
Магазин в центре Челябинска дорабатывает последний день
Из торгового комплекса «Радуга», расположенного в центре Челябинска, съедет магазин популярной сети одежды и обуви STOLNIK. В зале уже начали освобождать полки. Как сообщили 74.RU в торговой точке, они работают только до конца апреля. Рассказываем, в чем причина и как ситуацию прокомментировали владельцы.
Борьба белого и серого
В магазине STOLNIK на улице Российской появились пустые стойки. В углу выросли ряды коробок, куда складывают и упаковывают товары. И это отнюдь не обновление коллекции. По словам продавцов, отдел дорабатывает последний день и покидает торговый комплекс «Радуга» насовсем.

Товары перевезут в другие точки
«Да, мы приняли решение закрыть магазин в этой локации, — подтвердил 74.RU владелец отдела в ТРК „Радуга“. — Последний рабочий день — 30 апреля».
Бренд STOLNIK основан в 2006 году. Продукция продавалась в дисконт-центрах. Сейчас торговые точки позиционируются как магазины одежды для всей семьи, основная тема коллекций — мода для жителей больших городов. Торговые точки под брендом STOLNIK развивает группа индивидуальных предпринимателей. ИП освобождены от предоставления отчетности в контролирующие органы. Поэтому информация о финансовых показателях ИП (выручка, прибыль) не публикуется в открытом доступе. Продукция представлена в Челябинской, Свердловской и Курганской областях. В столице Южного Урала действует 14 магазинов (без учета закрывающегося в «Радуге»).
По словам владельца магазина, решение о закрытии назревало давно, виной тому — засилье контрафактной продукции и нежелание государства с ней бороться.
«Сейчас в России параллельно развиваются два рынка — белый и серый. Причем, в одних и тех же комплексах стоят федеральные сети, которые работают по всем требованиям законодательства, и магазины, торгующие контрафактной продукцией — с использованием брендов без их разрешения. Ну, посмотрите, везде продают якобы Adidas, Reebok, Nike. Хотя таможня не могла пропустить такой товар, у которого есть правообладатель. По маркировке этой продукции тоже возникают вопросы, — поделилась сомнениями владелец отдела STOLNIK в ТРК „Радуга“ Диана Чеканина. — Большинство покупателей понимают, что это ненастоящий „Адидас“, но они все равно берут. Им какая разница? Многие считают, что лучше купить вещь с каким-то брендом, чем обезличенный товар».
В других регионах нет такого засилья магазинов с непонятной продукцией либо их не пускают в торговые центры, уверена владелец магазина STOLNIK.
«У нас наоборот они открываются на каждом углу — в каждом районе по несколько таких точек. И проверки проводятся избирательно. Например, к нам в пятницу пришла таможня проверять маркировку. Мы, конечно, все показали — получили акт, что все в порядке. Спрашиваем, а другие магазины не хотите проверить? Напишите жалобу, отвечают, мы и к ним придем», — добавила Диана Чеканина.

Напротив STOLNIK в ТК «Радуга» обосновался магазин «4 сезона», и это повлияло на исход
Не секрет, что в Челябинске многие магазины занимают площадь под 1000 квадратных метров и при этом работают на патенте. А он сейчас разрешен только тем предпринимателям, у кого выручка не превышает 60 миллионов рублей в год.
«На точке официально числится, к примеру, один человек. Как вы думаете, он действительно один с утра до вечера всю неделю трудится? Нет, конечно, работают вчерную. В чеках у них идет оказание услуг, а не продажа товара. Зачастую за аренду платят больше, чем оборот в магазине. И никто это не контролирует — ни Роспотребнадзор, ни налоговая, — считает Диана Чеканина. — Все это влияет на экономику сетей, работающих официально. У последних падают продажи, они терпят убытки и вынуждены сокращаться».
Мы спросили, какова судьба других отделов STOLNIK в Челябинске.
«В связи со сложившейся ситуацией скорее всего они будут постепенно закрываться», — ответила владелец отдела STOLNIK Диана Чеканина.
По трафику ударила теплая зима
Посещаемость торговых центров России в зимние месяцы демонстрировала нисходящий тренд.
«За январь–февраль Mall Index (отражает количество посетителей на единицу площади торговых центров. — Прим. ред.) составил минус три процента», — отметили в компании Focus Technologies (разрабатывает аналитические системы для торговых центров и розничных сетей).
В регионах снижение оказалось еще более заметным и достигло 5%, подсчитали аналитики.

По словам экспертов, 2025 год станет испытанием для fasion-индустрии
На снижение трафика повлияли несколько ключевых факторов, указали эксперты.
«Во-первых, конкуренция с онлайн-торговлей остается неизменной реальностью последних лет, вынуждая офлайн-ритейлеров адаптироваться к меняющимся предпочтениям покупателей. Во-вторых, необычно теплая зима неожиданно сыграла свою роль, существенно повлияв на посещаемость», — объяснили в Focus Technologies.
Особенно сильно это отразилось на сегменте fashion-ритейла, где трафик упал на 8%. Между тем, по данным экспертов, этот сектор занимает значительные площади в классических торговых центрах — в среднем от 35 до 40% и более, в зависимости от формата объекта.
Легкая промышленность и связанный с ней ретейл в последние годы переживает сложные времена. Местные производители столкнулись с резким подорожанием сырья, комплектующих и растущей конкуренцией со стороны параллельного импорта, особенно нелегального. В итоге российские предприятия начали жесткую оптимизацию. 74.RU не раз писал об этом.
Так, в прошлом году сотрудницы «Юничел-Злато» записали обращение к президенту Владимиру Путину, опасаясь массовых увольнений из-за возможного закрытия предприятия. В конце октября выставили на продажу обувные фабрики в Златоусте и Оренбурге. Мы разобрались, как челябинская сапожная мастерская превратилась в крупнейшего отечественного производителя обуви.
В январе 2025-го закрылась обувная фабрика в Магнитогорске, выпускающая известные на всю страну унтоваленки и детскую обувь под брендом «Фома».
К массовым увольнениям готовятся сотрудники центрального филиала обувной фабрики «Юничел» в Челябинске. В оренбургском филиале к весне уволили 90% сотрудников, а производство законсервировали.
А в феврале из Челябинска ушла сеть магазинов тканей и швейной фурнитуры «АтлантТекс», в ассортименте которой были в основном импортные ткани и фурнитура.