Авто мнение «Пошлины просто отольются в цены». Как Трамп разрушает автопром, и в чём тут похожесть на Россию

«Пошлины просто отольются в цены». Как Трамп разрушает автопром, и в чём тут похожесть на Россию

Президент США объявил о введении тарифов на импорт автомобилей с начала апреля

Автомобили для США производят в десятках стран мира | Источник: пресс-служба компании NissanАвтомобили для США производят в десятках стран мира | Источник: пресс-служба компании Nissan

Автомобили для США производят в десятках стран мира

Источник:

пресс-служба компании Nissan

Дональд Трамп анонсировал введение тарифов в 25% на импорт автомобилей в США, а чуть позже — на все иностранные автокомпоненты. Наш журналист Артем Краснов обратил внимание, что риторика американского президента очень напоминает рассуждения российского правительства на ту же тему. Приводим мнение Артема от первого лица.

Кажется, США готовы пойти по российскому пути спасения автопрома, но еще более по-дурацки: наш Минпромторг хотя бы анонсирует грядущие пошлины или утильсборы, оставляя бизнесу время адаптироваться. Решение же Трампа времени на импортозамещение не оставляет. За последние выходные марта в Штатах вряд ли возникнет новая индустрия, которая заменила бы импорт. Пошлины просто отольются в цены, и мы, россияне, хорошо знаем, как это бывает. Накануне введения ставок на рынке царят безумие и ажиотаж, а потом всё надолго примерзает.

У Ford 27 сборочных заводов по всему миру, из которых девять находятся в США, один в Канаде и два в Мексике | Источник: ford.comУ Ford 27 сборочных заводов по всему миру, из которых девять находятся в США, один в Канаде и два в Мексике | Источник: ford.com

У Ford 27 сборочных заводов по всему миру, из которых девять находятся в США, один в Канаде и два в Мексике

Источник:

ford.com

США сидит на импорте автомобилей довольно плотно — сильнее, чем Россия пятилетней давности. Из примерно 16 миллионов проданных в 2024 году автомобилей (включая пикапы) импортировано 6 миллионов, а если брать только легковушки, доля импорта доходит до 50%. Главные поставщики автомобилей в Штаты — Мексика, Япония, Южная Корея, Канада и Германия. Мексика и Канада не имеют национальных автобрендов, но там расположены заводы крупных корпораций, например, в Мексике и Канаде собирают Chevrolet Silverado. Между тремя североамериканскими странами идет постоянный трафик автокомпонентов, и порой деталь пересекает границу несколько раз, прежде чем попадет на сборочный конвейер в одной из стран. С точки зрения автопрома США Мексика и Канада — это одна территория. Тарифы ей — как песок в подшипнике: ехать можно, но скрипит.

Chevrolet Silverado — вторая по популярности модель в США (на первом месте пикап Ford F-series). «Сильверадо» собирают во всех трех странах Северной Америки на шести заводах | Источник: gm.comChevrolet Silverado — вторая по популярности модель в США (на первом месте пикап Ford F-series). «Сильверадо» собирают во всех трех странах Северной Америки на шести заводах | Источник: gm.com

Chevrolet Silverado — вторая по популярности модель в США (на первом месте пикап Ford F-series). «Сильверадо» собирают во всех трех странах Северной Америки на шести заводах

Источник:

gm.com

Хотя Штаты слыли зоной свободной торговли, импортные тарифы применялись давно: с 1964 года действуют 25-процентные пошлины на импорт в США пикапов (кроме ввоза из Канады и Мексики). Их называют chicken tax (куриные пошлины), потому что президент Линдон Джонсон ввел их в ходе торговой войны с Европой, которая обложила пошлинами импорт американской птицы. Для США эти пошлины, в общем, благоприятны: десятилетия спустя пикапы североамериканской сборки доминируют на рынке Штатов.

Трамп, видимо, пытается повторить этот успех, но делает это очень резко. Пошлинами облагаются не только японские, китайские или европейские марки, но и собственные заводы в дружественных Канаде и Мексике. За 60 лет автопром сильно глобализировался, поэтому урон от пошлин получается несравненно сильнее, чем в середине 60-х.

Риторика Трампа напоминает российские тезисы о защите рынка вообще и автопрома в частности. Основная идея — злые нехорошие глобалисты используют нашу великую добрую страну как сборочный хаб, лишая нас рабочих мест и налогов (а в остальном у нас всё зашибись). Как любая хорошая ложь, это полуправда: с одной стороны, в США действительно произошла децентрализация автопрома, который раньше был сосредоточен близ Детройта, и случился переход на глобальные цепочки поставки, что лишило Штаты части производств. С другой стороны, США были выгодополучателями этого процесса: не конкретный завод в Мичигане, а их автопром в целом. К услугам иностранных поставщиков прибегают, когда те могут сделать что-то дешевле или лучше, что позволяет местному автопрому фокусироваться на других задачах и продавать на круг больше машин.

Сейчас тарифы на ввоз автомобилей в США косметические: 0% для Канады, Мексики и 2,5% для остальных стран. Помимо упомянутых тарифов 25% на пикапы, в исключение попадают китайские электромобили. В прошлом году Джо Байден ввел на их ввоз тариф 100%, но мера была превентивной: Китай просто не успел зайти в США, хотя его лидер, марка BYD, рассматривала строительство завода в Мексике. С китайскими электромобилями борются и в Европе, и в прошлом году ЕС ввел дифференцированные ставки для их ввоза, которые достигают 38%.

Китайский производитель электромобилей BYD планировал выйти на рынок США, но 100-процентные тарифы блокировали эту инициативу. Китайская компания пока представлена в Штатах только автобусами | Источник: byd.comКитайский производитель электромобилей BYD планировал выйти на рынок США, но 100-процентные тарифы блокировали эту инициативу. Китайская компания пока представлена в Штатах только автобусами | Источник: byd.com

Китайский производитель электромобилей BYD планировал выйти на рынок США, но 100-процентные тарифы блокировали эту инициативу. Китайская компания пока представлена в Штатах только автобусами

Источник:

byd.com

В ближайшей перспективе США ждет увеличение цен: по некоторым оценкам, средняя стоимость машины американской сборки возрастет на $ 3 тысячи, импортируемой — на $ 6 тысяч. Это не смертельно, но на фоне общей инфляции в Штатах вряд ли обрадует избирателей. Бизнес тоже чешет в затылке. Вроде бы наступил благоприятный момент для инвестиций в американский автопром, и Hyundai уже анонсировал многомиллиардный план по умасливанию Трампа. Но настроение у того переменчивое: завтра он решит, что Мексика поборола наркокартели и ее нужно поощрить, отменив ставки, и в пролете окажутся те, кто готовился заменить мексиканские заводы. А еще через месяц Трамп снова переиграет, как бывало уже несколько раз только в этом году. В таких условиях строить бизнес-планы можно только с помощью астрологов, учитывая позицию ретроградного Меркурия. Других способов предсказать Трампа нет.

Toyota Camry когда-то стоила в России до миллиона рублей, накануне СВО ее цена начиналась от 1,8 миллиона рублей, а сейчас эту сумму нужно отдать только за утильсбор (после январского повышения) | Источник: toyota.comToyota Camry когда-то стоила в России до миллиона рублей, накануне СВО ее цена начиналась от 1,8 миллиона рублей, а сейчас эту сумму нужно отдать только за утильсбор (после январского повышения) | Источник: toyota.com

Toyota Camry когда-то стоила в России до миллиона рублей, накануне СВО ее цена начиналась от 1,8 миллиона рублей, а сейчас эту сумму нужно отдать только за утильсбор (после январского повышения)

Источник:

toyota.com

Американцы могут утешиться тем, что в России пошлины выше. Предположим, что мы хотим ввезти новую Toyota Camry таможенной стоимостью $ 30 000 (2,5 миллиона рублей по текущему курсу). Совокупный таможенный сбор составит 2,985 миллиона рублей, то есть общая наценка — 118%. В общем, вы поняли, где живут самые богатые люди на планете.

Лет 15 назад политика Минпромторга работала: постепенное увеличение пошлин и понятные правила промсборки привели в Россию полдюжины крупных производителей, которые запустили здесь заводы полного цикла. К началу 2020-х годов машины штамповались из российского проката, и шло литье блоков цилиндров на местных заводах. Иномарки российской сборки доминировали на рынке, а прямой импорт в масс-сегменте стал редкостью. Система была не идеальная, но по-своему здравая: помимо рабочих мест и налогов, развивались инженерные центры, например Renault Arkana был разработан для России и в России, пусть даже на «суповом наборе» компонентов от концерна Renault-Nissan. Однако путь к этому занял 15–20 лет и обнулился в одночасье — за пару мрачных недель 2022 года.

Увеличение пошлин и стабильная российская экономика в начале 2000-х годов позволили иностранным компаниям запустить в стране производства полного цикла. Всё рухнуло в 2022 году, и возврат займет многие годы | Источник: пресс-служба компании NissanУвеличение пошлин и стабильная российская экономика в начале 2000-х годов позволили иностранным компаниям запустить в стране производства полного цикла. Всё рухнуло в 2022 году, и возврат займет многие годы | Источник: пресс-служба компании Nissan

Увеличение пошлин и стабильная российская экономика в начале 2000-х годов позволили иностранным компаниям запустить в стране производства полного цикла. Всё рухнуло в 2022 году, и возврат займет многие годы

Источник:

пресс-служба компании Nissan

После начала СВО все автозаводы встали, а сейчас возвращаются к жизни медленно и на других условиях. Если раньше кузова штамповали из российского проката, то теперь за счастье — сварка и окраска, да и то этим занимается только АВТОВАЗ, Haval и «Москвич» (возможно, еще Solaris, но он не афиширует это). Остальные же заводы сидят на отверточной сборке — прямо как в конце 90-х.

План Трампа несет в себе те же риски примешать политику к бизнесу. Автопрому нужны стабильные условия, а бесконечна смена правил приводит к хаосу: то ли в футбол играем, то ли в хоккей, то ли с Китаем, то ли против него.

Согласны с автором?
Да
Нет
Артем КрасновАртем Краснов
Артем Краснов

Редактор проекта «Авто»

Упрощенный ввоз Kia местной сборки предложил Казахстан, но идея вряд ли жизнеспособна. А китайские марки, кажется, окончательно охладели к российскому рынку и ищут запасной выход.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления