Экология Кризис-2024 мнение Импорт заместят смогом. Как скажется на Челябинске изменение сроков проекта «Чистый воздух»

Импорт заместят смогом. Как скажется на Челябинске изменение сроков проекта «Чистый воздух»

Дедлайн проекта по квотированию выбросов сместили с 2024 на 2026 год

Эффектный хвост водяного пара из тушильной башни коксовой батареи

В начале 2022 года мы занялись подготовкой большой статьи об экологии Челябинска: хотели разобраться, как в реальности продвигается широко распиаренный проект «Чистый воздух». Работа затянулась, многие данные оказались «засекречены», а челябинские предприятия не всегда шли на контакт. Мы планировали выдать статью до конца зимы, но не успели — наступило 24 февраля, день начала спецоперации российских войск на Украине. И статья вдруг стала ненужной, потому что у нас исчезло понимание, насколько экологические программы «сытых времен» релевантны для новой санкционной эпохи. И через месяц после начала этих событий президент Владимир Путин подписал законопроект, сдвигающий сроки программы «Чистый воздух» с 2024-го на 2026 год. О том, что это значит для экологического проекта в Челябинске, расскажет Артем Краснов — автор упомянутой (и невышедшей) статьи.

О том, что Россия признала ДНР и ЛНР, я узнал по пути на ЧМК 22 февраля 2022 года. У меня была запланирована экскурсия по предприятию в сопровождении главного эколога группы «Мечел» Владимира Осокина.

В тот день мне показали перестроенную домну № 4, новые коксовые батареи и перезапущенный цех газоочистки. Потом мы долго говорили о планах на ближайшие годы. В воздухе помимо едковатого духа коксовых батарей висел вопрос: насколько реально выполнение экологических программ в условиях санкций? Нынешние действия властей лишь подтверждают те опасения, а ведь начиналось всё неплохо.

Литейный двор доменной печи № 4 на ЧМК (входит в ПАО «Мечел»). В прошлом году закончен капремонт самой домны, на ближайшее время запланирован монтаж системы аспирации литейного двора
Исполинский центробежный нагнетатель в реконструированном цеху газоочистки. «Выхлопы» конвертов собираются и подаются на очистку в так называемый скруббер Вентури
Реконструированная коксовая батарея. «Мечел-Кокс» — один из главных источников вредных выбросов на ЧМК. Работы по приведению батарей в нормативное состояние уже начались и должны были завершиться до 2024 года. В числе прочего это должно снизить нерасчетные утечки

Трудные роды


Вообще-то проект «Чистый воздух» буксовал и до спецоперации. Например, пресловутый эксперимент по квотированию выбросов должен был стартовать еще в 2020-м, но пандемия коронавируса (и не только она) сместила сроки. Предприятия получили проекты квот лишь в начале 2022-го и до конца зимы должны были предоставить план их выполнения. В дни перед началом спецоперации как раз шел торг между крупными загрязнителями и экологическими ведомствами об уровне новых ограничений. Каковы его результаты? По большому счету, наши спикеры разводят руками: слишком неопределенной стала ситуация, чтобы давать обещания по объемам выбросов.

Проект по спасению челябинского воздуха вырос из нацпроекта «Экология» и его подпроекта «Чистый воздух». Челябинск вошел в список 12 городов, где планировалось сократить на 20% совокупные выбросы от всех наземных загрязнителей (закон 195-ФЗ). Основу для этого проекта создали четырехсторонние соглашения, которые с 2019 года заключались крупными предприятиями с региональным правительством, Росприроднадзором и Минприроды. Соглашения были подписаны с 16 региональными предприятиями, из которых 9 находилось в Челябинске или поблизости — это ЧЭМК, Цинковый, ЧКПЗ, ЧТПЗ, завод «Техно», ЧМК, «Мечел-Кокс», завод «Минплита» и Коркинский разрез (ООО «Промрекультивация).

В Челябинске, кстати, уровень снижения выбросов увеличили до 31,5%, поскольку в целевые 20% мы вписывались довольно легко. Впрочем, сам этот критерий был довольно лукавым. В региональном Министерстве экологии нам выдали данные об объемах выбросов с 2005 по 2020 год: за это время они сократились аж вдвое. Серьезно? Присмотревшись, мы увидели, что весь прогресс достигнут за счет якобы четырехкратного снижения автомобильных выхлопов, что плохо согласуется со здравым смыслом — автопарк за это время ощутимо вырос. Оказалось, просто за 15 лет изменилась методика подсчета автомобильных выбросов, что и дало такой «сногсшибательный» прогресс на бумаге. Впрочем, Челябинск уповал не только на нацпроект.

Помимо федерального экопроекта Челябинск создал и свой собственный. Он материализовался в виде 33 двухсторонних соглашений между областным правительством и главными загрязнителями города. Из челябинских предприятий, кроме перечисленных выше, новые соглашения подписали заводы «Сигнал» и «Оксид», Челябинский завод металлоконструкций, «Донкарб Графит» (электродный завод), группа «Конар», ЧТЗ-Уралтрак, ПАО «Фортум» (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4) и расположенный в Копейске, но близкий к нам «Завод "Пластмасс"». Предприятия обязались инвестировать в новое оборудование и устранять наиболее опасные источники выбросов, что, в числе прочего, облегчало и выполнение федеральных требований.

Были и другие инициативы, юридически рыхлые, но важные в перспективе: например, требование оснащать все предприятия-загрязнители системами мониторинга. Они позволяли бы надзорным органам фиксировать уровень выбросов, в том числе в периоды НМУ. Этот проект не следует путать с уже созданной сетью датчиков Челябинского центра экологического мониторинга и постами Росгидромета.

С конца 2020 года в Челябинске работает Центр экологического мониторинга под руководством экс-заместителя главы регионального Росприроднадзора Владислава Коробина. На фото — один из постов на проспекте Победы
Каждый пост оснащен набором весьма дорогих датчиков, которые позволяют в прямом эфире фиксировать содержание в воздухе наиболее популярных вредных веществ: угарного газа СО, оксидов азота NOx, формальдегида, взвешенных частиц PM и так далее
Часть загрязнителей, например крайне опасный бенз(а)пирен, определяются уже в лаборатории Центра экологического мониторинга

Нацпроект «Экология»: спорный, но не бессмысленный


Челябинская реализация нацпроекта «Экология / Чистый воздух» оставила у меня двоякое впечатление. Белые пятна и серые зоны здесь — скорее правило, чем исключение. Многие цифры (например, выбросы конкретных предприятий по форме 2-ТП) засекречены, другие — не вызывают доверия. Суровые требования о снижении выбросов зачастую не предполагают ответственности за нарушение, а в ряде случаев носят добровольный характер.

Идею введения отдельных штрафов за игнорирование квот уже анонсировала вице-премьер Виктория Абрамченко, но конкретики в этом вопросе нет. В Министерстве экологии Челябинской области рассказали и о других мерах, например, о кратном увеличении платы за вред окружающей среде (например, с коэффициентом 100), но, опять же, пока на уровне разговоров.

Наконец, Росприроднадзор (по сути, экологическая полиция) после реформы 2019 года и увольнения бывшего главы регионального управления Виталия Курятникова ушел в тень. Наши попытки назначить встречу с кем-то из его представителей не увенчались успехом — ведомство ограничилось сухим письменным комментарием.

И всё же у меня возник и осторожный оптимизм. Впервые в истории Челябинска экологическая повестка перестала быть чем-то факультативным, и предприятия перестали отмахиваться от нее. Проект шел медленнее, чем нам мечталось, но главное — у заводов появилось понимание, что экологическую тему нужно включать в бизнес-план уже сегодня, иначе завтра она тебя разорит. Экология становилась еще одним фактором принятия решений, как цены на сырье или, допустим, трудовое законодательство. Многие предприятия уже начали инвестиции в эту сферу (у нас есть подробный план сделанных и запланированных работ), и, думаю, года через три мы бы почувствовали разницу и носом.

В наследство от советских времен Челябинску достались несколько металлургических предприятий, построенных без мыслей об экологии. Снижение вреда — работа в принципе долгая, а теперь она, скорее всего, растянется на неопределенный срок

А что теперь?


Теперь дедлайн основного проекта «Чистый воздух» сместили с конца 2024 года на 2026 год (текст законопроекта, статья № 9). А значит, и без того неспешный экологический проект просядет еще сильнее, если не остановится вообще, ограничившись лишь декларациями и показными мероприятиями.

Мне видится как минимум три проблемы. Во-первых, экология — вещь дорогая: она требует инвестиций, контроля и технологических компромиссов. В краткосрочной перспективе экологические вливания снижают прибыльность предприятий, и в тяжелые времена именно охрана окружающей среды может стать разменной монетой в торге предприятий с правительствами разных уровней. Какая разница, чем пахнет промышленный город, если его главная задача — сохранить коллективы, налоги, выработку.

Снимать фильмы про ударные стройки 50-х на челябинских заводах можно «без грима»

Во-вторых, экологические планы предприятий зависели от импортного оборудования, поставки которого в условиях санкций, мягко говоря, не гарантированы. Часть пунктов экологической программы уже сорвалось из-за пандемии коронавируса, а санкционное давление может длиться дольше пары ковидных лет. Проект по созданию систем мониторинга на самих предприятиях упирался в отсутствие компонентной базы (датчиков) и программного обеспечения. Санкции не облегчат эту задачу и станут прекрасной ширмой, чтобы бесконечно переносить сроки и ссылаться на форс-мажоры.

Наконец, если экономическая ситуация ухудшится, снизится и общественный запрос на экологию. Качеством воздуха, бродячими собаками, разбитостью дорог и эстетикой города люди озабочены, пока на первый план не вышли экзистенциальные проблемы.

Всё, кроме импорта


На самих предприятиях ситуацию оценивают сдержанно. На электрометаллургическом комбинате, например, обещали неукоснительно соблюдать соглашения с региональным правительством, но с учетом современных объективных условий. Генеральный директор ЧЭМК Павел Ходоровский заявил, что отложены могут быть лишь те проекты, что напрямую связаны с поставками импортного оборудования:

— На сегодняшний день мы имеем официальный отказ от пяти иностранных фирм, с которыми были заключены договоры о проектировании и поставках оборудования для строительства ряда объектов на ЧЭМК, улучшающих экологическую ситуацию, — объяснил он. — Поэтому мы уже начали перерабатывать проекты с учетом использования только отечественных агрегатов и механизмов. Ну, а те мероприятия, в которых нет иностранной составляющей, безусловно, выполняются и будут выполняться в 2022 году.

Так, в апреле этого года после капитальной модернизации запустят плавильную печь № 45 (в рамках промышленной реконструкции печей цеха № 7): ее капремонт провели за три с половиной месяца. При этом Павел Ходоровский не исключает, что сотрудничество с иностранными компаниями возобновится.

— Мы надеемся, что рано или поздно экономическая составляющая начнет превалировать над политической. То, что происходит сегодня, когда политика диктует экономике — это нонсенс, — считает генеральный директор ЧЭМК. — В последние годы на предприятии строительством плавильных печей занимались компании и из Норвегии, и из Южной Кореи, то есть и европейские, и азиатские фирмы — весьма авторитетные лидеры в своей сфере.

Напоследок Павел Ходоровский еще раз подчеркнул: экологические мероприятия, которые зависят только от ЧЭМК, будут выполнены точно в срок.

Не отказались от экологических обязательств и в «Мечеле»:

— Компания продолжает выполнять программу мероприятий в соответствии с подписанными экологическими соглашениями, — заявили в пресс-службе ПАО «ЧМК». — Сегодня на предприятиях завершен ряд крупных проектов с применением наилучших доступных технологий, в частности мы реконструировали домну и конвертер на Челябинском металлургическом комбинате, коксовую батарею на заводе «Мечел-Кокс», выполнили большой объем работ по очистке технологических прудов-отстойников. На 2022 год намечено продолжение реализации экомероприятий, в частности замена рекуператоров в одном из прокатных цехов ЧМК, завершение модернизации насосной станции № 55 и введение в действие передвижной эколаборатории.

Новый рельсобалочный цех «Мечела» выглядит гораздо свежее

Но хотя предприятия подчеркивают готовность следовать планам, резкое изменение внешних условий вряд ли пройдет бесследно. Экологический проект Челябинска находился в зачаточной фазе и потому особенно чувствителен к встряскам. Думаю, он останется на бумаге, но реальные достижения будут всё чаще подменяться декларациями. Собственно, декларации уже начались: одновременно с переносом сроков проекта в Минприроды анонсировали добавление еще 29 новых городов, включая Ростов-на-Дону, Курган, Астрахань, Иркутск, Барнаул, Махачкалу. Но Челябинску от этого вряд ли будет дышаться легче.

Слив расплавленного чугуна в гигантский ковш на рельсовом ходу

Проблема с качеством челябинского воздуха остается крайне болезненной для горожан: мы получили десятки писем в период затянувшихся НМУ в январе 2022 года. Сильный смог фиксировался и в декабре 2021 года. При этом система экологического мониторинга не фиксирует значительных превышений: мы разбирались, почему ее показания так отличаются от ощущений.

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
Заказы по 18 кг за пару тысяч в неделю: сколько на самом деле зарабатывают в доставках — рассказ курьера
Анонимное мнение
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
«По факту штрафы вырастут вдвое». Автожурналист — о сборах в бюджет за счет нового КоАП
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления