
Новые марки будут скрывать прежние модели
Импорт новых автомобилей в Россию стремительно падает: в мае, по данным агентства «Автостат», он сократился в четыре раза. Помимо депрессивного спроса сказывается увеличение местного производства машин, и с этим связана еще одна тенденция — появление новых брендов, которые будут маскировать продукцию китайских марок. Так, по данным канала «Русский автомобиль», на бывшем заводе GM под Петербургом начали выпуск Jeland — фактически, это привычные кроссоверы Jaecoo (суббренд Chery).

Для удобства мы собрали основные китайские бренды в таблицу
По данным канала, локализованные на том же заводе Omoda могут переименовать в Onives, а для собираемых на бывшем заводе Mercedes-Benz в Подмосковье Exeed обсуждается марка Esteo. Еще с прошлого года две модели Chery выпускали на экс-заводе Nissan под брендом Xcite, а в этом году на проданном VW предприятии в Калуге стартовало производство Chery с шильдиками Tenet.
Любопытно, что Chery и так была рекордсменом по количеству суббрендов в России, что, по словам дилеров, путало клиентов. Появление двойных названий еще больше усугубит ситуацию.
При этом неудачный опыт с автомобилями Xcite, которые сейчас распродают с большими скидками, показывает значимость для россиян силы бренда, пусть даже китайского: аналогичные «иксайтам» Chery расходились на порядок бодрее, будучи при этом дороже.

Xcite X-Cross не отличался от Chery Tiggo 7 Pro в версии до 2023 года
Подход с введением брендов-заместителей активно использует российская компания AGR Automotive Group, владеющая несколькими крупными автозаводами, которые остались после ухода иностранцев. Помимо калужского Tenet и питерских Jeland она уже больше года выпускает бывшие Kia и Hyundai под маркой Solaris. Их продажи постепенно разгоняются, хотя до прежних высот далеко.
Новые бренды выводят не только Chery и ее партнеры. Компания Geely перевела бюджетную линейку моделей под белорусскую марку Belgee, названную в честь одноименного завода, где машины собирают для российского рынка. Также Geely запустила бренд Knewstar, которому отдали кроссовер Tugella, а скоро может появиться премиальная марка Nordcross для топовых электромобилей концерна: Lynk&Co, Lotus и, возможно, Zeekr.
Концерн Great Wall не был особенно успешен в России под основной маркой, но появившийся в 2014 году Haval превратился в бестселлер, в том числе, благодаря полноценной российской сборке на заводе под Тулой (с 2019 года). Марка также представлена брендами Tank и Ora для внедорожников и электромобилей соответственно.

Haval — пример грамотной стратегии: за 10 лет марка превратилась в лидера среди иномарок
Changan также может увести часть своих моделей под марку Uni, правда, начавшиеся год назад разговоры об этом пока не привели к ребрендингу. Кроме того, на российском рынке ожидается еще один суббренд Changan — Deepal. Марка также участвует в создании элеткромобилей Avatr, представленных в России официально.
FAW, крупный китайский концерн, попытался раскрутить в России марку Bestune, но, несмотря на провокационную рекламу, пока без особенных успехов. Не пользуется большим спросом и суббренд Jetta, который выпускают на паях с Volkswagen.
Чехарда с брендами вынужденная — китайские марки пытаются сохранить присутствие и минимизировать санкционные риски. Но для маркетологов перетасовка логотипов — головная боль. Россияне чувствительны к брендам: рынок сейчас контролируют лишь пять автомарок (Lada, Haval, Chery, Geely, Changan), и каждая из них присутствует в России минимум 10 лет.
Готовы ли вы купить автомобиль новой марки?
Дилеры говорят, что марка Chery может в принципе сократить свое присутствие в России, но сама компания это отрицает. Прохлада в отношении к российскому рынку у «чайнабрендов» появилась в начале 2025 года. А на УАЗе тем временем начинают выпускать новый современный внедорожник.