Бизнес Судьба «Арианта» и ЧЭМК подробности Незаконная приватизация и поставки в США: читаем иск Генпрокуратуры к владельцу ЧЭМК о возврате заводов

Незаконная приватизация и поставки в США: читаем иск Генпрокуратуры к владельцу ЧЭМК о возврате заводов

Что на это ответил собственник

Генпрокуратура потребовала вернуть государству ЧЭМК и ещё два завода из-за незаконной приватизации и поставок в недружественные страны

Проведенная в 1990-е годы приватизация крупнейшего российского производителя ферросплавов — челябинского АО «ЧЭМК», а также «Кузнецких ферросплавов» и Серовского завода ферросплавов — была незаконной. А сейчас предприятия попали под контроль резидентов недружественных государств. Такие доводы Генпрокуратура РФ приводит в нашумевшем иске об истребовании акций заводов в пользу государства (есть в распоряжении редакции 74.RU. — Прим. ред.) к собственникам заводов миллиардеру из списка Forbes Юрию Антипову и его супруге Людмиле. Представители ЧЭМК в ответ указали, что приватизация предприятий шла под контролем госорганов, а заводы промышленного холдинга напрямую не входят в военно-промышленный комплекс страны. Подробности — в материале 74.RU.

Кто и что нарушил

Арест акций ЧЭМК и других компаний, принадлежащих миллиардеру из списка Forbes Юрию Антипову, вторую неделю обсуждает весь город. При этом основания для такого серьезного иска до сих пор были скрыты (в картотеке арбитражных дел опубликованы лишь определения о принятии к производству и обеспечительных мерах). Мы выяснили, какие доводы в пользу конфискации промышленных гигантов приводит Генпрокуратура РФ спустя 32 года после их приватизации.

Генпрокуратура выявила «нарушения экономического суверенитета РФ и национальной безопасности страны, выразившиеся в противоправном завладении государственными предприятиями» (ЧЭМК, «Кузнецкие ферросплавы» и Серовский завод ферросплавов). Активы выведены за рубеж с целью нанесения ущерба национальным интересам, обороне и безопасности страны, говорится в иске.

В надзорном ведомстве отметили, что крупнейшие производители ферросплавов, используемых при изготовлении высококачественной стали для военной техники, входили в тесно связанную кооперационную группу с оборонными предприятиями. При этом в силу пункта 2.2.1 Программы приватизации на 1992 год решение об акционировании и передаче предприятий в частную собственность относилось к исключительной компетенции правительства РФ. Но это решение им не принималось, акции завода распределил Фонд имущества региона, хотя таких полномочий не имел.

— В период с 1993-го по 1994-й годы Фонд имущества Челябинской области распределил 100% акций предприятия (ЧЭМК. — Прим. ред.), которые ему не принадлежали. Указанные действия по распоряжению заводом не соответствовали требованиям законодательства. Сделки состоялись на основании решений лиц, не имевших права определять судьбу предприятия. Госимущество выбыло из владения Российской Федерации помимо её воли. РФ как собственник завода его приватизацию не проводила, правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Челябинской области не передавала, — указано в иске Генпрокуратуры РФ.

Крупнейшие ферросплавные заводы России были приватизированы в 90-х годах прошлого века

По такой же схеме прошла приватизация «Кузнецких ферросплавов» и Серовского завода ферросплавов. По мнению надзорного ведомства, решения о передаче предприятий в частную собственность было незаконным, а значит их надо вернуть государству.

Также в Генпрокуратуре РФ считают, что заводы, представляющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны, попали под контроль резидентов недружественных государств. Речь идет о канадско-швейцарской компании RFA International.

— Выпускаемая заводами под их контролем и предназначенная для производства вооружений и боеприпасов продукция (ферросплавы) в ущерб национальным интересам по заниженной стоимости вывозится в США, Францию и Великобританию, ведущие агрессивную политику в отношении Российской Федерации и поставляющие оружие на Украину, — указано в иске. — При этом активы предприятий Антипов Ю. В. и связанные с ним лица выводят на свои счета под видом дивидендов и получаемых от заводов займов.

Реакция владельцев ЧЭМК

Схема приватизации заводов использовалась во всех регионах России со всеми промышленными предприятиями, но спустя 32 года «ошибки» выявлены только у ЧЭМК, «Кузнецких ферросплавов» и Серовского завода ферросплавов, выразили недоумение представители холдинга.

— У комитета по управлению госимуществом по Челябинской области было прямое недвусмысленное указание федерального центра провести приватизацию промышленных предприятий за полгода. Госорганы руководствовались постановлением, подписанным действующим на тот момент президентом РФ Борисом Ельциным. Утверждался план приватизации, согласованный с трудовыми коллективами и Министерством промышленности РФ. Тем самым запускался процесс акционирования, — напомнили в пресс-службе ЧЭМК. — И решения 1992 года за прошедшие 32 года ни разу не оспаривались в суде.

ЧЭМК, Серовский завод ферросплавов, «Кузнецкие ферросплавы», Катав-Ивановский литейный завод и «Метагломерат» входили в «Урало-Сибирскую металлургическую компанию» (УСМК). Она была основной структурой империи известных челябинских бизнесменов Юрия Антипова и Александра Аристова. После раздела активов металлургические заводы отошли Юрию Антипову. УСМК прекратила деятельность в июне 2023 года после присоединения к АО «Компания Эталон». По данным последней, на 30 сентября 2023 года стоимость чистых активов компании оценивалась в 34,6 миллиарда рублей. Как следует из материалов арбитража, Юрию Антипову принадлежит 4,6 миллиона акций АО «Компания Эталон», его супруге Людмиле Антиповой — 13,4 миллиона акций.

В Челябинске, Серове и Новокузнецке действительно делают феррохром, ферромарганец и ферросилиций — ферросплавы, которые используются для производства высококачественной стали. Но поставки продукции не идут напрямую для военно-промышленного комплекса (ВПК), заявили представители челябинского холдинга. По долгосрочным договорам ферросплавы отгружают металлургическим предприятиям — ММК, «Северстали», НЛМК и другим. Те производят сталь, а затем из нее оборонные заводы изготавливают двигатели, снаряды и прочую продукцию для нужд ВПК.

— В 2023 году предприятия холдинга отгрузили российским металлургам около 550 тысяч тонн ферросплавов. При наличии спроса готовы увеличить подобные поставки. Внутренний рынок всегда являлся для промышленной группы куда приоритетнее, интереснее и просто выгоднее, чем внешнеэкономическая деятельность, — отметили в пресс-службе ЧЭМК. — Мы ищем покупателей по всему миру, потому что осознаем ответственность перед коллективом более чем в 15 тысяч человек — нельзя снижать объемы производства, несмотря на кризис и падение цен на металл, это грозит массовыми увольнениями.

Обвинения о попадании предприятий под контроль резидентов недружественных государств на ЧЭМК назвали двусмысленными.

— Взаимодействие с металлотрейдерами, в том числе и западными, обусловлено не желаниями менеджмента ЧЭМК, а объективными законами рынка. Мы были бы только рады сосредоточить свои поставки на отечественном рынке или вести торговлю ферросплавами исключительно с дружественными Китаем и Индией. Но эти страны являются крупнейшими производителями, их рынок не нуждается в российской продукции, — заявили в пресс-службе ЧЭМК. — Ферросплавщики ведут внешнеэкономическую деятельность, поставляя свою продукцию, в том числе и в США, активно взаимодействуя с западными металлотрейдерами (тот самый RFA International. — Прим. ред). И точно так же поступают абсолютно все отечественные промышленники — металлурги, машиностроители и производители иной продукции, которая идет на экспорт. У современного бизнеса просто нет другого выбора. Можно ли считать взаимодействие с иностранцами «попаданием под контроль»? Это словесный оборот из 1937 года.

Обрыв контрактов с трейдерами из «недружественных стран» грозит лишь одним — сокращением производства и увольнением рабочих, добавили представители ЧЭМК.

Как Генпрокуратура судится с владельцем ЧЭМК

5 февраля Генеральная прокуратура РФ подала иск об истребовании имущества в пользу государства к АО «Компания Эталон», бизнесмену Юрию Антипову и его жене Людмиле. Речь идет об акциях трех крупных предприятий: АО «ЧЭМК», АО «Кузнецкие ферросплавы» и АО «Серовский завод ферросплавов». 6 февраля суд принял заявление к рассмотрению, возбудил производство по делу и удовлетворил заявление Генпрокуратуры о применении обеспечительных мер — арестовал акции и имущество трех заводов, запретил любые регистрационные действия в отношении объектов. 9 февраля суд арестовал акции АО «Компания Эталон» — собственника активов промышленной группы, объединяющей пять металлургических заводов в Челябинской, Свердловской и Кемеровской областях. Предварительное судебное заседание назначено на 19 февраля.

Вместе с юристами и экспертами мы разобрали, что стоит за неожиданным иском Генпрокуратуры о возврате промышленных активов государству и насколько массовой стала деприватизация заводов (спойлер: да, процесс пошел). А также составили топ-10 крупных предприятий, подвергшихся национализации в России за последние пару лет. В списке настоящие индустриальные гиганты, например, Башкирская содовая компания, Соликамский магниевый завод, ТГК-2, «Метафракс Кемикалс», Дальнегорский ГОК, «Волжский синтез» и другие.

Комментарии многих челябинцев по поводу ареста акций ЧЭМК и других заводов Юрия Антипова полны злорадства. О причинах такого отношения рассуждает в авторской колонке журналист 74.RU Артем Краснов.

Знаете что-то новое по этому делу? Хотите поделиться информацией о миллиардерах и знаковых компаниях? Пишите нам.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем