Бизнес Экономика Спецоперация на Украине мнение «Мы переживаем чудовищный эксперимент». Эксперт — о ситуации с исходом из России мировых компаний

«Мы переживаем чудовищный эксперимент». Эксперт — о ситуации с исходом из России мировых компаний

Гендиректор INFOLine объяснил, почему бренды покидают страну и чем это грозит всем нам

Список брендов, закрывших двери перед российскими покупателями, растет с каждым днём

После обвала рубля растут цены на все товары — как импортные, так и условно отечественного производства. На фоне спецоперации на Украине известные компании одна за другой объявляют об уходе из России. Руководитель аналитического агентства INFOLine Иван Федяков рассказывает о том, что стоит за такими решениями, чем это угрожает российской экономике и как исправить ситуацию. Публикуем мнение аналитика.

Большинство компаний, уходящих с российского рынка, делают это в формате временной приостановки своей работы. Сохранить еще не порванные связи, восстановить нарушенные можно лишь при мирном сценарии на Украине. Иначе ситуация будет усугубляться — вплоть инфраструктурных проблем.

Уход каждой компании наносит удар по экономике страны

Уходит, к примеру, Indetex — мировой лидер в сфере розничной торговли, владелец сетей Zara Home, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius и других. Ну, ладно, походим в других, купим штаны в Белоруссии, не слишком большая проблема.

«Если завтра решит уйти из России Tetra Pak, то 80% предприятий молочной индустрии просто остановится»

Потому что продукция этой компании используется в современной молочке везде и всюду. Между тем Tetra Pak (мировой лидер в сфере упаковки продуктов. — Прим. ред.) — это шведская компания, не сильно отличающаяся от IKEA по отношению к нынешней ситуации на Украине.

Понятно, что коровы не перестанут доиться, что будет производиться какой-то объём молочных изделий. А куда их упаковать? Тут речь идет не только о некоем расходнике, это запатентованная технология, производственные линии по розливу, фасовке и упаковке. Это целый производственный процесс, который связан с определенным технологическим циклом. Если прямо сейчас изъять его из производства молочных продуктов, соков и прочих безалкогольных напитков, то заместить этот бренд мне не представляется возможным.

Что делать? Вернуться к молоку в стеклянных бутылках с крышечками из фольги, как это было в советском детстве? Попробовать, наверное, можно. Но тут два момента — на это потребуются время и деньги. Во-первых, линии нужно будет закупить, смонтировать, настроить и так далее, на что уйдет время — не недели, а месяцы. И это в том случае, если оборудование будет доступным, в России оно не производится. Во-вторых, это будет однозначно дороже. А с чего доходы населения вырастут так стремительно, чтобы покупать молоко в два раза дороже?

В себестоимости молока, по разным оценкам, от 60 до 80% занимает упаковка. Стекло по определению дороже — бутылка стоит 20–30 рублей. То есть эту сумму нужно заложить в стоимость готовой продукции. Так что условный пакет молока будет стоить уже не 80 рублей, а 110–120.

Сейчас мы переживаем чудовищный эксперимент, аналогов которому не было ни то что в современной российской, но и вообще в истории. Показываем всему миру, как не надо делать. Что в 1917 году, что в 1991-м, и такое чувство, что сейчас ещё раз это продемонстрируем… Нельзя рвать связи, которые выстраивались годами и десятилетиями, за один день. Кто-то может сказать, что рвем их не мы, а наши партнеры. Но именно мы не оставили им других вариантов.

«Международные бренды боятся, что их начнут осуждать на домашних рынках, бойкотировать их товары»

А эти рынки — Европы или США — гораздо более емкие, чем российский. Для многих уходящих из нашей страны компаний Россия — всего 10–15% от общего объема продаж. А то и меньше: IKEA — 7%, «Макдоналдс» — под 10%. Для них потерять такой процент выручки — больно, обидно, но не фатально. А не уйти из России, остаться работать — значит получить бойкот потребителей, которые не захотят покупать продукцию у коллаборантов. А это реально уже начинается в Европе. Потребители гораздо мобильнее в этом смысле, они могут быстрее сказать «нет» тому или иному товару и магазину. Тем более на изобилующем предложениями американском или европейском рынках.

Международные компании попали под пресс общественного давления на своей родине

Дело не в том, что они перестанут покупать определенные бургеры. Нет, они пойдут в другую бургерную. Kто не ушел из России, может столкнуться с бойкотом. Европейцы побегут в «Макдоналдс», чтобы показать свою гражданскую позицию. Они по-другому не умеют, не будут же они оружие в руки брать.

Любой конфликт заканчивают дипломаты. Вопрос только в том, в какой момент и до какой черты мы дойдем. Я очень не хочу в это верить, не хочу как-то накаркать, но, думаю, что самое страшное гуманитарное последствие этой ситуации мы еще не пережили.

«Самый эффективный способ решения текущих проблем, как ни крути, — это восстановление отношений с нашими стратегическими партнерами»

В первую очередь, с компаниями из Европы. С Америкой у нас торговый оборот небольшой — всего 40 миллиардов долларов. Для сравнения: с Европой — 400 миллиардов. Из них на 200 миллиардов долларов мы покупали у них товары, технологии и оборудование — все, что необходимо для экономики нашей страны. Поэтому нужно наладить диалог и начать реальные переговоры.

Согласны с автором?

Да
Нет

Мы составили список брендов, которые объявили о приостановке работы в России, и будем обновлять его по мере поступления новой информации.

Дорогие читатели, мы вынуждены закрыть комментарии в материалах, касающихся темы спецоперации на Украине и ее последствий. Это мера вынужденная, но надеемся, что временная. Спасибо за понимание!
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем