Авто проблема Везде подушку не подстелешь. В России впервые за 10 лет начала расти смертность в ДТП

Везде подушку не подстелешь. В России впервые за 10 лет начала расти смертность в ДТП

Повлияло ли на это снижение уровня безопасности новых машин

По итогам 2023 года в ДТП погибло более 14 тысяч человек: тенденция на снижение нарушилась

Итоговые показатели смертности в ДТП за 2023 год мы узнаем в январе, но помесячные данные говорят о том, что впервые с 2012 года число погибших в автомобильных авариях вырастет. Так, по итогам 11 месяцев 2023 года в ДТП погибли 13 146 человек (здесь и далее — данные ГИБДД), что означает прирост на 2,7%. Для сравнения: в 2021 году наблюдалось снижение числа погибших на 8%, в 2022 году — еще на 5%. Таким образом, впервые за долгое время ездить по дорогам стало опаснее.

Сколько людей гибло в прошлые годы

Худшим для России был 2003 год, когда погибли 35,6 тысячи человек. Автомобилизация быстро росла, контроль за соблюдением ПДД был еще на уровне 90-х, а в автопарке доминировали архаичные «Лады». После этого статистика поползла вниз, но крайне неохотно, и еще 5 лет 30 тысяч погибших в ДТП считалось мрачной нормой. Потом цифры снизились до 27 тысяч погибших в год, но остановились на этой отметке из-за стремительного роста автопарка: в 2011–2013 годах продажи машин били рекорды. А затем — резкий прогресс, и за десять лет после 2012 года смертность снизилась вдвое. Относительно пиковых показателей это означает, что каждый год гибнет на 20 тысяч россиян меньше, еще 85 тысяч избегают травм, иногда крайне тяжелых.

Lada классического семейства (от ВАЗ-2101 до ВАЗ-2107) были вполне уместны в начале 80-х, но по меркам XXI века их рейтинг безопасности был нулевым. Впрочем, и остальные отечественные машины того времени («Ока», УАЗы, «Нивы») были не лучше

Причины улучшения ситуации многообразны. Так, 2012 год стал последним, когда АВТОВАЗ выпускал «капсулы смерти» ВАЗ-2107, отстававшие от современных стандартов безопасности лет на тридцать-сорок. В десятых годах все новые автомобили в России оснащались хотя бы одной подушкой безопасности, имели АБС и ремни на всех сиденьях, а большая часть иномарок набирала максимальные пять звезд в краш-тестах по системе EuroNCAP (или сходных). Лучше становились дороги и общая организация движения, а появление камер фотовидеофиксации радикально улучшило контроль. Да и водители слегка перебесились: светофорные гонки «с двухлитровым субарём» или езда по трассе на скоростях за 200 км/ч вышли из моды и стали восприниматься уделом недорослей.

Что происходит в 2023 году

Помесячная статистика смертности в ДТП выше аналогичных показателей годичной давности, и по итогам года может достичь уровня 14,5 тысячи погибших. Пока это укладывается в статистическую погрешность: например, годы стагнации были в прошлом (2009–2010 и 2011–2012 гг.). Поэтому говорить об изломе статистики пока преждевременно.

Помесячные данные о количестве ДТП с пострадавшими, число травмированных и погибших в ДТП людей

Но есть факторы, которые могут повлиять на смертность в ДТП, например снижение уровня безопасности новых автомобилей. АВТОВАЗ некоторое время выпускал машины без АБС и подушек безопасности, правда, их сделано немного. Например, Granta без эйрбегов выпускалась только летом 2022 года, а Lada Vesta после ее перезапуска в этом году сразу шла с АБС и фронтальными подушками (хотя остаются вопросы к их эффективности).

Помимо отечественных автомобилей, на рынке доминируют китайские, одно время слывшие крайне небезопасными: например, Chery Amulet провалил краш-тест издания «Авторевю» в 2007 году, а китайский Brilliance набрал единственную звезду в краш-тесте EuroNCAP и тем самым зарубил себе окно в Европу. Но с тех пор китайские автомобили заметно прибавили: например, Omoda C5 набрала полноценных пять звезд по методике EuroNCAP. В КНР есть свой рейтинг безопасности C-NCAP с похожей на европейскую методикой. Максимальные пять звезд в нем набирают, например, популярные в России Chery Tiggo 7 Pro и Tiggo 8, Geely Atlas и Haval F7.

Пресловутый краш-тест Chery Amulet изданием «Авторевю» в 2007 году. «Голова "водителя" промахнулась мимо баранки и с силой ударилась о переднюю панель, пространства для ног не осталось вовсе...», — читаем в отчете

В 2023 году люди стали больше ездить в автомобильные путешествия по России: закрытие многих направлений привело к тому, что отдых в Сочи или на Алтае стал для многих безальтернативным, а машина — самый дешевый способ доставить туда всю семью. Правда, это не объясняет снижение статистики в 2022 году и ее ухудшение в 2023-м.

Выросло не только число погибших, но и общее количество аварий с пострадавшими: по итогам 11 месяцев 2023 года — на 1%. Пока говорить о сколь-нибудь различимой тенденции сложно, однако прогресс как будто остановился. И мы всё еще далеки от идеала: в России на 100 тысяч населения приходится в районе 10 погибших в ДТП в год. В Германии этот показатель — 3,7, в Японии — 2,5, в Норвегии — 2. Зато в Китае, на который мы теперь равняемся, — 18.

В чем, по-вашему, причина увеличения смертности на дорогах в 2023 году (можно выбрать несколько вариантов)?

Ниже безопасность автомобилей
Водители более нервные
Хуже стали дороги
Меньше контроль за соблюдением ПДД
Люди больше ездят по России

Далеко не все считают, что ездить к морю на машине — это разумный вариант отдыха. А вот рассказ о том, куда пришел российский автопром в конце 2023 года. Зато бодро идет стройка трассы М-12, которая важна и для челябинцев.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем