«Ой, вот и поколение ЕГЭ сюда добралось». Комментарий с таким посылом можно найти почти под каждой новостью о какой-то проблеме: неубранных дорогах, странных политиках, непрофессиональных учителях. Глупая, мол, молодежь. На тесты их в школе натаскали, а теперь они выросли, стали важными людьми и начали реальные проблемы плохо решать. Жертвы ЕГЭ, что тут еще скажешь.
Наш корреспондент Виталий Гущинский сдавал экзамены четыре года назад. Времени, чтобы осознать произошедшее, прошло достаточно, при этом «натаскивание на тесты» все еще четко всплывает в памяти. Он порассуждал, так ли плох на самом деле пресловутый ЕГЭ.
Шутки про жертв ЕГЭ отвешивают обычно люди постарше. Те, кто эти экзамены не застал или застал, но в первые годы после введения ЕГЭ. Основная претензия критиков в том, что школьников не учат думать, а заставляют годами заучивать правильные ответы на однотипные тесты. Заучит он, в каких из 100 заготовленных слов пишется одна «Н», а в каких — две. А дальше что? Где же гибкость мышления?
Складывается впечатление, что те, кто говорит подобное, ни одного варианта экзамена не открывал, хотя они есть в интернете.
Я сдавал экзамен по литературе. Откровенно тестовых заданий с выбором варианта ответа там два-три. Еще три-четыре требуют самостоятельно сформулировать ответ на вопрос, по типу «Назовите модернистское поэтическое течение начала XX века, одним из ярких представителей которого являлся В. В. Маяковский». Оставшиеся пять заданий — это сочинения. Четыре небольших и одно объемное. О каком натаскивании на тесты может идти речь?
С другими предметами ситуация может отличаться, но суть в том, что заданий с развернутыми ответами довольно много. Конечно, школьники заранее знают примерное содержание и таких вопросов. Но не стоит недооценивать глубину подготовки тех, кто смог пройти это и сдал экзамен на хороший балл.
Надо сказать, будучи школьником, я поддерживал повсеместное высмеивание ЕГЭ со стороны взрослых. Правда, тогда не признавался сам себе, почему это делаю. На самом деле, я, как и многие, боялся оплошать и завалить экзамен. Как тогда оправдываться перед родителями? Конечно, глупостью экзамена. А почву для таких оправданий нужно было на всякий случай подготовить заранее. Впрочем, почва эта, к счастью, не пригодилась.
Если эту статью читает школьник, который тоже считает себя жертвой несправедливой системы образования… Думаю, то, что было до ЕГЭ, тебе вряд ли понравилось бы. Суть в том, что сейчас значение имеет только уровень знаний школьника. Можно не переживать о предвзятом отношении экзаменатора, никакого блата не предусмотрено. Не имеет значения, занесли ли родители преподавателям, накрыли ли им стол. Экзамен проходит вслепую, кто его будет проверять — неизвестно. Чьи ответы будет проверять какой-то экзаменатор из другой школы — неизвестно. При поступлении в вуз, достаточно лишь отправить результаты единожды сданного экзамена. Не нужно ездить в каждый университет и сдавать отдельные вступительные.
Если ты подготовился, то ты сдашь ЕГЭ. Вопрос подготовки, правда, тоже вызывает дискуссии. Здесь со злыми языками я согласен больше. У меня в школе — обычной МБОУ СОШ — далеко не все учителя со рвением подходили к подготовке ребят к экзамену. Были факультативы после уроков, но на них класс, как правило, просто решал задания прошлых лет, скачанные из интернета. Объяснения и комментарии давали не все учителя.
Некоторые преподаватели, наоборот, перегибали. С 10 класса я учился в социально-гуманитарном классе. Ребята там были нацелены на получение гуманитарных профессий в будущем. Предметы на ЕГЭ многие выбирали соответствующие: обществознание, история, литература. И базовую математику. Однако учитель этой самой математики — влюбленный в свою работу преподаватель с 40-летним стажем — взялась за нас по полной. Она часто давала нам задания из экзамена по профильной математике и требовала полной отдачи. Не могу оценить, насколько это было полезно для общей эрудированности (казалось бы, для таких целей и создан базовый уровень), но времени занимало много. И нервов потрепало знатно.
К платным репетиторам ходили, кажется, все одноклассники. Но, честно говоря, больший эффект я получил от регулярного решения заданий дома, на небезызвестном сайте по подготовке к ЕГЭ. Там и миллиард разноплановых вариантов, и понятные комментарии, если ты неправильно ответил на вопрос. Подготовиться самостоятельно — реально, но трудно.
Согласны с автором?
Напомним, к 1 февраля ученики 11-х классов должны определиться с предметами, которые они будут сдавать на ЕГЭ. Выбор этот всегда сложный и нервный. Школьники рассказали о вопросах с подвохом, бесполезных репетиторах и недостатке сна.