MGORSK
Погода

Сейчас+14°C

Сейчас в Магнитогорске

Погода+14°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

6 м/c,

с-з.

721мм 50%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Авто Кризис-2024 обзор Запускают Lada Iskra, «Атом» и «Москвич-5»: смотрим, что делают российские автозаводы прямо сейчас

Запускают Lada Iskra, «Атом» и «Москвич-5»: смотрим, что делают российские автозаводы прямо сейчас

После ухода западных компаний предприятия медленно выходят из спячки

Российский автопром со скрипом возрождается. Прямо как 20 лет тому назад

В докризисное время автомобили российской сборки доминировали на местном рынке, обеспечивая 86% продаж, причем три четверти приходилось на обрусевшие иномарки (63,7%). Сейчас сделанные в стране машины занимают вдвое меньшую долю рынка — 44%, а вклад иномарок российской сборки упал до уровня 20-летней давности — всего 11% в общем объеме продаж. Но в течение 2023 года появились признаки оживления автопрома, по крайней мере, на уровне деклараций и планов. Новостей много, и мы собрали наиболее важные в дайджест. Вот чем занимаются автозаводы России сейчас: мы расположили их в алфавитном порядке.

АВТОВАЗ (Тольятти, Ижевск, Петербург)

Спрос на продукцию АВТОВАЗа достиг максимума за 10 лет, но производственные реалии сложнее. Для автомобилей недоступен ряд опций (ESP, «автоматы»), есть и сложности с отдельными автокомпонентами, из-за чего на заводе скапливаются запасы некомплектных машин, достигавшие 15 тысяч единиц.

Локомотивом продаж остается Lada Granta, которую постепенно возвращают в докризисную форму. Летом началась сборка Lada Vesta NG, которая переехала из Ижевска в Тольятти на ветку, ранее используемую для Renault Logan и сходных автомобилей.

АВТОВАЗ расширяет ассортимент комплектаций Lada Vesta NG, но модель ощутимо подорожала с момента перезапуска производства: топовые версии стоят теперь 2,206 млн, средние — 1,6 млн

В ближайших планах — выпуск Lada Vesta с китайским вариатором: такие машины ожидаются в начале следующего года. Завод работает над новой моделью В-класса Lada Iskra на оставшейся от Renault платформе (XJO в вазовской документации). Но серийную «Искру» мы увидим не ранее 2025 года. К 2027-му модель должна полностью вытеснить Lada Granta.

А вот запуск производства кроссовера FAW Bestune T77 на бывшем петербургском заводе Nissan под названием Lada X-Cross 5, судя по всему, отменили. Сейчас АВТОВАЗ оценивает перспективы выпуска Chery Tiggo 7 Pro, но подробностей нет.

К середине 2024 года АВТОВАЗ надеется вернуть в линейку универсал Lada Largus, производство которого переезжает в Ижевск, а также его электрическую версию e-Largus. В следующем сентябре должна дебютировать удлиненная Lada Aura, которую прочат в автомобили для чиновников. Завод работает над кроссовером на базе Lada Vesta, но он появится не ранее 2025 года.

«Автотор» (Калининград)

Завод сыплет новинками: в отверточном режиме в Калининграде собирают десять моделей трех китайских компаний Kaiyi, BAIC и SWM. Одна из последних новинок — кроссовер BAIC X7, к которому вскоре добавится внедорожник BAIC BJ60. В пристрелочном режиме собирают кроссоверы Dongfeng Fengon iX5, но о сотрудничестве с DFM пока не объявлено.

В Калининграде наладили выпуск внедорожников BAIC BJ40 и еще девяти моделей

Переход на режим полного цикла, со сваркой и окраской кузовов, запланирован на 2024 год. Попутно завод работает над собственной моделью электромобиля Amber с каркасно-панельной конструкцией: производство должны начать через год. Идут переговоры с маркой Jetour (суббренд Chery), которая подыскивает производственную площадку в России.

«Автотор» снизил производственный план на 2023 год, ссылаясь на рыночные реалии и трудности с поставкой комплектующих. В начале года завод рассчитывал выпустить от 70 до 100 тысяч машин, сейчас план скорректировали до 55 тысяч, что в любом случае немало.

