Россия готовится к самому крупному увеличению утилизационного сбора в октябре 2024-го и январе 2025 года с последующей ежегодной индексацией платежа. В общей сложности для массовых машин он вырастет в четыре раза, а для некоторых категорий — в десятки раз. Утилизационный сбор поднимают не только для легковых машин, но также для коммерческой техники. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что такой подход разгонит инфляцию, но не принесет явных выгод автопрому. Приводим его мнение от первого лица.
Понятно, что принято политическое решение утилизационный сбор повышать. Понятно, что это больно ударит по потребителю. В таких условиях мы считаем, что повышать его нужно только на те виды техники, которые в России производятся и отвечают критериям качества и надежности. На все остальное утильсбор повышать нельзя.
В России не выпускают минивэны, не производятся полноразмерные кроссоверы, легковые автомобили с мотором объемом больше двух литров.
В чем смысл повышения на такие автомобили утильсбора, если их нет и в ближайшее время не будет?
По сути, из относительно современных традиционно российских моделей в стране выпускается только «Гранта», «Веста» и «УАЗ Патриот». Все остальные машины по большому счету — это наследство еще советского автопрома. Понятно, что такие машины не могут конкурировать с импортными. Но и планов по их замене на новые модели мы не видели.
Перед индексацией утильсбора необходимо оценить влияние этого решения на другие сферы экономики.
Подорожание машин, которое неизбежно после повышение ставок «утиля», серьезно отразится на них. По цепочке подорожавшие автомобили приведут к росту цен на услуги такси, издержки служб доставки и грузоперевозчиков, что в итоге отразится на стоимости всех товаров. Утилизационный сбор осядет в каждом творожке на прилавке магазина. Как следствие, это приведет к разгону инфляции, с которым пытается бороться Центробанк, повышая ключевую ставку. А именно ставка и не дает автопрому привлекать ресурсы.
Поддержка отечественного автопрома и автокомпонентной отрасли со стороны государства, безусловно, требует финансовых вложений.
Однако деньги на это можно изыскать и без значительного повышения утильсбора — введением целевого использования средств от него. Национальным автомобильным союзом направлено письмо на имя премьер-министра РФ Михаила Мишустина с просьбой разработать пакет поправок в законодательство, которые позволят «окрасить» поступающие от утилизационного сбора денежные средства и направить их на поддержку проектов в автомобильной промышленности и производстве автокомпонентов. Подобный источник бюджетного финансирования позволит полностью перезапустить отрасль, обеспечить разработку новых моделей автомобилей и специальной техники. Так и волки будут сыты, и овцы целы.
Согласны с автором?
Ранее наш автожурналист Артем Краснов рассказывал, почему, по его мнению, китайские марки не придут с заводами в Россию даже после повышения утильсбора. При этом импорт ограничивается не только таможенными барьерами: далеко не все марки хотят работать с Россией. Препятствует экспорту в нашу страну и марка Zeekr.