Рядом с популярными горой и озером Сугомак и одноименной пещерой (туда, наверное, ездили все школьники Челябинска) есть не такой известный, но не менее интересный маршрут. В начале XX века заводы Кыштымского горного округа по концессии перешли к англичанам. Kyshtym Corporation Ltd начала развивать предприятия, а заодно построила узкоколейную железную дорогу для связи между ними. Она функционировала с 1911-го по 1976-й, по ней ходили товарные и пассажирские составы. Сейчас насыпь длиной 80 километров частично используют как грунтовую дорогу. Мы прогулялись по части маршрута, на котором остались эффектные развалины старинного депо и остов динамитного завода. И все это окружает великолепная уральская природа! Предлагаем и вам повторить такую вылазку за город — это отличный маршрут выходного дня.
От Егозы до Сугомака
Владельцы горнолыжного комплекса «Егоза» обустроили и промаркировали маршрут, который проходит по бывшей узкоколейной дороге. Он расположен у подножия одноименной горы, а она — в 10 километрах от Кыштыма. Самый длинный маршрут — 18 километров. Его предлагают проехать на велосипеде, который там же можно взять в прокат (тогда маршрут займет три часа), или пройти пешком.
На тропу к узкоколейке можно выйти по указателям на горнолыжке. Дорога уйдет резко влево с трассы для лыжников и пойдет вниз с горы.
Через 2,5 километра мы приближаемся к развалинам динамитного завода. Судя по табличке, просуществовал он недолго — с 1916-го по 1930-е годы. Это тоже наследие корпорации, созданной англичанами.
Динамитный завод
В его строительстве принимали участие английские инженеры, сообщается на информационной табличке рядом с развалинами. Производившаяся тут взрывчатка шла для начинки морских мин, а также использовалась на вскрышных работах на рудниках.
Английский промышленник и магнат Лесли Уркварт в начале XX века создал Kyshtym Corporation Ltd. В управление активами металлургического предприятия были привлечены и американские инвестиции, так в списке управленцев кыштымских заводов появляется фамилия бизнесмена Герберта Гувера, занявшего должность горного инженера и при этом являвшегося одним из акционеров корпорации. Спустя двадцать лет он победит на выборах и станет 31-ым президентом США.
Предприятие прекратило работу после мощного взрыва, который был слышен в Кыштыме. Историки предполагают, что был нарушен процесс производства.
К Кыштымскому динамитному заводу шла узкоколейная железная дорога, связывающая предприятия, переданные по концессии англичанам. Здесь отчетливо видно полотно узкоколейки, которое сейчас используется как грунтовая дорога. Рельсы и шпалы разобрали вскоре после закрытия, в 1970-х годах.
«Казалось, едешь прямо по воде, как вдоль Байкала»
Англичане проложили дорогу за рекордно короткие сроки (менее, чем за год) с учетом сложного рельефа местности.
Судя по карте узкоколейной дороги, она проходила по берегу озера Сугомак. Там, где есть обозначение «Ст. Депо» — колоритные развалины гаража и ремонтной базы для паровозов.
Если от самой узкоколейки мало что осталось, то развалины вагоно-ремонтного депо до сих пор выглядят грандиозно. Их можно найти в лесу через дорогу от берега озера Сугомак.
Так здание депо выглядело 10 лет назад.
Вплоть до конца 1950-х годов по узкоколейке перевозили не только грузы, но и пассажиров, вспоминает автор книги «Историческая азбука Кыштыма» Иван Бахарев.
— Поезд из двух-трех вагонов ходил два раза в день и время в пути составляло два часа. На однопутной узкоколейке было несколько разъездов, в пути были участки с крутыми уклонами, и вагоны, разбежавшись, иногда сходили с рельсов — приходилось дружно возвращать их на место. Трасса от Кыштыма шла вдоль берега озера Сугомак, — пишет Иван Бахарев. — Казалось, едешь прямо по воде, как вдоль Байкала. Паровозик был настоящий и пыхтел натурально. Самая большая промежуточная станция — Черемшанка. В летнее время жители встречали пассажиров с ягодами, грибами, молоком, продавали. Зимой в вагонах топили буржуйки — просто бочка с дырками и трубой на выход…
Пару лет назад туристы застали депо сильно заросшим.
В 1963 году Карабаш и Кыштым связала современная железнодорожная линия с широкой колеей. Более 10 лет они функционировали одновременно, пока узкоколейку не закрыли в 1976 году.