Ближнее зарубежье

В сентябре 2023 года в Белоруссии стартовало производство автомобилей люксового китайского бренда Hongqi: первой моделью стал кроссовер HS5. Поскольку на машины отечественной сборки планируют пересадить чиновников, не исключено, что белорусские Hongqi станут кандидатами на госзакупки.

А в Казахстане, прямо у границы с Россией, в 2024 году наладят производство автомобилей Skoda, хотя перспективы поставок в России размыты: формально Казахстан входит в ЕАЭС, но Skoda пока не планирует импорта костанайских машин в РФ.

ГАЗ (Нижний Новгород)

С 2011 года в одном из цехов группы ГАЗ в Нижнем Новгороде по контракту делали модели Skoda и Volkswagen, в частности, Kodiaq, Karoq, Octavia и Taos. С весны 2022 года завод прекратил работу, позже предприятие Skoda расформировали. ГАЗ продолжает выпуск коммерческого автотранспорта, но, по заявлению губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, есть амбиции возродить выпуск легковых автомобилей под отечественным брендом. В числе кандидатов — «Волга».

«Москвич», бывший Renault (Москва)

На заводе, где раньше делали Renautl Duster и сходные модели, еще в прошлом году освоили отверточную сборку кроссовера «Москвич-3», а осенью 2023 года — лифтбэка «Москвич-6». Оба — копии автомобилей JAC, но в перспективе завод планирует освоить и выпуск собственной модели: возможно, речь о разработанных в России электромобилях «Атом».

С ноября прошлого года завод выпустил 31 тысячу автомобилей, план на 2023 год — 27 тысяч, из которых 4 тысячи — электромобили «Москвич-3е». В ноябре марке удалось попасть в десятку наиболее востребованных автобрендов, но результат отчасти приукрашен долей корпоративных продаж: «Москвич» поставляет автомобили для сервисов такси и каршеринга, а также госструктурам.

«Москвич» уже начал тестовую сварку кузовов

В 2024 году завод планирует перейти на полный цикл производства со сваркой и окраской кузовов: тестовая сварка началась в октябре 2023 году. Со второго квартала 2024-го кузовы «Москвича-3» будут делать в режиме мелкоузловой сборки, то есть сваривать из деталей, отштампованных в Китае.

В следующем году завод планирует освоить производство еще двух кроссоверов, «Москвич-5» (JAC JS5) и «Москвич-8» (JAC X8 Plus), и выйти на объем производства 50 тысяч автомобилей в год.

УАЗ (Ульяновск)

Островок стабильности: скромное меню из «Патриотов», «Хантеров» и «Буханок» не меняется уже почти 20 лет, зато работа продолжается и в кризис. В новостную повестку УАЗ попадает скорее по курьезным поводам, например, он ввел плату в 50 тысяч рублей за доставку автомобиля до дилера. Подушки безопасности на ульяновские машины вернутся не ранее 2025 года.

Evolute (Липецкая область)

Производитель электрокаров принадлежит компании «Моторинвест». Предприятие появилось на волне попыток Минпромторга развить в России собственное электромобильное производство и заработало в сентябре 2022 года, освоив выпуск двух моделей — седана i-Pro и городского кроссовера i-Joy. Оба являются перелицованными китайскими автомобилями Dongfeng/Sokon. Осенью 2023 года стартовало производство кроссовера i-Sky, к которому скоро добавится 585-сильный i-Jet и минивэн i-Van. Спрос пока относительно скромный: по итогам 10 месяцев продано чуть более 1,5 тысячи липецких электромобилей, но планы на следующий год по меркам электрорынка грандиозны — 12–14 тысяч машин.

Evolute i-Jet и i-Sky — их производству стартует в 2023 году

Haval (Тульская область)

Haval был единственной китайской маркой, создавшей в России производство полного цикла еще в 2019 году. Завод под Тулой выпустил уже более 100 тысяч автомобилей Haval Jolion, F7, F7x, Dargo и H9. Младшая модель «Джолион» за счет конкурентоспособной цены уже который месяц лидирует в рейтинге самых популярных иномарок. Осенью стартовало производство еще одного бестселлера — Haval M6: при цене на уровне кроссоверов В-класса по размеру он сопоставим с более крупными Haval F7 и Dargo.

