На фоне громких новостей рискует пройти практически незамеченным повышение утилизационного сбора. Введенный в качестве компенсации снижения пошлин на импорт машин при вступлении России в ВТО этот сбор не имеет с утилизацией старых автомобилей ничего общего. Что ждет авторынок страны и какие модели будут покупать водители в будущем? Рассуждает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.
Механизм работы утильсбора прост: платят его в бюджет с любой выпущенной в обращении машины, но если производство локализовано в России, то автозавод получает возврат, а импортер — нет. Выше локализация — больше возврат. Таким образом, чистый импорт становится дороже местного производства.
Ранее этот механизм позволил привлечь в Россию зарубежных производителей автомобилей, которые привели с собой и поставщиков компонентов на конвейер. Появились мощные автокластеры, которые сейчас находятся, по сути, в состоянии простоя.
Импорт — это всегда плохо, это отток капитала без какой-либо пользы для страны, высокая степень зависимости от поставщика, валютные риски.
Именно по импорту во многом бьют и санкции со стороны недружественных стран. И это — на фоне простаивающих автозаводов. И правительство решило попробовать убить двух зайцев: подняв утилизационный сбор, и отсечь импорт, и принудить китайцев локализовать производство в России. Ведь однажды уже получилось, почему бы не повторить то, что работает?
Вспомним, на какой рынок приходили в начале 2010-х мировые автогранды. Рост экономики начала 2000-х на фоне низкой автомобилизации и очень старого парка, бум в банковском секторе и повышение доверия россиян к кредитам. Продажи в 2012 году — под 3 миллиона новых автомобилей. Все аналитики прогнозировали, что российский рынок обойдет немецкий и будет самым большим по продажам в Европе. Естественно, автоконцерны хотели получить кусочек этого пирога.
Правда, позже выяснилось, что экономический рост затормаживается, продажи стагнируют, а застройщики начинают массово строить «человейники», жители которых в принципе о машине могут только мечтать.
Сейчас ситуация резко изменилась. На какой рынок сейчас пришли китайцы? Полное отсутствие предложения при огромном неудовлетворенном спросе, в том числе со времен пандемии.
Средний возраст авто — под 15 лет. И даже рост экономики! Получается, у правительства есть шанс повторить успешную историю с локализацией?
Боюсь, что нет. У западных корпораций и китайских поставщиков разные задачи. Первые зарабатывают деньги, работают на долю рынка, повышают свою капитализацию и прочие экономические KPI. Китайцам нужно загружать заводы на родине, а минимальную локализацию они используют, чтобы обойти запреты и выйти на премиальные рынки типа. Не загрузят сборочные конвейеры дома — хотя бы машинокомплекты отправят, а дальше роботы их соберут. Российские же требования таковы, что для получения компенсации утилизационного сбора необходимо производить на нашей территории значительное количество различных компонентов, что прямо противоречит главной китайской задаче. Так что, боюсь, загрузить отечественные автокластеры за счет производства китайских машин не выйдет. Возможна разве что отверточная сборка, которая, впрочем, не даст заметной компенсации утилизационного сбора.
А вот импорт отсечь, конечно, получится. Плюс 250 тысяч рублей к цене нового импортного автомобиля и ежегодный дальнейший рост наносят жесткий удар по китайским автомобилям в нижних сегментах рынка. Так, как этого и требовал АВТОВАЗ, чтобы продавать россиянам авто без подушек безопасности, кондиционеров и электронных помощников водителю, зато с китайскими ключевыми узлами и агрегатами.
Даже если не выйдет с локализацией, правительство все равно не внакладе.
Бюджет получит миллиарды рублей дополнительного квазиналога за счет потребителей, которые будут вынуждены покупать автомобили существенно дороже. Впрочем, в стране как раз проходит налоговая реформа, можно рассматривать повышение утильсбора как дополнительный налог на потребление.
Что характерно, против никто и не выступал.
Согласны с автором?
Что еще почитать на эту тему
«Росавтопром стал похож на подпольный цех». Журналист — об отмене таможенных барьеров для иномарок;
АВТОВАЗ убрал из прайс-листов удешевленные версии машин. Изучаем цены на популярные модели;
Авторынок (снова) задохнулся: продажи снижаются третий месяц подряд;
«Это государственный рэкет». Эксперты — о новой схеме оплаты утильсбора и рисках «серого импорта»;
Китайские автомобили обложили пошлинами. Они в самом деле настолько «опасны»?