Авто Кризис-2024 подробности Продажи нормальные, радости нет. Подводим итоги 2024 года для авторынка

Продажи нормальные, радости нет. Подводим итоги 2024 года для авторынка

Спрос вернулся к докризисным значениям, но вряд ли удержится на этом уровне

Lada Granta была и остается лидером продаж, причем отрыв от остальных моделей в 2024 году даже возрос: конкуренции в сегменте «1 миллион рублей» просто нет

Источник:

Для автомобильного рынка 2024 год стал временем парадоксов: цены продолжали расти, но машины продавались достаточно бодро. Настолько, что можно констатировать возвращение рынка к докризисным уровням спроса. Другой вопрос, надолго ли?

Продажи соответствуют ожиданиям: в начале года многие эксперты называли цифру в районе 1,5 миллиона машин в год, и за две недели до конца года рынок одолел этот рубеж — продано 1,503 миллиона легковых автомобилей.

Много это или мало? Результат вдвое хуже рекордов досанкционных 2012–2013 годов, когда продавалось почти три миллиона машин в год. Но уже с 2015-го начался затяжной спад продаж, и с тех пор неплохим считался год, когда на учет вставали 1,5–1,6 миллиона новых легковых автомобилей. То есть нынешний результат вполне соответствует объемам рынка до пандемии и даже лучше показателей 2016, 2017, 2022, 2022 и 2023 годов.

Транзит завершился. Что дальше?

Если количественно авторынок вернулся к норме, то качественные изменения революционны. Из России ушли все без исключения глобальные прозападные бренды, и, по словам коммерческого директора группы компаний «Регинас» Сергея Попова, 2024-й можно считать годом завершения транзита от прежней модели рынка к новой, где доминируют марки из КНР.

Solaris HC (бывший Hyundai Creta II) на конвейере петербургского завода AGR

Источник:

Иномарки старой школы представлены в России на правах исключений. Во-первых, это Solaris, пришедший на смену Hyundai и Kia и предлагающий те же машины петербургской сборки, производимые из оставшихся на заводе машинокомплектов. Во-вторых, марка Citroen, которая представлена в России не материнской компанией, а китайским СП Dongfeng-Citroen, поставляющим на калужский завод машинокомплекты для сборки Citroen C5 Aircross. Из оставшихся машинокомплектов также дособирают европейские версии Citroen C4, но речь о небольшой партии. Наконец, компания FAW организовала поставки автомобилей Jetta — это фактически Volkswagen, адаптированные для Китая и там же собираемые.

«Лада» разгоняет конвейер

Год стал крайне успешным для АВТОВАЗа: производство одолело отметку в 500 тысяч машин еще в декабре, что является локальным рекордом для завода. Конечно, в нулевых он собирал и по 800 тысяч машин, но в допандемийные годы нормой считалось производство на уровне 300–400 тысяч.

В течение года заводу удалось вернуть практически все опции на Granta и Vesta, перезапустить производство Largus, а также подготовить новую модель — Iskra, серийное производство которой стартует в первой половине 2025-го. Коммерческий директор автоцентра «Сатурн» Ирина Мещерякова говорит, что завод провел колоссальную работу по восстановлению производства, поэтому в 2024-м сошла на нет проблема дефицита автомобилей, которая наблюдалась в 2022–2023 годах. При этом, по ее словам, требуется работа в области качества машин, сборку которых пришлось «переподключать» на новых поставщиков компонентов.

АВТОВАЗ сумел перезапустить выпуск Largus на заводе в Ижевске, где раньше собирали «Весты»

Источник:

АВТОВАЗ запомнился в 2024 году не только трудовыми подвигами, но и активным лоббированием повышения утилизационного сбора, спровоцировавшего очередной виток роста цен на иномарки.

Большая китайская четверка

Среди китайских марок хорошо видна четверка лидеров, которые и определяют рынок. Безусловным чемпионом по итогам 2024 года стал Haval — единственный китайский бренд, имеющий полноценное производство в России. Завод под Тулой запустили еще в 2019 году, весной 2024-го заработал моторный цех, а на конвейер встал новый Haval F7. Марка активно инвестирует не только в дилерские сети, но и в российское производство. Рост продаж Haval в 2024 году — без малого двукратный.

На втором месте Chery, причем если сложить ее продажи с результатами дочерних брендов (Omoda, Jetour, Jaecoo, Exeed, Soueast), то именно этот конгломерат занимает наибольшую долю рынка среди иностранцев. Марки Jetour и Jaecoo вышли на российский рынок только в прошлом году, но сейчас регулярно попадают в топ-10, равно как и Omoda с Exeed.

Chery представлена в России и в завуалированном виде, например, ее модели лежат в основе автомобилей Kaiyi и Xcite, которые собирают на бывшем заводе Nissan в Петербурге, а продают через дилерскую сеть АВТОВАЗа. Сергей Попов говорит, что такая стратегия позволила Chery, с одной стороны, занять большую долю рынка и заполнить многие дилерские центры, с другой, «разномарочность» отчасти путает покупателей, и компания прилагает дополнительные усилия, чтобы развести многочисленные бренды по нишам.