Haval M6 — шестая модель, производство которой наладили под Тулой

Hyundai (Санкт-Петербург)

Официально завод находится в режиме простоя с весны 2022 года, и корейская марка не делала заявлений о его будущем. По неофициальной информации, интерес к заводу проявлял «Автотор» и автомобильный холдинг «Авилон» (также владеет бывшим заводом Volkswagen в Калуге), и чаша весов склоняется к последнему. Не исключено, что на первых порах завод продолжит выпускать те же модели Solaris, Rio и Creta из оставшихся машинокомплектов, но под маркой GAC.

Mazda (Владивосток)

В сентябре завод начал сборку китайских пикапов JAC T6. Продавать их планируют под брендом Sollers по названию холдинга, в который входит предприятие. В 2024 году в линейку должен добавиться еще один пикап. Ранее завод собирал кроссоверы Mazda CX-5 и CX-9, а также седан Mazda6.

Mercedes (Московская область)

Завод перешел под контроль дилерского холдинга «Автодом» и анонсировал перезапуск производства в декабре 2023 года. Что за модель встанет на конвейер первой, пока неясно. Ранее сообщалось, что завод может начать выпуск автомобилей Hongqi, но руководство отрицает договоренность с топовым китайским брендом. По словам владельца «Автодома» Андрея Ольховского, предприятие получило три предложения о сотрудничестве от китайских фирм. Не исключено, что завод сосредоточится на выпуске премиальных машин, ориентированных на госзакупки.

Nissan (Санкт-Петербург)

Завод передали ФГУП НАМИ, которое перепоручило его АВТОВАЗу, после чего тот начал спешно придумывать варианты загрузки производства. Летом завод с помпой объявил о начале выпуска Lada X-Cross 5 (FAW Bestune T77), но больше новостей о проекте не было. По неофициальной информации, АВТОВАЗу не удалось договорить с FAW о деталях контракта. Сейчас в числе потенциальных претендентов называют Chery Tiggo 7 Pro.

Проект по выпуску Lada на базе FAW Bestune T77 официально не отменен, но и новостей о нем нет

Sollers (Елабуга)

На предприятии в Татарстане когда-то выпускали модели Ford, включая кроссоверы Kuga и коммерческие Transit. После окончательного ухода Ford предприятие перешло на производство машин под собственным брендом, но все они являются перелицованными моделями JAС. Ассортимент состоит из двух позиций: мини-грузовика Sollers Argo и фургона Sollers Atlant.

Stellanis (Калуга)

Когда-то завод выпускал Peugeot 408, Citroen C4, коммерческие автомобили Peugeot, Citroen, Opel и Fiat, а также Mitsubishi Outlander и Pajero Sport. Долгое время новостей о предприятии не было, но в ноябре 2023 года губернатор Калужской области Владислав Шапша заявил, что власти намерены восстановить работу предприятия, которое якобы уже производит пробные партии машин под некими «локальными брендами».

Toyota (Санкт-Петербург)

Завод, где собирали Toyota Camry и RAV4, перешел под контроль ФГУП НАМИ без опциона на обратный выкуп и законсервирован. Перспективы непонятны: по одной из версий, в 2026 году здесь могу запустить производство электромобиля e-Neva.

Volkswagen (Калуга)

До кризиса здесь выпускали Volkswagen Polo, Tiguan и Skoda Rapid. В мае 2023 года официально объявили, что предприятие и другие активы Volkswagen в России, включая официальное представительство марки, проданы холдингу «Авилон». По версии СМИ, на заводе готовятся начать сборку кроссоверов Chery Tiggo 7 Pro. Любопытно, что эту модель называют в числе претендентов на выпуск АВТОВАЗом, а ранее ее видели на заводе УАЗ. Не исключено, что Chery ищет партнеров для локализации кроссовера в России. Скорое возобновление производства на заводе анонсировал губернатор Калужской области Владислав Шапша: по его словам, первые машинокомплекты для сборки прибудут на завод в декабре 2023 года.

В Россию возвращаются внедорожники Nissan. А если запутались в китайских моделях, вот наглядный гид: в двух картинках рассказываем, какие известные модели заместили машины из КНР.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем