
Зрители боятся, что после продажи билетов по паспорту начнутся очереди и утечки персональных данных
В Москве попасть на спектакли и концерты теперь можно только по именным билетам и документам, удостоверяющим личность. Новые правила вступили в действие с 15 марта. Эксперимент продлится до конца года. Нововведения направлены на повышение безопасности зрителей и борьбу с перекупщиками, уверяют столичные власти. Как это работает и стоит ли Челябинску вводить подобную практику — об этом мы поговорили с участниками рынка зрелищных мероприятий и заядлыми театралами.
«Предъявите документ»
Более 80 московских театров, концертных площадок и культурно-досуговых учреждений начали продавать билеты только по удостоверениям личности. К ним относятся паспорт (в том числе заграничный), водительские права, студенческий билет, пенсионное удостоверение, свидетельство о рождении (для детей младше 14 лет), военный билет и другие. Именной билет нужно оформлять на каждого зрителя, независимо от возраста. Но самое главное — документы обязательно проверят при входе в зал.
Речь идет об учреждениях, подведомственных Департаменту культуры Москвы (список меняется: поначалу в нем было 99 организаций, сейчас — 83). Среди них, например, «Ленком», Театр сатиры, «Современник», Театр имени Владимира Маяковского, Театр имени А. С. Пушкина, Театр на Таганке, Театр кошек Куклачева, Дом музыки, концертный зал «Зарядье», культурный центр ЗИЛ и другие.

Теперь при онлайн-покупке билетов в театры Москвы сначала нужно ввести личные данные
Московские власти надеются, что новый порядок продажи билетов повысит безопасность посетителей культурных мероприятий и выбьет почву из-под ног перекупщиков.
«Ни в одной стране мира до этого не додумались»
Персональные билеты могут стать проблемой не только для зрителей, но и для самих культурных учреждений, опасаются руководители челябинских организаций.
«Борьба с перекупщиками, как они говорят, — это абсурд. У нас такого дефицита билетов нет, разве что в Большом театре — и то только на „Щелкунчика“. В территориях России такой проблемы нет! — отметил директор Челябинской филармонии Алексей Пелымский. — Даже в Москве по большому счету нет».
По словам руководителя Челябинской филармонии, система не продумана, а стратегия борьбы с перекупами выбрана неправильно.

Менеджеры прогнозируют падение продаж
«Всё театральное сообщество категорически против этого. Здесь много подводных камней появляется. Уже сейчас упали продажи билетов. Дело в том, что вы же не всегда билеты покупаете только себе. Вы можете пойти на спектакль с друзьями или знакомыми. Или подарить билеты на день рождения, юбилей — это стало сейчас трендом. Но как ты подаришь друзьям приглашение, если его надо потом переоформлять? Или взяли билеты на семью, а ребенок заболел. Решил идти кто-то другой из родственников или друзей — и тут возникают проблемы с именным билетом, с переоформлением», — объяснил Алексей Пелымский.
Что касается обеспечения безопасности посетителей (благодаря новой системе продажи билетов), то этот момент второстепенный и притянут за уши, уверен руководитель филармонии.
«У нас в любой стране мира тоже заботятся о безопасности. Придете вы в театр в Италии, в Америке, Венгрии, Грузии, в Белоруссии — нигде же этого нет. Ни в одной стране мира до этого не додумались, — удивился Алексей Пелымский. — Я уверен, что этот эксперимент провалится, потому что это абсолютно неправильная история».
«Посмотрим реакцию театров на посещаемость»
Эксперимент на то и эксперимент, что его оценку можно давать только после изучения результатов. Такого мнения придерживается представитель компании, торгующей билетами на концерты, спектакли и прочие мероприятия.
«Наше общество всегда по-разному оценивало нововведения. Мы любим простоту, и удобство новой системы прежде всего будет оценивать потребитель. К тому же не всегда в регионах есть те проблемы, с которыми сталкиваются в Москве, — отметил директор компании „Городские зрелищные кассы“ Илья Белов. — Наверное, исчезнут подделки электронных билетов — когда несколько раз перепродают билеты с одним штрихкодом. Люди поймут, что бесполезно такое покупать. Но нужно время, к этому пониманию нужно прийти, только тогда усилия мошенников будут бесполезны».

Зрители не очень верят, что паспортный контроль победит перекупщиков
Сервисы, продающие билеты на зрелищные мероприятия, свою работу уже перестроили, добавил он.
«В Москве мы уже продаем билеты с учетом новых требований. Технически это несложно, мы всё уже сделали, перенастроили, — указал Илья Белов. — Есть, конечно, разные мнения о том, как всё это повлияет на рынок. Многие считают, что из-за ограничения спроса снизится посещаемость. Тут вопрос дискуссионный. Бывают настолько популярные мероприятия, что при любой схеме продажи всё равно зал будет наполнен. Но есть события послабее, где важен каждый второй, пятый и десятый билет. И вот здесь текущая легкость реализации билетов, так скажем, беззаботная реализация помогает».
Многие зрители хорошо понимают современные риски и согласны с тем, что услуга по просмотру мероприятия должна быть защищена, добавил он.
«Посмотрим реакцию московских театров. Сейчас она разная, но важно, какой она будет с учетом данных по посещаемости», — заключил Илья Белов.
«А как дарить билеты в театр?»
С билетными спекулянтами порой сталкиваются и челябинцы. Но большого ажиотажа и массовой проблемы перекупщиков, как в Москве и в Санкт-Петербурге, по их словам, нет.
«Особых плюсов я не вижу. А на зрителя ложится дополнительная нагрузка. На нас возлагается обязанность иметь при себе документ при покупке, при входе в театр или концертный зал. При этом каждый билет надо оформлять отдельно, нельзя приобрести его в подарок. А это существенный минус, потому как у нас в Челябинске как раз любят дарить билеты в театр на день рождения или к юбилейной дате. Официальные мероприятия часто тоже завершаются подарком билетов. И если при этом нужны паспортные данные, то, конечно же, это проблема», — посетовала соосновательница проекта «Прогрессивная театральная общественность» Светлана Демцура.
Кроме того, активная посетительница театральных постановок высказала опасения насчет утечки конфиденциальной информации.
Регулярно с проблемой перекупщиков приходится сталкиваться «Трактору». В итоге клуб перешел на новую хитрую систему продаж, чтобы исключить использование ботов.
Продавать в интернете благодаря ажиотажу начали и билеты в Челябинский театр оперы и балета. Причем цены — в половину реальной стоимости. Именно это, по словам экспертов, должно насторожить покупателей.
Билеты на Кубок Первого канала по фигурному катанию, прошедший в Челябинске, перекупщики предлагали по завышенным в несколько раз ценам — до 6500 рублей.
А вы как думаете, нужно ли продавать билеты в театры и на концерты по паспортам?