Jaecoo J8 — почти полная копия Chery Tiggo 9, который также дебютирует в России

Источник:

Уверенный рост показала Geely, что тем более убедительно ввиду появления дочерней марки Belgee, которая теперь отвечает за бюджетные модели белорусской сборки. В 2024 году она обеспечила четверть совокупных продаж Geely. Несмотря на вымывание из ассортимента Geely белорусских моделей, она уверенно выступает благодаря успеху Monjaro, нового поколения Coolray, Atlas и Emgrand. Сергей Попов подчеркивает, что успехи марки во многом предопределены тем, что Geely владеет несколькими известными автобрендами, в частности Volvo, что обеспечивает доступ к наиболее современным технологиям.

В «большую четверку» инобрендов входит также Changan, который два года назад резко расширил модельный ряд и долгое время оставался маркой с самым широким ассортиментом. Он предлагал как кроссоверы разной размерности, так и бюджетный седан Alsvin, лифтбэк Uni-V, полноразмерный седан Lamore, пикап HunterPlus. В 2024 году марка слегка «причесала» модельный ряд, убрав несколько дублирующих моделей, и теперь он состоит из 12 (а не 15) наименований. В отличие от первых трех «чайнабрендов», Changan был малоизвестен в России до 2022-го, но сейчас действует агрессивно: в 2024 году продажи выросли аж в 2,5 раза относительно 2023-го.

Changan Alsvin остается самой дешевой иномаркой России, но, как ни странно, продается вяло: он не попадает в топ популярных моделей даже среди самих «Чанганов»

Источник:

Скрытые «китайцы» пока не дотягивают до настоящих

«Новые русские» бренды чувствуют себя в России не слишком уверенно: «Москвич», Xcite, Evolute, «Амберавто» пока не могут бросить вызов АВТОВАЗу или большой китайской четверке. А проект «Волга» по выпуску Changan на мощностях ГАЗа пока и вовсе не вышел из летаргии: машины с обрусевшим дизайном показали премьеру Мишустину, но других новостей не было.

Одну из моделей «Волги» построят на базе Changan Raeton

Источник:

Для того же «Москвича» 2024-й был похож на контрастный душ: затоваривание складов в начале года, резкое снижение цен весной, рекорды продаж в марте и апреле, охлаждение спроса летом, новый всплеск интереса к концу осени

Не менее противоречиво выглядят результаты Xcite: под этой маркой на бывшем заводе Nissan в Петербурге выпускают дорестайлинговые Chery Tiggo 7 Pro. До конца года планируют собрать не менее 20 тысяч машин, что в любом случае ниже плана в 25 тысяч, но дело не в этом: с июня по ноябрь продажи составили менее пяти тысяч машин, то есть к весне возможно затоваривание складов, как у «Москвича» год назад.

Xcite X-Cross 7 показал стабильные, но не очень высокие продажи

Источник:

Не может раскрутиться и Evolute, который расширил ассортимент до шести моделей, но в сегменте электромобилей не в силах пока тягаться с импортируемым Zeekr.

Доля импорта сокращается, но…

К концу года на рынке установился паритет между автомобилями импортными и местной сборки. С одной стороны, это говорит о постепенном восстановлении местных предприятий. С другой, возврата к докризисным уровням не случилось: во-первых, в 2019 году автомобили местной сборки занимали 86% рынка, а в непремиальном сегменте доминировали настолько, что в топ-25 не было ни одной импортируемой модели. Во-вторых, нынешний паритет между импортом и местной сборкой достигнут в основном за счет трех предприятий: АВТОВАЗа, УАЗа и тульского Haval, тогда как остальные заводы хоть и собирают иномарки, но с крайне низкой локализацией. Дальше всего из «посткризисных» брендов продвинулся «Москвич», который перешел на мелкоузловую сборку, но до уровней локализации Renault еще годы работы. А большая часть сборок иномарок пока буксует: скажем, машины Kaiyi и BAIC еще далеки от попадания в топ-10 российского рынка, несмотря на умеренную ценовую политику.

Электромобили: рекорд есть, оптимизма нет

2024 год не стал прорывным и для электромобилей: с одной стороны, продажи под конец года достигнут примерно 18 тысяч машин, что является абсолютным рекордом — в прошлом году было 14 тысяч. С другой стороны, с середины года динамика пошла на спад, а ноябрь и вовсе оказался хуже прошлогоднего. Упала и доля электромобилей в общих продажах: в прошлом году они заняли 1,4% рынка, в этом будет в районе 1,2%. Локомотивом продаж в электросегменте остается Zeekr, других звезд не видно. В условиях недостаточной развитости сети ЭЗС перспективы рынка туманны, тем более и правительство сделало ряд непопулярных шагов, снизивших интерес к электросегменту.

Успехи электромобилей в России преувеличены популярностью одной модели — Zeekr 001

Источник:

Опрошенные нами руководители автоцентров склоняются к мысли, что хотя переформатирование рынка закончено, назвать ситуацию абсолютно устойчивой и предсказуемой нельзя: в частности, Сергей Попов подчеркивает, что прямое влияние на автобизнес оказывает общая ситуация в экономике.

Когда вы последний раз обновляли машину?

Более 10 лет назад
5–10 лет назад
1–3 года назад
В этом году
Планирую в обозримом будущем

Негативно влияют рост утилизационных сборов, общая инфляция, обесценивание рубля и высокая ключевая ставка, поэтому в начале 2025 года не исключен рост цен и падение продаж. Возможен также уход ряда китайских брендов, не нашедших подход к рынку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Елки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления