Образование проблема «В погоне за рейтингами». Эксперты рассказали, как быть, если 9-классников выдавливают из родных школ

«В погоне за рейтингами». Эксперты рассказали, как быть, если 9-классников выдавливают из родных школ

Общественники, учителя и юристы объяснили, куда можно обратиться, если ребенка не зачисляют в десятый класс

Российские школьники столкнулись с проблемой при зачислении в десятый класс

Источник:

В этом году сразу в нескольких регионах России девятиклассники столкнулись с проблемой зачисления в старшую школу: девятиклассникам, не набравшим определенное количество баллов на ОГЭ или не сдавшим внутренние экзамены, отказывают в зачислении в десятый класс. Председатель общественного движения «Родители Москвы» Илона Менькова рассказала, что только к ней в этом году обратилось около 50 родителей столицы. Такая же ситуация сложилась еще как минимум в Тюмени, Челябинске, Новосибирске, Екатеринбурге и Ярославле.

— Проблема действительно всероссийского масштаба, — подтверждает общественница Илона Менькова. — Происходит массовое нарушение закона. К нам обратилась мама, чей ребенок был незаконно отчислен, и на данный момент до сих пор ребенок не в школе. Уже середина октября, а ребенок не учится, насколько это нормально? И это не единственный случай.

«Нарушить базовые педагогические постулаты» или помочь «не потерять время»?

Заслуженный учитель РФ и директор школы Александр Снегуров критикует практику отказа девятиклассникам в приеме в десятый класс. По его мнению, это явление можно назвать «антипедагогическим» и «неправовым».

Отказывать в поступлении в 10-й класс, по словам директора, вынуждены из-за зависимости от рейтингов. Для школ важно, чтобы их ученики показывали высокие результаты, особенно в старших классах, поскольку это напрямую влияет на оценку эффективности.

— Нормативы завышены, они не соответствуют реальному положению дел, — отмечает заслуженный учитель России.

Из-за этого, по мнению Снегурова, школы вынуждены «подгонять реальность под готовые модели», что ведет к отбору только тех учеников, кто сможет «вписаться» в требуемые рамки. Такая система ориентирована на тех, кто хорошо сдает ЕГЭ и приносит школе высокие баллы, но совершенно вычеркивает из системы учеников, которые, к примеру, не добрали баллов по русскому, но имеют таланты в физике, или наоборот: не способны к точным наукам, но любят историю.

Однако учитель также признает, что есть ученики, которым, возможно, не стоит продолжать обучение в 10–11-х классах. Это касается тех, кто уже на этапе средней школы теряет мотивацию и перестает развиваться в рамках классического образования.

— Да, есть дети, которые уже к шестому-седьмому классу, даже, по сути, в начальной школе, утомлены обучением, демотивированы, расслаблены, увлечены процессами, не связанными с саморазвитием, — замечает директор школы.

В таких случаях, по его мнению, действительно разумно рассматривать альтернативные пути — например, профессиональное образование.

— Это [обучение в колледже] допустимый, даже поддерживаемый мною сценарий, но «искусственное» направление ребенка в колледж при закрывании ему дверей к основному общему образованию — это нарушение базовых педагогических постулатов, — добавляет заслуженный учитель России Александр Снегуров.

Ключевой посыл Снегурова состоит в следующем: нельзя отказывать мотивированным ученикам в возможности поступить в старшие классы, даже если их результаты не соответствуют высоким требованиям конкретной школы.

Мы как система образования, мы как педагоги не должны лишать детей мотивированных, желающих обучаться поступления в 10–11-й класс. Если он [ребенок] получил недостаточное число баллов, «отсекать» мы его не можем — это нарушает педагогические и моральные принципы.

Не все учителя однозначно поддерживают такой подход. Евгений Ямбург, доктор педагогических наук и заслуженный учитель России, признает, что для некоторых учеников продолжение обучения в 10–11-х классах может оказаться пустой тратой времени.

— То, что он точно не окончит 10-й, 11-й класс и потеряет время, абсолютно понятно профессионалам, — подчеркивает Ямбург. По его мнению, если ученик с трудом осваивает программу, то в старших классах ситуация усугубится. В таком случае он не сможет успешно сдать ЕГЭ и в конечном итоге будет вынужден всё равно пойти в колледж, только на два года позже.

