Сразу и не поймешь, что делает этот замысловатый аппарат. Обувное производство — это не только иглы и молоточки
Источник: Артем Краснов
В цехах пахнет кожей и обувными кремами, и это почему-то воскрешает ассоциации с азиатскими магазинчиками. К тому же тут довольно жарко, хотя летом, думаю, будет круче: на столах многих работниц — вентиляторы. Труд в основном монотонный, многие сидят в наушниках и на внешние раздражители реагируют нехотя — слишком погружены в свои мысли. Но есть и те, кто позирует и с удовольствием фотографируется.
Я постоянно езжу мимо обувной фабрики «Юничел», но никогда не был внутри, поэтому легко согласился на приглашение пройтись по ее цехам. Скажу откровенно, запомнить всю лавину информации о том, как перфорируют кожу и выглаживают ее край перед склейкой, я не в состоянии, поэтому ниже — лишь небольшой фотоотчет, который в общих чертах рассказывает, как делают обувь промышленным способом. Кстати, читая про «Юничел», я обнаружил, что в это здание на улице Чайковского челябинская обувная фабрика переехала ровно 55 лет назад.
Пальцы швеи
Источник: Артем Краснов
В этом цехе идет раскройка материала, в данном случае — замши. Делается это с помощью резаков особой формы (они висят позади)
Источник: Артем Краснов
Резаки делают тоже на «Юничеле». Вообще, это фабрика полного цикла, что, по мнению руководства, имеет и плюсы, и минусы (в Италии, мол, было бы семь заводов)
Источник: Артем Краснов
Машина для нанесения логотипа на стельки
Источник: Артем Краснов
Этот аппарат сканирует лист кожи и располагает на нём выкройки будущих деталей оптимальным образом, уменьшая отходы. Оператор отмечает дефекты, чтобы они не попали в будущие заготовки
Источник: Артем Краснов
Лазерная раскройка
Источник: Артем Краснов
Такая раскройка особенно удобна для мелких деталей вроде всяких хлястиков и проставок
Источник: Артем Краснов
Швейный цех, в котором из отдельных фрагментов получают верхнюю часть обуви
Источник: Артем Краснов
Прострочка
Источник: Артем Краснов
А в этом цехе занимаются стельками. Как я понял, под стельками понимают не те вкладыши, которые мы вставляем в обувь, а всю нижнюю часть, под которой располагается подошва
Источник: Артем Краснов
Стелька имеет неплоскую форму: на этой машине ее изгибают под стопу
Источник: Артем Краснов
Машина плотно придавливает сшитый верх ботинка к колодке, а затем обжимает нижнюю часть, готовя к подклейке стельки, а потом подошвы
Источник: Артем Краснов
Есть на производстве и конвейер
Источник: Артем Краснов
Здесь обувь готовят к приклеиванию подошвы, но это не единственный способ: подошву могут приплавлять прямо в процессе изготовления или пришивать
Источник: Артем Краснов
В основном на «Юничеле» работают женщины: их, наверное, процентов 90...
Источник: Артем Краснов
...но встречаются и мужчины
Источник: Артем Краснов
А это цех, где заливают полиуретан в форму для подошв. Верхняя часть обуви приклеивается сразу
Источник: Артем Краснов
Вот кроссовки с еще жидкой подошвой поступают в инфракрасную печь
Источник: Артем Краснов
Тут делают подошвы, которые потом приклеивают или пришивают к обуви
Источник: Артем Краснов
Заливка формы полиуретаном
Источник: Артем Краснов
Выемка готовой подошвы. Ее потом покрасят в нужный цвет
Источник: Артем Краснов
Некоторые подошвы пришивают
Источник: Артем Краснов
Зарубки-гофры обозначают размер, в данном случае, 42-й. Это наиболее популярный размер для мужской обуви, для женской — 37-й
Источник: Артем Краснов
Чьё-то рабочее место
Источник: Артем Краснов
Заготовка для изготовления колодки
Источник: Артем Краснов
Колодки имеют очень сложную форму, поэтому их фрезеруют на станке с ЧПУ
Источник: Артем Краснов
После получения формы колодку доводят до ума уже вручную
Источник: Артем Краснов
Колодки для россиян отличаются от таковых для итальянцев или китайцев: стопа у нас при прочих равных шире и имеет более крутой подъем
Источник: Артем Краснов
Фотореалистичное изображение будущей кроссовки в 3D-программе. Раскройки получаются автоматически
Источник: Артем Краснов
Генеральный директор обувной фабрики «Юничел» Владимир Денисенко. На предприятие он пришел в середине 80-х, потом был перерыв, когда он два года провел во Вьетнаме (там он тоже занимался обувным бизнесом), но в 1991 году вернулся и стал коммерческим директором, а в 1998 году — генеральным
Источник: Артем Краснов
Часть оборудования — китайское, но много итальянского и немецкого. В кризис 2022 года осложнились поставки сырья и материалов из Германии и Италии, но всё уже в прошлом: компании удалось наладить новые логистические цепочки, хотя получается дороже
Источник: Артем Краснов
Фабрика производит порядка 2,5 млн пар обуви в год. Всего в России выпускают примерно 500 млн пар в год. Но если учитывать обувь из натуральной кожи, «Юничел» занимает примерно 10% рынка
Источник: Артем Краснов
«Юничел» предлагает относительно недорогую обувь и в качестве основных конкурентов видит продукцию, которой торгуют Zenden и Kari. Бичом является дешевая поддельная обувь из Китая: в кризисные времена спрос на нее, как правило, растет
Источник: Артем Краснов
«Юничел» занимается гражданской продукцией, включая и обувь для туристов. Но военную обувь под заказы министерства обороны не шьет: ее нужно делать по достаточно архаичным ГОСТам, и качество зачастую страдает
Источник: Артем Краснов
У «Юничела» три фабрики: в Челябинске, Златоусте и Оренбурге
Источник: Артем Краснов
Еще три интересных репортажа 1. Швейное производство есть в женской исправительной колонии ИК-5: посмотрите, как оно выглядит .
3. Почитайте также репортаж с некогда культового авторынка «Искра»: вот как он работает в наши дни .