
На эмоции балерина не скупится даже во время рядовых репетиций
В репетиционном зале челябинского оперного театра артисты отрабатывают сцены из балета «Пахита». Лири Вакабаяси и ее партнеры разыгрывают драму: ревнивый кавалер, цыган Иниго, во время ссоры замахивается на Пахиту, на помощь приходит молодой граф в исполнении Эрдема Очирова, нервная мелодия смягчается, становится лиричнее.
— Слишком быстрый темп у вас, тут же первая искорка, а ей даже нет времени разгореться, — говорит пианистам заслуженная артистка России Татьяна Предеина.
Музыканты играют тот же отрывок чуть медленнее, танцоры двигаются плавно и синхронно, словно связаны невидимыми ниточками.

В танце партнеры — буквально одно целое
Балерина Лири Вакабаяси родилась в Японии и всю жизнь прожила в Токио, где осталась ее семья. Но уже почти 10 лет она живет в России, причем большую часть этого времени — в Челябинске. Хрупкая японка рассказала 74.RU, как она оказалась на Урале, ест ли она суши из наших ресторанов, как работает и проводит свободное время.
«В Европе нет такого стиля»
Лири окончила Королевскую балетную академию в Антверпене и Мюнхенскую высшую школу музыки и театра, а после этого на одном из больших артистических смотров ее заметил руководитель «Урал Опера Балет» из Екатеринбурга.
— Жить в Европе прекрасно, но в балете там современный репертуар, а мне с самого начала хотелось танцевать классику, поэтому — Россия, — объясняет балерина. — Классический балет требует музыкальности, там всё… как должно. В Европе более свободно, нет такого стиля, пачек, пуантов, причесок.

Празднично-белые «лебединые» пачки — своеобразный символ классической балетной школы
При этом говорить на русском языке балерина специально не училась, на это просто не было времени.
— В повседневной жизни это не мешает, иногда сложные слова, медицинские например, смотрю в «Гугл-транслейт», — говорит она.
Впервые Лири вышла на сцену еще в раннем детстве, около четырех или пяти лет.
— Это был детский концерт, я там подпрыгивала, — улыбается девушка. — Вообще балетом я занимаюсь с трех лет.
«У нас вкуснее, чем в ресторанах»
На вопрос о том, как ей жить в Челябинске, Лири отвечает, посмеиваясь, очень лаконично: «Нормально».

Чтобы перечислить достоинства Челябинска, японке приходится напрячь воображение
— Здесь люди добрые, — улыбается балерина. — Это же хорошо? По сравнению с японцами русские очень открытые, хотя поначалу кажутся холодными. Но когда начинаешь общаться, становятся разговорчивыми, эмоциональными, и мне это очень нравится.
Неудивительно, что и с коллегами по театру у Лири отношения теплые: по сути, артисты и сотрудники оперного — ее основной круг общения.
— Мы живем в театре, — говорит она. — И с Кубой мы тоже вместе с театра, уже семь лет.

Издалека японка тоже кажется сдержанной и холодной, но это впечатление обманчиво
Есть и то, что Лири на Урале очень огорчает: с той же неопределенной усмешкой она отвечает на вопрос о чистоте воздуха — что в Челябинске, что в Екатеринбурге.
— И плохо то, что тут холодно, очень холодно, — добавляет она.
В ее родном городе Токио, конечно, не бывает таких холодов, но морозы не пугают маму Лири, которая старается навещать дочь каждую зиму.
— А летом я езжу туда в отпуск. Хотя конечно, сейчас стало немного сложнее, — вздыхает девушка. — Чего мне еще тут не хватает? Настоящих суши, конечно! Всё остальное можно здесь найти, заказать.
Свободного времени у артистов балета очень мало, часть условно свободного времени всё-таки приходится проводить в театре, заниматься, но если всё-таки удается выбраться, Кубаныч и Лири отправляются в русскую баню.

Работа артиста балета может показаться легкой и приятной только издали
— Мы очень любим париться, — говорит Лири. — Еще любим готовить дома — и японские блюда, и русские. Мне очень нравится уха, например, борщ. Рестораны в Челябинске, ну… Мне кажется, у нас вкуснее получается.
К слову, ограничивать себя в еде балерине не нужно.
— Сколько хочешь, столько и ешь, всё уходит на тренировках, — улыбается она. — Конечно, нужно больше мяса, рыбы, чтобы был белок.

Маленькая балерина кажется почти невесомой, однако любит поесть
А вот на косметические процедуры, вопреки стереотипам об азиатской культуре ухода за собой, Лири ограниченное свободное время не тратит:
— Вот массаж — обязательно, и баня, чтобы расслабить мышцы. Процедуры для лица — нет. В первую очередь всё-таки важно наше тело, наш инструмент.
«Когда камера снимает в упор — это страшно и неудобно»
Интересным опытом для Лири и ее партнера Кубаныча Шамакеева стало участие в шоу канала «Культура» «Большой балет». Однако телевидение всё-таки не для нее, признается балерина.
— В студии не сидят зрители, там было четыре человека жюри, ты прямо перед ними, ты их видишь всё время. Еще и камера снимает вот прямо в упор… Очень страшно и неудобно, — поеживается девушка. — На сцене перед зрителями ты чувствуешь их энергию, театральную атмосферу, это совсем по-другому, гораздо легче.

Отдача зрительного зала поддерживает танцоров, уверена Лири
Список ролей в челябинском оперном у балерины немаленький: ведущие партии в балетах «Баядерка», «Корсар», «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Эсмеральда», «Жизель», «Раймонда», «Пахита», «Лебединое озеро», «Щелкунчик». И нелюбимых партий в нынешнем репертуаре у артистки нет:
— Я все их люблю. Партию надо любить, даже если она тебе в чем-то не подходит, если она сложная.

В «Дон Кихоте» Лири Вакабаяси и Кубаныч Шамакеев танцуют партии Китри и Базиля, на любовную историю которых смещен сюжет балета

А здесь балерина в лирической роли Джульетты
Лири признается, что ей еще есть куда развивать репертуар и ради этого можно было бы даже задуматься о другом театре.
— Я хотела бы станцевать «Легенду о любви», «Спартак», «Коппелию», «Золушку», да много еще, — говорит она.
Весь 2024 год любители театра в Челябинске обращали внимание на растущие цены и дефицит мест. Привычный для единиц досуг как будто становится всё более востребованным… и недоступным. Мы выяснили, с чем связан внезапный всплеск интереса горожан к посещению театров и как сейчас формируется цена на билеты.
В декабре основатель челябинского магазина одежды Надежда Болотова побывала на балете «Щелкунчик» в Мариинском театре Санкт-Петербурга и в нашем Оперном театре. Сравнение неожиданно оказалось не в пользу Мариинки, известной на весь мир.