![](https://n1s1.hsmedia.ru/55/31/43/553143461997d281a984d45e17d7e513/656x442_1_d7fbd689d43ed9abe1cad5c298247f1b@1500x1009_0xsI7MnMxY_9841017089232855586.jpg.webp)
Итоговые показатели смертности в ДТП за 2023 год мы узнаем в январе, но помесячные данные говорят о том, что впервые с 2012 года число погибших в автомобильных авариях вырастет. Так, по итогам 11 месяцев 2023 года в ДТП погибли 13 146 человек (здесь и далее — данные ГИБДД), что означает прирост на 2,7%. Для сравнения: в 2021 году наблюдалось снижение числа погибших на 8%, в 2022 году — еще на 5%. Таким образом, впервые за долгое время ездить по дорогам стало опаснее.
Сколько людей гибло в прошлые годы
Худшим для России был 2003 год, когда погибли 35,6 тысячи человек. Автомобилизация быстро росла, контроль за соблюдением ПДД был еще на уровне 90-х, а в автопарке доминировали архаичные «Лады». После этого статистика поползла вниз, но крайне неохотно, и еще 5 лет 30 тысяч погибших в ДТП считалось мрачной нормой. Потом цифры снизились до 27 тысяч погибших в год, но остановились на этой отметке из-за стремительного роста автопарка: в 2011–2013 годах продажи машин били рекорды. А затем — резкий прогресс, и за десять лет после 2012 года смертность снизилась вдвое. Относительно пиковых показателей это означает, что каждый год гибнет на 20 тысяч россиян меньше, еще 85 тысяч избегают травм, иногда крайне тяжелых.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/15/08/98/15089854ce59c017c7686bc702694056/656x410_1_1bc4e212306db5ff83f4ecf111482192@1280x800_0xqOBhcXqa_1195550597771994241.jpg.webp)
Причины улучшения ситуации многообразны. Так, 2012 год стал последним, когда АВТОВАЗ выпускал «капсулы смерти» ВАЗ-2107, отстававшие от современных стандартов безопасности лет на тридцать-сорок. В десятых годах все новые автомобили в России оснащались хотя бы одной подушкой безопасности, имели АБС и ремни на всех сиденьях, а большая часть иномарок набирала максимальные пять звезд в краш-тестах по системе EuroNCAP (или сходных). Лучше становились дороги и общая организация движения, а появление камер фотовидеофиксации радикально улучшило контроль. Да и водители слегка перебесились: светофорные гонки «с двухлитровым субарём» или езда по трассе на скоростях за 200 км/ч вышли из моды и стали восприниматься уделом недорослей.
Что происходит в 2023 году
Помесячная статистика смертности в ДТП выше аналогичных показателей годичной давности, и по итогам года может достичь уровня 14,5 тысячи погибших. Пока это укладывается в статистическую погрешность: например, годы стагнации были в прошлом (2009–2010 и 2011–2012 гг.). Поэтому говорить об изломе статистики пока преждевременно.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0e/11/1b/0e111b3181b258673e355ff7c3b15720/656x284_1_dd38207f27f368505bf731a2b7e76ce4@1053x455_0xmwGHzOwa_8638183591537501331.jpg.webp)
Но есть факторы, которые могут повлиять на смертность в ДТП, например снижение уровня безопасности новых автомобилей. АВТОВАЗ некоторое время выпускал машины без АБС и подушек безопасности, правда, их сделано немного. Например, Granta без эйрбегов выпускалась только летом 2022 года, а Lada Vesta после ее перезапуска в этом году сразу шла с АБС и фронтальными подушками (хотя остаются вопросы к их эффективности).
Помимо отечественных автомобилей, на рынке доминируют китайские, одно время слывшие крайне небезопасными: например, Chery Amulet провалил краш-тест издания «Авторевю» в 2007 году, а китайский Brilliance набрал единственную звезду в краш-тесте EuroNCAP и тем самым зарубил себе окно в Европу. Но с тех пор китайские автомобили заметно прибавили: например, Omoda C5 набрала полноценных пять звезд по методике EuroNCAP. В КНР есть свой рейтинг безопасности C-NCAP с похожей на европейскую методикой. Максимальные пять звезд в нем набирают, например, популярные в России Chery Tiggo 7 Pro и Tiggo 8, Geely Atlas и Haval F7.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/30/1e/d7/301ed72ccf6f80e58619cc12d08bd2fe/656x438_1_cb19358cc7d49433da76ac0826de4327@896x598_0x7925tcg9_1886541286559013950.jpg.webp)
В 2023 году люди стали больше ездить в автомобильные путешествия по России: закрытие многих направлений привело к тому, что отдых в Сочи или на Алтае стал для многих безальтернативным, а машина — самый дешевый способ доставить туда всю семью. Правда, это не объясняет снижение статистики в 2022 году и ее ухудшение в 2023-м.
Выросло не только число погибших, но и общее количество аварий с пострадавшими: по итогам 11 месяцев 2023 года — на 1%. Пока говорить о сколь-нибудь различимой тенденции сложно, однако прогресс как будто остановился. И мы всё еще далеки от идеала: в России на 100 тысяч населения приходится в районе 10 погибших в ДТП в год. В Германии этот показатель — 3,7, в Японии — 2,5, в Норвегии — 2. Зато в Китае, на который мы теперь равняемся, — 18.
В чем, по-вашему, причина увеличения смертности на дорогах в 2023 году (можно выбрать несколько вариантов)?
Далеко не все считают, что ездить к морю на машине — это разумный вариант отдыха. А вот рассказ о том, куда пришел российский автопром в конце 2023 года. Зато бодро идет стройка трассы М-12, которая важна и для челябинцев.