
По некоторым предметам планку поднимут на один балл, по другим — сразу на десять
В Минобрнауки РФ предложили повысить минимальные баллы ЕГЭ для поступления в ведомственные вузы. Если изменения будут приняты, они затронут шесть предметов: химию, биологию, физику, информатику, историю и английский язык.
Где-то чиновники намерены поднять планку на один балл, а где-то — сразу на десять. Очевидно, что в таком случае поступить в вуз станет еще сложнее (особенно гуманитариям). В этом тексте наши коллеги из Е1.RU собрали мнения экспертов и педагогов о грядущем изменении.
Что поменяется
С 2026/2027 учебного года минимальные баллы ЕГЭ могут поднять по следующим предметам:
химия — с 39 до 40 баллов;
биология — с 39 до 40;
физика — с 39 до 41;
информатика — с 44 до 46;
история — с 36 до 40;
иностранный язык — с 30 до 40.
По данным самого министерства, изменения затронут только 1% выпускников. Баллы решили поднять, чтобы повысить качество образования. Параллельно с этим в вузах планируют сократить количество платных мест. Например, в УрФУ под раздачу попали экономисты и юристы.
Кроме того, выпускникам, набравшим в среднем менее 50 баллов на ЕГЭ, хотят и вовсе запретить поступление в вузы.
Тех, кто не поступит, станет больше
По мнению Натальи Певневой, репетитора и руководителя тьюторского центра «Эпсилон» в Екатеринбурге, тяжелее всего повышение минимального порога по ЕГЭ воспримут те, кто как раз будет поступать на контракт, то есть платно.
«Однозначно запрос у школьников по баллам ЕГЭ вырастет, подготовка станет более усердной и качественной, но увеличение порогового значения повлечет и процент тех, кто не наберет этих баллов, — считает Наталья Певнева. — Обучение в престижных вузах требует более тщательного отбора абитуриентов, что позволит доучивать способных до получения диплома. При достойных баллах возможность выбора университетов сохранится».

Качество образования вырастет, но, судя по всему, за счет «отсеянных» учеников
Председатель Свердловского родительского комитета и руководитель Национальной родительской ассоциации Людмила Золотницкая поделила выпускников на три группы:
те, кто не хочет или боится сдавать ЕГЭ и после девятого класса поступает в колледж или техникум (кстати, процент таких школьников растет);
те, кто усердно готовится к ЕГЭ (будущие стобалльники, участники олимпиадных движений);
дети, которые хотят учиться в вузе, но не так успешны в обучении.
«Для третьей категории школьников это нововведение будет негативным», — считает Людмила Золотницкая.

Им будет сложнее поступить в вуз даже на платной основе, ведь на первый план теперь выходят не финансовые возможности семьи, а именно знания выпускника, оцененные в баллах ЕГЭ.
«Хочется верить, что экономический эффект от таких важных решений просчитан и изменения не только значительно повысят ценность высшего образования за счет понижения его доступности, но и положительно скажутся на качестве образования в вузах и подготовке научных кадров», — добавила эксперт.
Ущемляют гуманитариев?
Самые сильные изменения затронут иностранные языки. Минимальный порог баллов на ЕГЭ по этому предмету могут увеличить сразу на десять балов — с 30 до 40.

Самый резкий скачок по минимальным баллам может произойти на ЕГЭ по английскому языку
По мнению учительницы английского языка (мы не указываем имя по ее просьбе), такой резкий скачок точно ударит по мотивации детей.
«С каждым годом ЕГЭ сдавать всё сложнее: баллы за задания сокращаются, проходные баллы поднимаются — это всё очень сильно отражается на ментальном здоровье детей, — рассказала E1.RU педагог. — В течение года они и так видят только КИМы, а теперь станет сложнее поступить в вуз. Если увеличат порог по английскому языку на 10 баллов, поступивших явно станет меньше».
Это хорошо, ведь учиться будут те, кто правда знает язык. С другой стороны, это может повлиять на уровень безработицы в нашей стране, так как людей с высшим образованием становится всё меньше.
КИМы — контрольно-измерительные материалы, по которым школьники готовятся к ЕГЭ или ОГЭ.
Педагоги поделились с E1.RU тем, что в школах и без того сократили количество часов по английскому языку, а с таким повышением порога многие захотят изменить профиль, испугавшись нововведений, и совсем откажутся от сдачи ЕГЭ по иностранному.

Учителя уверены, что ужесточение требований плохо скажется на состоянии детей, и без того запуганных всеми «прелестями» ЕГЭ
Грядущие изменения прокомментировала и учительница химии. По этому предмету порог предлагают поднять всего на один балл, но даже он важен.
«Для части детей, которым лишь бы что-то сдать в надежде набрать минимальный порог для поступления на коммерцию, ситуация кардинально изменится, — уверена учительница. — Порой им не хватает одного или двух баллов для поступления. Среди них станет больше несдавших — это увеличение стресса. Как следствие, станет больше ребят, уезжающих с экзамена на скорой».
У детей должна быть альтернатива!
Историк, заслуженный учитель России Александр Снегуров в разговоре с E1.RU отметил, что из-за небольших, но частых нововведений высшее образование становится всё менее доступным. Сокращаются платные места в вузах, а в сам ЕГЭ каждый год вносят подобные корректировки.
«Это свидетельствует об архаичности ЕГЭ и о том, что его надо либо отменить совсем, либо ввести какую-то альтернативу этому экзамену, — уверен Александр Снегуров. — Минобрнауки по своей инициативе повышает эти баллы, не согласовав свое решение с вузами. Это директивное отношение к школе и к вузам очень тревожит».
По словам эксперта, действия властей противоречат сами себе: с одной стороны, были созданы Военно-историческое общество и Российское географическое общество, написаны новые учебники по истории России. С другой стороны, именно по этим предметам идет существенное повышение проходных баллов.
«Это частность важная, но это частность. Происходит ограничение доступа людей к высшему образованию», — подчеркнул заслуженный учитель России.

Надо в принципе принимать всех желающих поступать в вуз. При онлайн-режиме это возможно: не нужно искать стулья и скамейки для того, чтобы рассадить людей в аудитории.
«И уже по итогам первой сессии смотреть, кто попал случайно, кто не хочет заниматься в вузе, — продолжил учитель. — Масса достойных людей отсекается платными местами, самим ЕГЭ, обстановкой проведения экзамена, нервотрепкой. Потом мы удивляемся: куда делись мотивированные, хорошо успевающие и занимающиеся общественной работой люди? Ну вот, их, в частности, отсекло Министерство образования».
Школы отчитываются властям, сколько у них детей набрали в диапазоне от 90 до 100 баллов на ЕГЭ, чтобы учителя получили премии за подготовку успешных выпускников. В этой погоне все забывают о других школьниках, которых у нас большинство.
«В Москве, к примеру, считают, сколько учеников получили 100, 95, 94 балла, а человек, получивший 80, 70, 60, 40 баллов, — это кто? Это наш же человек, наш ученик. Мы его просто игнорируем. Мы его откидываем, — возмутился Александр Снегуров. — Даже хорошо подготовленный человек может разволноваться. Ему может не повезти с вопросом, и всё — мы его заклеймили этими баллами».

Картина с этими баллами всех уже замучила и превратила в пленников рейтингов. Для манипулирования это хорошо, но у детей и педагогов расшатывается сознание и страдают нравственные категории.
Нужно ли поднимать минимальные баллы по ЕГЭ?
О том, что минимальные баллы ЕГЭ поднимут, начали говорить еще осенью 2024 года.


