Аналитический сайт Автостат опубликовал полную статистику продаж автомобилей в 2023 году. Как и ожидалось, они превысили миллион, но ненамного: россияне купили 1,059 миллиона легковушек. Это на 69% лучше результатов 2022 года, но, конечно, слабая планка для сравнения. Если же брать историю российского авторынка вообще, то таких плохих результатов он не показывал уже больше 20 лет. Ниже — основные выводы, которые можно сделать из общей статистики.
Lada не дотянула до плана
В 2023 году АВТОВАЗ предполагал выпустить и продать 400 тысяч машин, но многочисленные сложности с поставкой комплектующих и перезапуском моделей привели к тому, что реальные результаты скромнее: на учет встали 324 тысячи «Лад», выпустил 374 тысячи (данные АВТОВАЗа). Дилеры отмечали, что большую часть года рынок был дефицитным из-за нехватки новых машин, но к декабрю ситуация поменялась.
Lada сохранила статус самой продаваемой марки, но в абсолютных значениях ее продажи далеко не рекордны, например, в 2021 году россияне купили 351 тысячу «Лад», а в 2012 году продажи превышали 540 тысяч машин. Впрочем, разобравшись с производственными сложностями, АВТОВАЗ имеет шанс нарастить продажи, ведь конкурентов в ценовом сегменте до 1,7 миллиона рублей у него нет.
Chery дышит в спину
Лидером среди иномарок стала компания Chery с результатом 119 тысяч проданных машин, но Haval уступил немного — на его счету 112 тысяч. Однако Chery продает автомобили под несколькими брендами (Omoda, Jetour, Jaecoo, Exeed, Kaiyi), с учетом которых продажи превысили 200 тысяч машин.
На третьем месте в рейтинге иномарок Geely (94 тысячи машин), на четвертом — Changan (48 тысяч). Причем если троица лидеров устоялась давно, то Changan выстрелил именно в 2023 году: прирост продаж аж в 19 раз. Из марок старой школы в топах продаж места сохранили KIA (34 тысячи), Hyundai (25 тысяч) и Toyota (23 тысячи) — здесь учитываются и остаточные продажи дилеров, и параллельный импорт.
Jolion обогнал Niva
Самой популярной моделью стала Lada Granta с результатом 196 тысяч автомобилей, и это, кстати, абсолютный рекорд для модели, которая обычно расходилась тиражами 110–130 тысяч единиц в год. На полях отметим, что с 2018 года АВТОВАЗ слил с «Грантой» семейство «Калины», что несколько исказило статистику, но в данный момент выпускают только седаны и лифтбэки Granta, то есть экс-«Калины» (хетч и универсал) к результату не примешивались.
Второе место занял Haval Jolion тульской сборки c результатом 56 тысяч машин, за ним идут Lada Niva Travel (47 тысяч), Lada Vesta (41 тысяча), Chery Tiggo 7 Pro Max (41 тысяча), Lada Niva Legend (39 тысяч), Geely Coolray (38 тысяч), Omoda C5 (36 тысяч), Chery Tiggo 4 Pro (33 тысячи), Geely Monjaro (20 тысяч).
Относительно скромные результаты Lada Vesta объяснимы — выпуск модели стартовал только в июне, и в течение полугода она восстанавливала линейку комплектаций. В этом году Vesta имеет все шансы вернуться на второе место рейтинга.
Средняя цена автомобиля — 3 миллиона рублей
Этот параметр немного напоминает среднюю температуру по больнице, тем не менее он показывает точку ценового сегмента, вокруг которой фокусируется пик продаж. За последние пять лет медианная цена автомобиля выросла практически вдвое: если в 2019 году средняя машина стоила 1,5 миллиона рублей, то теперь — без малого 3 миллиона. А усредненная стоимость подержанного автомобиля превысила 1 миллион, изменившись более чем вдвое за тот же период.
Декабрь стал лучшим месяцем
В последний месяц 2023 года продано без малого 120 тысяч автомобилей, и это рекорд за весь период с начала СВО. Символично, что результат декабря 2023-го соответствует результату февраля 2022-го, хотя в целом декабрьские продажи в хороший год были чуть выше. Отчасти результат связан с небольшим откатом цен на китайские автомобили и желанием людей купить машину до новой волны подорожания.
Китайское доминирование усилилось
В 2023 году доля китайских автомобилей составила 53% против 32% у отечественных марок — такого соотношения не было никогда. Для сравнения: в 2019 году, до начала пандемии, доля китайских марок в России составляла едва заметные 2,4%, затем возросла до 5–8% в ковидные годы. Без СВО она бы продолжила расти небольшими темпами, и сами дилеры прогнозировали долю «чайнакаров» на уровне 10–15%. Кстати, в декабре китайские марки показали еще лучший результат — 61% всех продаж. Что касается параллельного импорта, то локомотивом рынка он не стал: доля таких машин по итогам года составила лишь 15% и к зиме снизилась.
Снова подсели на импорт
Большую часть китайских машин ввозят в страну, а потому и доля импорта в структуре продаж достигла 54% против 14% в докризисном 2019 году. А вот доля иномарок российской сборки напротив существенно упала — с 64% до 13%. В режиме полного цикла в стране работает только тульский Haval, а «Москвич» и «Автотор» планируют перейти на мелкоузловую сборку в 2024 году. До локализации уровня Renault Logan или калужского Volkswagen Polo еще годы и годы.
Электромобили побили рекорд
До 2023-го продажи электромобилей в России носили характер статистической погрешности, но прошлый год стал весьма успешным: продано более 14 тысяч «электричек», причем весьма недешевых. Для сравнения: до пандемии в 2019 году россияне купили 350 новых электромобилей. Стоит отметить, что самой популярной моделью стал не один из локализованных Evolute, а Zeekr 001 с результатом почти 4 тысячи машин. Недавно мы рассказывали об опыте владельца Zeekr, который проехал 6000 км от Урала до Грузии.
Всё больше машин — в кредит
Доля кредитных автомобилей выросла практически вдвое: на 81% в численном выражении и на 111% — в денежном (то есть увеличился средний размер автокредита). Аналитики «Автостата» отмечают нервную динамику кредитования после поэтапного повышения ключевой ставки Банка России. Дилеры считают, что именно скачок этой ставки привел к охлаждению спроса осенью 2023 года и затовариванию складов.
В конце года дилеры отмечали затоваривание складов из-за упавшего осенью спроса. Lada тем временем обновила рекорд цены для Vesta. А вот куда пришел автопром после введения западных санкций.