Однако Евгений Ямбург также отмечает, что многие ученики, не вписывающиеся в рамки стандартного обучения, могут обладать исключительным потенциалом. Он приводит примеры известных личностей:

— Есть, понимаете, дети, которые… я их называю гениальные двоечники. Эйнштейн, как известно, был троечником, неспособным к стандартному усвоению программы, а стал великим ученым. Мейерхольд вообще был прогульщиком, а Чехов три года сидел в одном классе, — приводит примеры Ямбург. — Нужен гибкий подход.

Ключевая мысль Ямбурга заключается в том, что система образования должна быть вариативной и в первую очередь гибкой: равноценно должен рассматриваться и вариант продолжения обучения в колледже, и переход в десятый класс.

— Не закрывая ни один путь, надо создать такую гибкую систему, чтобы не пропадал ни один ребенок, — утверждает он.

По мнению заслуженного учителя России, решения относительно дальнейшего обучения ребенка не должны зависеть исключительно от родителей или учителей, которые могут не учитывать реальных потребностей и способностей ученика. Вместо этого должна существовать система, которая помогает детям не терять время на не подходящие для них образовательные программы и направляет их по наиболее подходящему пути.

Решают сегодня представители ребенка. Это вот родители или лица, их заменяющие. Но они могут быть слепы. Вот они хотят куда-то, а ему [ребенку] туда не надо. Поэтому решать должны не отдельные люди, а должна быть гибкая система, которая позволяет не потерять время ребенку.

«Каждый четвертый ребенок ошибся с выбором»

Первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по науке и высшему образованию Олег Смолин считает, что принудительное направление девятиклассников в колледжи — это нарушение закона.

Полное среднее образование в России — общедоступно, бесплатно и, более того, обязательно. Выталкивая принудительно ребят в колледжи, вы грубо нарушаете этот закон.

Депутат отмечает, что не может оценить, насколько это массовая проблема, но говорит, что сталкивался с подобными обращениями — к нему в этом году обращались родители из Москвы. Чтобы помочь им, Олег Смолин писал письмо в Генпрокуратуру и в департамент образования города Москвы.

— Мне ответили, если в двух словах, что это соответствует образовательной политике города Москвы, — излагает депутат. — Нас не удовлетворяет ответ прокуратуры города Москвы, он очень обтекаемый, поэтому мы будем обращаться в Генеральную прокуратуру и напоминать о решении Конституционного суда.

Конституционный суд России запретил отчислять детей после девятого класса «без уверенности в том, что ребенок сможет получить полное среднее общее образование».

Депутат Смолин, так же как и заслуженный учитель России Александр Снегуров, считает, что эта практика стала следствием гонки школ за рейтингами.

— Хотя и говорят, что школы не должны по рейтингам оцениваться, по факту это так происходит, — объясняет депутат Госдумы.

Отдельно Смолин отмечает риски преждевременной специализации школьников. Он приводит статистику, согласно которой четверть учеников ошибается при выборе профиля обучения в девятом классе. Впоследствии это затрудняет обучение и получение высшего образования по желаемой специальности.

— Некоторое время тому назад, когда вводилось профильное обучение, Министерство образования и науки Российской Федерации провело анализ. Оказалось, каждый четвертый ребенок, который в девятом классе или раньше выбирал профиль, ошибся с выбором. То есть, другими словами, такому ребенку гораздо труднее потом получить то профессиональное и высшее образование, которое он хочет получить, чем тому, кто закончил бы обычную, универсальную школу, — отмечает депутат Смолин.

В качестве примера депутат привел собственный опыт: в девятом классе его одинаково увлекала и музыка, и математика. Если бы его заставили сделать выбор тогда, он бы совершил ошибку.

— Способности были в обеих областях, и не только в них. И только тогда, когда в одиннадцатом классе начались элементы философии, я понял, что это соответствует моим желаниям и возможностям, и не ошибся в выборе профессии и вообще жизненного пути.

Нельзя принудительно заставлять детей делать выбор, к которому они еще не готовы.

В качестве частного решения проблемы депутат предлагает родителям писать письма в Комитет и отдельным его членам, а в качестве системного — возможные изменения в закон об образовании.

— Что делать родителям? Пишите нам. Опыт показывает, что наши обращения имеют действие. Возможно, нам придется внести поправку в закон об образовании, где бы было написано примерно следующее: «В школах не могут создаваться только профильные классы, набор в которые предполагает использование конкурсных процедур».

«Образование у нас идет до 11-го класса», или что говорит закон

Слово закона тем временем гораздо более формальное. Юрист и член движения «Российским детям — доступное дошкольное образование» Елена Шульгина отмечает, что школы имеют законное право не формировать десятый класс вообще. Это решение зависит от возможностей и условий конкретного образовательного учреждения и закреплено в федеральном законе об образовании. В небольших населенных пунктах такая практика вполне оправдана:

— Есть такие небольшие поселения, где ребятишки все после 9-го класса уходят, у них просто некому учиться в 10-м классе, — уточняет Шульгина.

Однако, если школа решает сформировать хотя бы один десятый класс, она не имеет права отказать в приеме учащимся на основании их низкой успеваемости или результатов экзаменов.

Отказать в приеме школьнику, если класс сформирован, нельзя.

По словам Шульгиной, все школы в России по закону являются общеобразовательными, а профильность — это лишь уклон, регламентируемый локальными актами школы. Поэтому неправомерно заявлять, что школа будет открывать только профильные классы, и не предлагать общего образовательного направления.

— Если школа формирует профильные классы, то и общеобразовательный класс, конечно, должен быть, — отмечает юрист. Отказ школы принять ребенка, который желает учиться в десятом классе, может рассматриваться как нарушение права на образование. Шульгина отмечает, что это противоречит принципу доступности общего образования до 11-го класса, закрепленному в законодательстве. — Образование у нас идет до 11-го класса, и отсеивать учеников на этапе ОГЭ — это неверно.

Если подытожить, школа обязана предоставить возможность продолжить обучение в 10–11-х классах, даже если результаты ОГЭ не соответствуют высоким требованиям профильных классов.

Шульгина также обращает внимание на социальные аспекты обучения. Для некоторых детей переход в колледж после девятого класса может быть слишком сложным с точки зрения адаптации к взрослой жизни.

— Не все дети готовы учиться в техникуме — это может быть и социальная неадаптированность, и другие критерии, по которым ребенок просто не готов учиться в техникуме и ему по-прежнему нужна домашняя обстановка школы, — объясняет юрист. — Не все в конце девятого класса уже готовы к «взрослой жизни», скажем так. Все-таки техникум, училище — это уже взрослая жизнь.

Правовой подход требует, чтобы школа при открытии хотя бы одного десятого класса предоставляла возможность обучения всем желающим, а не только сильным ученикам.

«Тот, кто своих прав не знает, просто уходит»

Общественница Илона Менькова добавляет, что сейчас она наблюдает такую схему: сначала всех школьников отчисляют после девятого, выдают им аттестат, а потом начинается отбор. Но это неправомерно.

— Выдача аттестата — это не повод для отчисления. Согласно статье 61 Федерального закона «Об образовании», отчисление может быть либо инициировано родителями, либо быть мерой дисциплинарного взыскания, но это (дисциплинарное нарушение. — Прим. ред.) еще доказать надо, — объясняет общественница. — Отчисление при переходе из средней школы в старшую — то еще «окно Овертона». Если мы разделяем на уровни образование, следует ли родителям опасаться, что скоро начнут отчислять из четвертого класса, чтобы на основании конкурсного отбора зачислять в пятый?

Также в ее общественной практике нередки случаи, когда школа, несмотря на то, что закон находится на стороне родителя и ребенка, пытается «насолить» семье, которая решит отстоять свои права.

— Бывает даже такое, что зачисляют не в тот класс: например, ребенок хотел в медиакласс, а зачисляют в профильный математический. Родители жалуются, что их детям оказывают повышенное внимание, к доске вызывают чаще, создают дополнительный стресс, двойки, и такое бывает, а в старших классах идет подготовка к экзаменам, это и без того нервы, — делится случаем из практики председатель общественного движения «Родители Москвы». — Тот, кто своих прав не знает, просто уходит из школы. А кто находит нас, отстаивает их, но должен быть готов идти до конца.

Почитайте также колонку о проблемах молодой учительницы в школе.

Самую оперативную информацию о жизни столицы можно узнать из Telegram-канала MSK1.RU, там проходит розыгрыш стайлера Dyson и трех «Яндекс.Станций Мини» среди подписчиков.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления