1280_0xG2nJY1fF_3435780092204920450.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c0/86/ce/c086ceb430954a2114a446a90d743b76/960x1280_1:5723_9d1153075566b79bc6b6e6f503b843eb@960x1280_0x7Bi740pe_4342212259899498181.jpg.webp)
Через 2,5 километра мы приближаемся к развалинам динамитного завода. Судя по табличке, просуществовал он недолго — с 1916-го по 1930-е годы. Это тоже наследие корпорации, созданной англичанами.
Динамитный завод
В его строительстве принимали участие английские инженеры, сообщается на информационной табличке рядом с развалинами. Производившаяся тут взрывчатка шла для начинки морских мин, а также использовалась на вскрышных работах на рудниках.
Английский промышленник и магнат Лесли Уркварт в начале XX века создал Kyshtym Corporation Ltd. В управление активами металлургического предприятия были привлечены и американские инвестиции, так в списке управленцев кыштымских заводов появляется фамилия бизнесмена Герберта Гувера, занявшего должность горного инженера и при этом являвшегося одним из акционеров корпорации. Спустя двадцать лет он победит на выборах и станет 31-ым президентом США.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1a/b0/d1/1ab0d126eb04fef0d614f7dc0b4e2b07/960x1280_1:5723_d9c95fbb578b64498a72078a51597c0f@960x1280_0xGOnrA4oM_9655948475434211791.jpg.webp)
Предприятие прекратило работу после мощного взрыва, который был слышен в Кыштыме. Историки предполагают, что был нарушен процесс производства.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ce/f9/0a/cef90abcc5260422830ca8e33277c288/656x437_1_f687537d0045c4ab50f719cc329441e2@949x632_0xCzUqkNPr_1587990328311925702.jpg.webp)
К Кыштымскому динамитному заводу шла узкоколейная железная дорога, связывающая предприятия, переданные по концессии англичанам. Здесь отчетливо видно полотно узкоколейки, которое сейчас используется как грунтовая дорога. Рельсы и шпалы разобрали вскоре после закрытия, в 1970-х годах.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/53/3e/0a/533e0afeef87870e2025744ec9cc3a84/656x492_1:5723_6ca620f3112ddff42a5fcdf85db48c5c@1280x960_0xQsVkdMUq_4514015094960736325.jpg.webp)
«Казалось, едешь прямо по воде, как вдоль Байкала»
Англичане проложили дорогу за рекордно короткие сроки (менее, чем за год) с учетом сложного рельефа местности.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c2/04/90/c204903f8fe4ceba6966affd65b1ba1e/656x438_1:5723_52765fbfa67b6fbb05552f4229aa47a5@959x639_0xMFia0tm0_4032631580081714641.jpg.webp)
Судя по карте узкоколейной дороги, она проходила по берегу озера Сугомак. Там, где есть обозначение «Ст. Депо» — колоритные развалины гаража и ремонтной базы для паровозов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/10/83/2b/10832b9ca439f0c254996d2682ff1cc2/553x685_1_7a8310fb699248af6b4fe5c35bdb72ce@553x685_0xsiTW6CWJ_9333505670903670095.jpg.webp)
Если от самой узкоколейки мало что осталось, то развалины вагоно-ремонтного депо до сих пор выглядят грандиозно. Их можно найти в лесу через дорогу от берега озера Сугомак.
Так здание депо выглядело 10 лет назад.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c6/68/cf/c668cfa637a4c21f942c0338cfcb65c7/656x439_1_04c5fc9e6b2e34a4fe7aae885a0ffeac@960x641_0xWTqokw2N_0453293187183796006.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a4/71/1b/a4711be2a9a69cb76172087039d22dd6/656x439_1_4ae8daa58a427123790009fb110791dd@960x641_0xBlbgiyBK_3657361934291249268.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b9/fa/e4/b9fae44f7e57d9c1e95b43c05b95123e/656x439_1_8736727d353201d1a9904d4e0a3579e0@960x641_0xYghIMRdd_2105909055007954748.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0b/19/f5/0b19f5fe024d299b6d7aaed944235113/656x439_1_9c3c3446ef85cd658aa6df83d39d94b4@960x641_0x695pOUQR_6840766839463901559.jpg.webp)
Вплоть до конца 1950-х годов по узкоколейке перевозили не только грузы, но и пассажиров, вспоминает автор книги «Историческая азбука Кыштыма» Иван Бахарев.
— Поезд из двух-трех вагонов ходил два раза в день и время в пути составляло два часа. На однопутной узкоколейке было несколько разъездов, в пути были участки с крутыми уклонами, и вагоны, разбежавшись, иногда сходили с рельсов — приходилось дружно возвращать их на место. Трасса от Кыштыма шла вдоль берега озера Сугомак, — пишет Иван Бахарев. — Казалось, едешь прямо по воде, как вдоль Байкала. Паровозик был настоящий и пыхтел натурально. Самая большая промежуточная станция — Черемшанка. В летнее время жители встречали пассажиров с ягодами, грибами, молоком, продавали. Зимой в вагонах топили буржуйки — просто бочка с дырками и трубой на выход…
Пару лет назад туристы застали депо сильно заросшим.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8f/69/88/8f6988ff1b18ca8cf3625ca13aa8cbc3/656x435_1_e85c318b8c2a8cb84b6f8274c3ebfd33@2560x1696_0xZTfHBnWs_3720245728852356481.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/10/62/eb/1062eb0cdd034c60ea6a566ff75b57bf/656x435_1_2fa6ae6ee47be37e467c43e7e5502f53@2560x1696_0xTJeBHbDb_9885721493338360958.jpg.webp)
В 1963 году Кабараш и Кыштым связала современная железнодорожная линия с широкой колеей. Более 10 лет они функционировали одновременно, пока узкоколейку не закрыли в 1976 году.