Сотрудники пунктов выдачи заказов Wildberries в разных городах страны начали закрывать офисы и писать заявления об увольнении из-за гигантских штрафов за бракованный товар, введенных в марте. В дело вмешалась Генпрокуратура. Но в пресс-службе онлайн-ритейлера утверждают, что все точки работают в обычном режиме. Мы побывали в пунктах выдачи в Челябинске и узнали, что там происходит.
«Случился какой-то бунт»
14 марта в Екатеринбурге сотрудники Wildberries закрыли несколько пунктов выдачи заказов и написали заявления об увольнении из-за гигантских штрафов, сообщили наши коллеги из E1.RU. В тот же день в Москве несколько десятков владельцев пунктов выдачи онлайн-ритейлера пришли к главному офису маркетплейса, чтобы добиться от руководства отмены недавно введенных санкций.
— Случился какой-то бунт в Wildberries. Мне весь день звонят и сообщают, что по всему городу сотрудники собственных пунктов выдачи просто встают и уходят домой. Случилось это из-за массовых крупных удержаний не по вине сотрудников. На них повесили долги в 100–200 и даже 500 тысяч, — рассказал E1.RU владелец партнерских пунктов выдачи заказов.
По словам сотрудников пунктов выдачи ритейлера, за любой брак в заказе сейчас с них списывают 25% от его стоимости, а с 16 марта грозят снимать всю зарплату.
В соцсетях появилась информация о планируемой на 15 марта массовой забастовке работников.
ООО «Вайлдберриз» зарегистрировано в 2006 году в Московской области. Компания занимается розничной торговлей в интернете под брендом Wildberries, это крупнейший российский маркетплейс. Сеть ПВЗ насчитывает 33 тысячи точек, из них 13,8 тысячи — партнерские. По данным «Контур.Фокуса», владельцами компании является Татьяна Бакальчук — 99% и Владислав Бакальчук — 1%. За 2021 год выручка выросла на 32% и составила 224,9 миллиарда рублей, чистая прибыль— 14,1 миллиарда рублей. В 2021 году Татьяна и Владислав Бакальчук впервые вошли в рейтинг богатейших семей России по версии Forbes и сразу заняли первое место. В том же году Татьяна Бакальчук возглавила список 25 богатейших женщин страны по версии Forbes. А в 2022-м основатель, владелец и гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук заняла второе место в рейтинге самых обедневших в 2022 году миллиардеров. Ее состояние сократилось на 8,3 миллиарда, на начало 2023 года составляло 4,7 миллиарда долларов.
В свою очередь, представители Wildberries заявили, что пункты самовывоза товаров продолжают работу в стандартном режиме. По словам главы пресс-службы маркетплейса Валерия Прокопьева, информация о массовых забастовках не соответствует действительности.
Штрафы за брак, некомплект и негатив
Журналисты 74.RU проехали по нескольким пунктам выдачи заказов Wildberries в Челябинске. Все они открылись как обычно. Люди заходят, получают заказы. Кто-то отказывается от них после примерки одежды, другие забирают свои вещи домой.
При этом все сотрудники онлайн-ритейлера дружно не хотят отвечать на вопросы о возможном закрытии и забастовках из-за новой штрафной системы.
— Ничего говорить об этом не буду. Я не знаю, — делает каменное лицо только что улыбавшаяся сотрудница, услышав вопросы корреспондента.
В другом пункте выдачи заказов менеджер сообщила, что слышала о закрытии офисов по стране, но узнала об этом только из СМИ и соцсетей.
— С утра звонила одна покупательница, спрашивала, работаем ли мы. «Да, — отвечаю, — всё открыто». Вот, интернет, значит, как действует, — рассуждает сотрудница.
— Нам запрещено обсуждать такие темы, ничего вам не скажу. У нас тут камеры. Меня просто уволят, если узнают. А работа мне очень нужна, — объяснила работница одного из пунктов.
Буквально вчера Wildberries ввел очередные штрафные санкции — на этот раз за негативную информацию о компании и ее работе, подтвердили в точках выдачи.
— В общем, что ни скажешь, попадешь на штраф, — вздохнула девушка.
Еще один менеджер наглядно продемонстрировала, чем возмущены тысячи сотрудников онлайн-ритейлера по всей стране. Она показала коробку с недавно полученным заказом. Клиент выбрал сланцы, в присланной коробке лежал лишь один пляжный тапочек.
— Я распаковала посылку под видеокамерой. Видно, что здесь сразу был некомплект. Конечно, покупатель отказался от такого заказа. Как работник пункта выдачи я в этом не виновата. Но по новым правилам с меня всё равно спишут всю стоимость — 600 с лишним рублей, — рассказала девушка. — Раньше мы в таких случаях присылали видео, и компания уже разбиралась, на каком этапе произошел сбой. Сейчас это практически бесполезно. Ввели коллективную ответственность и просто списывают деньги.
Бывает, что приходят потекшие косметические средства, бытовая химия. Теперь за такой брак тоже расплачиваются сотрудники пунктов выдачи. Хотя их задача — принять, хранить и выдавать заказы клиентам.
В другом крупном южноуральском городе — Магнитогорске — тоже пока всё спокойно, а пункты выдачи заказов работают в штатном режиме. В личном кабинете можно выбрать доставку во все точки.
— У нас не бастуют. В основном Москва, — ответили в пункте самовывоза на улице Труда.
А вот в Снежинске несколько пунктов выдачи заказов закрылись. В паблике «Говорит СНЕЖИНСК (Метроград Снежинск)» опубликовано объявление, вывешенное на дверях офиса на улице Мира, 19.
«Такого безобразия не ожидали»
У онлайн-ритейлера Wildberries есть как собственные пункты выдачи, так и работающие по франшизе. Бизнесмены, развивающие точки самовывоза, также столкнулись с проблемами.
— Первый месяц мы нормально отработали. А со второго посыпались бесконечные штрафы — причем за то, на что мы вообще повлиять не можем, — рассказала на условиях анонимности одна из челябинских предпринимательниц. — Мы тут в общем чате писали коллективные обращения к руководству, просили установить видеокамеры на всех этапах. Если они есть — дать нам доступ, мы сами найдем, кто где провинился. Но достучаться до «верхов» очень сложно, пока никаких ответов нет. Мы давно в сфере услуг и торговли. Но такого безобразия не ожидали. Со стороны маркетплейса это просто неуважение к людям, к партнерам, которые помогают тебе зарабатывать.
Несмотря на возникшие проблемы, владелица пункта выдачи пока не видит смысла закрываться.
— Во-первых, можно штраф получить за то, что простаивал даже один день, во-вторых, потом придется долго рейтинг зарабатывать, — объяснила предпринимательница. — Хочется просто нормально работать. Надеемся, вся эта ситуация поможет достучаться до руководства.
Информацией о нарушении трудовых прав работников со стороны Wildberries уже заинтересовались в прокуратуре.
— Проверочные мероприятия организованы по размещенным в СМИ сведениям о нарушении трудовых прав работников Wildberries, в том числе неправомерных удержаниях денежных средств из положенной им заработной платы, — сообщили в пресс-службе Генеральной прокуратуры.
74.RU направил официальный запрос в пресс-службу компании Wildberries. Мы попросили прокомментировать, что изменилось в правилах проверки товаров и штрафной системе, почему все издержки перекладываются на работников пунктов выдачи и планирует ли компания отреагировать на массовые жалобы сотрудников.