Культура «В клуб уже не комильфо». Откуда взялись полные залы и небывалые цены в челябинских театрах

«В клуб уже не комильфо». Откуда взялись полные залы и небывалые цены в челябинских театрах

Разбираемся, феномен это или закономерность

Яркая бутафория больше всего привлекает в темные времена

Источник:

Весь 2024 год любители театра в Челябинске обращали внимание на растущие цены и дефицит мест. Привычный для единиц досуг как будто становится всё более востребованным… и недоступным. Мы постарались разобраться, с чем связан внезапный всплеск интереса горожан к посещению театров и как сейчас формируется цена на билеты.

Золотой пропуск в сказку

Если раньше попасть на спектакль, скажем, в оперном, было довольно просто, а билет стоил в пределах 1000 рублей (и это в партер), то сейчас на премьерные спектакли билеты разбирают подчистую, несмотря даже на то, что тысячу стоит уже место не в партере, а на галерке (например, как на обновленное «Лебединое озеро»). Новогодних спектаклей это тоже касается, и билеты на традиционный «Щелкунчик» начали разбирать аж за несколько месяцев до праздников при аналогичных ценах.

До этого спектакля больше месяца, а все билеты дешевле 4000 рублей уже раскупили, да и самых дорогих осталось немного

Источник:

Оперы и спектакли из старого репертуара обойдутся дешевле, чем балеты, но и тут хорошие места стоит выкупать заранее.

Посещение драматических постановок тоже обходится зрителям недешево: хорошие места на новинки лучше ловить месяца за два, и билет в партер будет стоить 2000-2500 рублей (в Камерном и театре драмы).

При таком порядке цен зритель становится разборчив и дальнюю галерку уже не берет

Источник:

Относительно доступнее кукольный театр (партер на «взрослые» постановки» — максимум 900 рублей, в основном — до 600), «Манекен» и Молодежный (партер — 700 рублей), а также частные театры, но и здесь попасть на ближайшие спектакли, внезапно возжелав приобщиться к прекрасному, весьма затруднительно.

Любителей театра рост цен, само собой, не радует, но отмечают они и рост уровня постановок:

— Во многих театрах провели капитальный ремонт, и не только для удобства зрителей, в первую очередь для технического переоснащения, — говорит соосновательница проекта «Прогрессивная театральная общественность» Светлана Демцура. — Усложнились звук, свет, машинерия сцены, драматургия, спецэффекты, постановки стали намного сложнее. Невозможно сейчас представить, чтобы зритель, как когда-то давно, наблюдал сухую интерпретацию классики.

Живой контакт и утешение

По мнению театрального критика Владимира Спешкова, интерес к театру в последнее время действительно растет, причем по всей России:

— Говорят ведь, что в периоды войн, революций и прочих потрясений интерес к театру возрастает. Мы в Челябинске живем мирной жизнью, но общее ощущение не самой простой ситуации в истории нашей Родины есть и здесь, — говорит он. — Люди ищут хотя бы временного прибежища от этой дисгармонии в театре, где даже если на сцене происходит что-то ужасное — ты понимаешь, что это неправда. Растет спрос на то, что утешает и развлекает, на оперетты, мелодрамы, и, конечно, на классику, потому что это традиция, в какой-то форме устоявшаяся жизнь.

Светлана Демцура утверждает, что театры и сами стараются привлекать массового зрителя:

— Очень многие сейчас организуют спецпроекты, легкие мероприятия, мастер-классы, экскурсии по закулисью, читки, чтобы зрители шаг за шагом освоились, погрузились в этот мир, — отмечает она. — Много приходит и молодежи.

Директор Камерного театра Павел Михайлов говорит, что спрос на билеты растет уже не первый год и предполагает, что отчасти театры переманили к себе любителей походов в кино.

— Кинематограф несколько сдал позиции, в последние годы смотреть стало фактически нечего, люди устали от ширпотреба, — объясняет он. — А еще все-таки живое искусство стало необходимо людям, это живой эмоциональный, энергетический контакт.

С тем, что горожане идут в театр на «живого человека», согласен и директор театра «Манекен» Александр Березин:

— Интерес к театру растет после пандемии, да и не только к театру: активно идут и на концерты, другие культурно-массовые мероприятия. Любое живое общение со сценой имеет большую ценность.

«Все еще дешевле, чем ресторан»

Ценность театра, увы, измеряется не только в духовном, но и во вполне материальном выражении. Как объяснили нам в областном министерстве культуры, даже ведомственные учреждения сами определяют стоимость билетов, а также количество мест для льготных категорий на каждом из спектаклей.

По словам Павла Михайлова, многие театры при расчете стоимости билетов ориентируются на «потолок» в размере 2% средней зарплаты по региону. Официальные цифры начисленных зарплат, в таком случае, позволяют остановиться лишь на 1300-1400 рублях за самый дорогой билет. Но в целом никаких ограничений собственной ценовой политики каждого театра нет, и пока спрос остается высоким — стоимость билетов может расти дальше.

Еще одна условно льготная категория — школьники и молодые люди, которые в 2024 году могли потратить на культурный досуг 5000 рублей с «Пушкинской карты». В свете сказанного выше номинал карты выглядит скромно: на несколько визитов в «драму» хватит, а на балет — уже нет.

Кто же готов выложить десятую часть зарплаты среднего южноуральца за один визит к подмосткам? Судя по наблюдениям наших читателей, в театрах стало немало обеспеченной публики, на премьерах часто можно увидеть первых лиц региона и города.

— Возможностей для развлечения стало меньше, и люди обеспеченные тоже стали меньше ездить за границу, ходить по клубам, ибо это где-то уже не комильфо, — говорит Владимир Спешков. — Да и клубы — это, в общем-то, молодежная тема, люди постарше ходят по ресторанам, а театр сейчас в целом все еще дешевле, чем ресторан… Но все-таки большей частью в театр пошла не элита, а обычные люди, много работающие, обеспечивающие свое существование, которые находят здесь способ отвлечься.

Хотя есть мнение, что высокие цены постепенно вытесняют из театров искренне вовлеченного, интеллектуального зрителя, в Челябинске заядлые театралы ищут способы попасть на спектакли со скидкой или вовсе без денег.

— Мы следим за всеми акциями, которые проводят театры, если организуемся, то получаем групповые скидки, — рассказывает Светлана Демцура. — А еще можно попасть на репетицию или даже генеральный прогон бесплатно, но потом написать отзыв, и театры идут на это, поскольку заинтересованы в продвижении своих спектаклей, им нужна зрительская обратная связь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления