Сотрудники информационного проекта «Страхование: Общественная экспертиза» предупредили челябинцев об активизации автоподставщиков. По их данным, чаще всего аварии провоцируют на перекрестках с круговым движением и при поворотах на многополосных дорогах. Ниже — примеры трех подобных ДТП с участием подержанных японских автомобилей.
— Автоподставщики наматывают круги по крайней правой полосе в поисках своих жертв, — сообщает проект «Страхование: Общественная экспертиза». — Обнаружив рядом автомобиль, собирающийся съехать с круга не по правилам, а с левой полосы, злоумышленники специально подставляются под удар. Однако виновником признают водителя съезжавшего автомобиля.
Представители проекта отмечают, что выбор в пользу старых праворульных автомобилей неслучаен:
— Стоимость деталей на такие транспортные средства, согласно справочнику РСА, крайне высокая. Если у водителя, которого так подловил автоподставщик, был полис ОСАГО, то мошенник обращается за выплатами в страховую компанию, — говорят представители проекта. — По данным страховщиков, аферисты таким образом получают около 350 тыс. рублей за каждое ДТП. Бывают случаи, когда ущерб (согласно справочнику) оценивается на большую сумму, превышая лимит выплат по ОСАГО в 400 тысяч рублей. Тогда мошенники взыскивают разницу с официального виновника. Однако если у автомобилиста не было полиса, ему придется полностью выплачивать компенсацию из своего кармана и, кроме того, в любом случае придется чинить собственный автомобиль за свой счет.
Эксперты проекта рекомендуют строго соблюдать ПДД и не брать вину на себя, если есть подозрения, что вас подставили. Также рекомендуется использовать видеорегистраторы, чтобы иметь возможность предоставить в страховую компанию доказательства.
«У вас низкая доля уголовных дел»
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов отмечает, что в Челябинске автоподставы процветают, в том числе из-за пассивности полиции:
— В регионе низкая доля возбужденных уголовных дел относительно направленных в правоохранительные органы заявлений о мошенничестве с ОСАГО, — говорит он. — За период с 1 октября 2023 года по 30 сентября 2024 года упомянутый показатель составил всего 13,7% против 33,1% в среднем по РФ. Такие данные показывают, что мошенники в регионе чувствуют себя вольготно, незаконно получая страховые выплаты. Стоит отметить, что если страховщики несут убытки, то они возмещают их путем поднятия тарифов на свои продукты в следующий период. Соответственно, законопослушные жители региона с высоким риском мошеннических схем переплачивают за страховки. Однако работа в регионе ведется.
Представители проекта «Страхование: Общественная экспертиза» считают, что одной из мер по противодействию страховому мошенничеству может стать запуск института страховых расследователей.
— ВСС предлагает предусмотреть в страховой компании обязательную функцию — противодействие страховому мошенничеству, — которую будут исполнять страховые расследователи, официально наделенные полномочиями. Это поможет легально получать доказательства из разных источников, выявлять признаки страхового мошенничества и фактически позволит страховому расследователю собирать необходимый объем доказательств для возбуждения уголовного дела. Этим должны заниматься профессионалы, — считает партнер юридической фирмы AKS Legal Кира Свинцова. — Борьба с мошенничеством в сфере страхования — это та сфера, которая требует очень узкопрофильных знаний и узкопрофильной экспертизы. С мошенничеством в автостраховании уже относительно научились бороться, и здесь неплохая статистика. Но если мы берем другие виды страхования, например имущество физических лиц, юридических лиц, и тем более когда речь идет о страховании финансовых рисков, то здесь сложнее. Нужны специальные знания в области гражданского права и очень глубокие знания в области страхового права, а также знания в сфере бухучета, финансов, аудита и структурирования сделок. Поэтому введение института страховых расследователей мы считаем правильной и здравой инициативой.
Представители проекта «Страхование: Общественная экспертиза» убеждены, что необходимо объединение усилий граждан и различных ведомств.
— Для борьбы с организованными преступными группами, конечно, необходимо сотрудничество всех заинтересованных ведомств: страховых компаний, правоохранительных органов, прокуратуры, региональных властей, — считают специалисты. — Однако нередко внимание к действиям ОПГ привлекают пострадавшие люди или свидетели, которые обращаются в МВД с заявлениями или передают данные в СМИ. Так, частично благодаря общественному резонансу в Москве был арестован «главный автоподставщик», устраивавший с подельниками ДТП на перекрестках с круговым движением на «Бентли». По версии следствия, обвиняемые устроили более 300 аварий на сумму более 100 миллионов рублей. После аварии они получали практически максимальную выплату по ОСАГО со страховых компаний. Далее они обращались в суд и взыскивали недостающую часть с владельцев авто (от 300 тысяч до 2 миллионов рублей). Сейчас ему и его «коллегам» грозит до 10 лет тюрьмы.
В декабре 2024 года на сайт 74.RU обратились сразу несколько автомобилистов, попавших в подставные ДТП. Прецеденты возбуждения уголовных дел против автоподставщиков есть, но процесс идет медленно. Так, в 2021–2022 годах в городе были активны представители некого ООО «Общая касса», господа Скрынниковы. Через несколько месяцев их задержали, но еще через полгода уголовное дело прекратили. Однако после общественного резонанса и вмешательства прокуратуры дело снова вернули в работу. По нашей информации, сейчас оно находится в Следственном комитете РФ.
Круговые перекрестки автоподставщики выбирают из-за неоднозначных схем движения.