Бизнес Кризис-2024 репортаж О чём свистит «Чижик». Что говорят покупатели магазинов низких цен, заполонивших Челябинск

О чём свистит «Чижик». Что говорят покупатели магазинов низких цен, заполонивших Челябинск

Как изменились торговые точки спустя три месяца после открытия и действительно ли там дешево

Магазин небольшой, по интерьеру напоминает облагороженный склад

Сеть жестких дискаунтеров «Чижик» бьет рекорды по открытию новых магазинов в России. Поначалу планировалось запустить 400 точек до конца года, сейчас их уже более 420. На Южном Урале за три месяца количество магазинов выросло — до 20. Смотрим, что изменилось в «Чижиках» за это время и как ее оценивают челябинские покупатели.

«Кое-что дешевле»

Вечером в будний день мы заглянули в один из «Чижиков». Магазин находится в центре города, но не в самом проходном месте — между проспектом Ленина и улицей Труда. Когда-то в этом двухэтажном здании работал боулинг-клуб «Победа», закрытый несколько лет назад. Потом приходили и уходили другие арендаторы.

Ярко-желтая вывеска служит маяком для вечерних покупателей
Когда-то в этом здании сбивали кегли и дегустировали коктейли в баре

Новые хозяева особо усердствовать над входной группой не стали: желтая вывеска над дверью и баннер на фасаде. Обитые пластиковыми панелями колонны обрамляют воздушные шарики, оставшиеся после открытия.

А теперь выбирают продукты к семейному ужину

Время — седьмой час вечера, казалось бы, в магазине должен толпиться народ. Но очередей нет, по залу ходит несколько человек. Какое-то время работают две кассы, вскоре остается один кассир. Ажиотажа, которым сопровождалось открытие первых «Чижиков», уже нет. Впрочем, магазин не пустует. То и дело подъезжают машины, заходят люди.

На полках соседствуют производители хлебобулочных изделий из Свердловской и Челябинской областей
Покупатели внимательно изучают ассортимент и сравнивают с аналогами из других сетей

— Пока хожу, сравниваю. Кое-что действительно дешевле, чем в других магазинах. Если с «Лентой» сравнивать, то точно дешевле, — размышляет вслух одна из покупательниц. — Я обратила внимание на колбасы, на овощи — разница большая. Помидоры обычно от 100 рублей продают, а здесь меньше — 79 рублей.

По словам женщины, живет она недалеко от магазина. Решила прийти посмотреть, что почем продают — прицениться.

Бренд «Папа может» давно на слуху, а «Вернер» мало кому знаком

— Ну подешевле тут товары, конечно. Что именно? Масло, грудинка, плавленый сыр подешевле, — перечислили мужчина с женщиной.

Они тоже впервые заглянули в магазин с ярко-желтой вывеской. Никуда не спешат, внимательно рассматривают товары в разных отделах, обсуждают между собой, стоит ли брать тот или иной продукт.

Ассортимент довольно узкий: например, подсолнечного масла — всего пара наименований

— Яйца по 54 рубля, мороженое по 34 рубля, да, в принципе много чего есть по низким ценам, — подсказала продавец. — Люди часто интересуются, почему так дешево.

«Чижик» — новая сеть жестких дискаунтеров крупнейшего российского ритейлера X5 Retail Group (развивает сети «Пятерочка» и «Перекресток»). Первый магазин открыли в 2020 году в Москве. В 2021-м число точек выросло до 72. В Челябинске первые точки открылись в середине августа. По данным на 1 декабря 2022 года, под брендом «Чижик» работают более 420 магазинов в 18 регионах.

Многие покупатели, завидев желтые ценники, пребывают в уверенности, что попали на распродажу.

Помидоры и огурцы — по одному сорту, зато всего по 79 рублей

— Пришла взять по акции. Огурцы я недавно за 109 покупала, тут дешевле. Помидоры тоже везде дороже. Капуста поменьше стоит, — объяснила еще одна наша собеседница. — Это не акция? А цвет вроде желтый.

Похоже, маркетологи не зря едят свой хлеб — верно считали психологию потребителя.

В приоритете у посетителей — самые простые продукты
Диапазон цен — от 9 до 169 рублей

Впрочем, люди не только смотрят на цены, но и прекрасно запоминают их. И это в итоге может сыграть с новой сетью злую шутку.

— Когда эти «Чижики» только открывались, там цены пониже были. На яйца подняли, на сахар, на хлеб, — недовольно буркнул мужчина, спешащий к кассе. — Даже корм для кошек сейчас подорожал.

Часть посетителей недовольна ростом цен на корм для домашних питомцев

Действительно, в первые дни после открытия в августе в магазинах сети продавались яйца по 29 рублей и сахар по 49 рублей. Про инфляцию покупатель вспоминать не стал.

— Да такой же магазин, как «Магнит» и «Пятерочка», — махнула рукой еще одна покупательница.

Некоторые посетители вообще не видят разницы между «Чижиком» и другими магазинами у дома

Что там, под брендом?


Кроме низких цен, современным покупателям нужен еще и мало-мальский выбор.

— Ой, не знаю, не знаю, второй раз захожу и ухожу с пустыми руками. Ассортимент маленький, выбрать нечего, — вздохнула девушка.

Но большинство пристально разглядывают этикетки и ценники

Многие посетители подолгу крутят в руках незнакомые упаковки. И даже созваниваются с родными и друзьями, уточняя, брать это или нет. Дело в том, что, кроме привычных брендов, на полках «Чижика» достаточно много товаров под собственными товарными марками — «Щедрый Год», «Светаево», «Вернер», Axl, Greenola, Tafo.

Торговая сеть продвигает собственные бренды, один из них — «Щедрый год». Под таким названием продают яйца, крупы, сахар и подсолнечное масло

— Хорошо идут кондиционеры, гели для белья — это бренд именно «Чижика», разбирают гигиену, — указала продавец.

Бытовая химия есть, но также в минимальном ассортименте
А названия некоторых гелей неуловимо напоминают об уходящей натуре

Самые настойчивые покупатели пытаются понять, что за производители кроются за новыми брендами.

— Брала несколько раз молочные продукты «Светаево». Ничего не могу понять. Каждый раз — разный изготовитель. То какой-то Озерецкий комбинат, то Пенза, то Воронеж. А эскимо недавно дочке купили, посмотрели адрес производителя — оказалось, наше, челябинское! — удивилась покупательница.

Одна из самых популярных полок — с молочной продукцией

Всего в ассортименте торговой сети — примерно 800 наименований, сообщали ранее представители X5 Group. Из них 300 — собственные торговые марки (СТМ), разработанные специально для «Чижика». По словам гендиректора торговой сети «Чижик» Ильи Якубсона, продукцию под одной и той же торговой маркой могут делать разные производители.

Мороженое представлено одним брендом — «Светаево». Где-то в низу холодильника завалялась пара пачек «Магната»

Судя по всему, новые бренды — еще один козырь, которым «Чижик» пытается привлечь покупателей.

— Мы раньше ходили в «Монетку» — вон там, на Труда. Или в «Спар» рядом с ней. Сейчас решили сюда заглянуть, — объяснила Наталья, пришедшая в магазин с мужем и ребенком. — Посмотрим, что тут есть. Если понравится, будем ходить.

Жители окрестных домов заходят семьями
Раз в неделю привозят товары по особым ценам. Сейчас упор — на новогоднюю тематику
Телевизоров неизвестной марки было 10 штук. По словам продавцов, их разобрали за два дня

А еще в каждой торговой точке есть полка с так называемыми товарами недели. И это вовсе не продукты. Их привозят раз в неделю и торгуют, пока не разберут. Здесь уже выкладывали посуду, обувь, варежки с носками, детские игрушки, подушки, колонки и даже мини-печи с телевизорами.

«Это магазин не для униженных и оскорбленных»

Как и первые торговые точки, новые челябинские «Чижики» отличает максимальная простота, минимальный выбор в одной и той же категории товара и выкладка прямо в транспортной упаковке. Руководство сети позиционирует себя в качестве жестких дискаунтеров. На этом поле действуют такие сети низких цен, как «Светофор», «Доброцен», «Находка» и «Маяк». В народе их прозвали «нищемаркетами».

Сотрудники магазина в основном заняты выкладкой товара
Но быстро заполнить опустевшие полки удается не всегда

В «Чижике» от этого малоприятного звания пытаются откреститься всеми силами.

— В России сложился такой стереотип, что дискаунтер — это магазин с очень низким качеством инфраструктуры, с плохим освещением, грязным полом, старым изношенным оборудованием. А на самом деле дискаунтер — это магазин, который дает принципиально другой уровень соотношения цены и качества, — заявил гендиректор сети «Чижик» Илья Якубсон на недавней конференции Х5 Dialog 2022. — Мы делаем магазин не для униженных и оскорбленных, а для людей, которые хотят быть рациональными, не переплачивать, покупать высокое качество брендов по значительно сниженной цене.

Есть и премиальные конфеты

Под «жесткостью» дискаунтера подразумевается, по словам гендиректора сети, то, что на одну потребность приходится одно SKU (stock keeping unit — в переводе единица складского учета или код товара). Это международный термин, обозначающий товарную позицию: например, минеральная вода с газом 0,5 литра — это одно SKU, а без газа — уже другое SKU. То же самое относится к сметане определенной жирности, полотенцам конкретного размера и так далее.

По словам Ильи Якубсона, ритейлер сознательно идет на урезание широты и глубины ассортимента, но при этом пытается добиться лучшего соотношения цены и качества на рынке.

А вы покупаете продукты в дискаунтерах?

Да, это удобный формат с приятными ценами
Нет, мне больше нравятся обычные магазины у дома
Первый раз про них слышу
Просто хочу посмотреть результаты опроса

В Челябинске работает несколько дискаунтеров: «Доброцен», «Светофор», «Маяк», «Находка». Мы разбирались, на кого рассчитаны магазины-склады и в чём суть этой бизнес-модели. А также проверяли, реально ли в них сэкономить.

Почитайте также репортаж из первого в Челябинске магазина сети «Жизньмарт», в котором нет кассиров. Весной в город зашла федеральная сеть продуктовых магазинов «ВкусВилл», и мы изучили ее ассортимент.

Знаете об открытии новых супермаркетов, столкнулись с проблемами при покупке товаров в магазинах? Присылайте сообщения, фото и видео.
Звоните круглосуточно8-93-23-0000-74
Мы в соцсетях
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем