На перекресток улиц Курчатова и Воровского автомобилисты жалуются давно: из-за широкой разделительной полосы он протяженный, и особенные сложности вызывают повороты налево с улицы Курчатова. В конце августа здесь случилось ДТП, которое раскололо комментаторов на два лагеря: одни считают правым водителя Lada Granta, другие настаивают, что он обязан был пропускать Toyota. Почему этот перекресток провоцирует столько споров и как правильно его проезжать?
Перекресток сложный, потому что разделительная полоса разбивает его на два пересечения проезжих частей, между которыми есть «нейтральная зона». Сюда стекается как поток, едущий прямо по Воровского, так и поворачивающие налево с Курчатова автомобилисты. Одно время светофор в этом месте работал в двухфазном режиме, то есть при повороте налево нужно было пропускать встречный поток. Машины группировались в разрыве разделительной полосы, а маневр нередко завершали уже на желтый или красный сигналы. Со стороны это частенько выглядело как проезд на запрещающий, потому что каждая из половинок такого перекрестка выглядит самостоятельным пересечением. При этом формально водитель, выехавший на перекресток на разрешающий сигнал, имеет право проехать в намеченном направлении, а те, кто стартует на зеленый, должны обеспечить ему возможность завершить маневр. Это правило действует в том числе на очень широкие перекрестки, но есть и исключения, о которых — ниже.
С такой дилеммой столкнулся и водитель Lada: он застрял за троллейбусом, поэтому не успел проехать перекресток на разрешающий сигнал светофора и двинулся наперерез потоку, когда поток по Курчатова уже ехал полным ходом. Маневр был запоздалым и неожиданным для остальных участников движения, и в первые секунды создавалось впечатление, что Lada останется в разрыве разделительной полосы. Но, если вывести за скобки специфическую манеру езды Lada, обязаны ли стартующие по Воровского машины пропускать ее, или Lada обязана была остаться на месте, ведь ей в тот момент уже зажегся красный?
Когда стоп-линия рулит
Многое зависит от наличия стоп-линии или соответствующего знака 6.16 на самом перекрестке (то есть в разрыве разделительной полосы). Пункт 13.7 ПДД, который разрешает завершать маневр тем, кто выехал на перекресток на зеленый, делает оговорку: «Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора».
В данном случае перед пересечением проезжей части Курчатова есть знак «Стоп-линия», поэтому водители всех направлений, въехав в разрыв разделительной полосы, обязаны подчиняться сигналам светофора, установленным на ее краях.
Если застрял между стоп-линией и проезжей частью
Но есть и другой аспект: белая Lada Granta проехала стоп-линию на зеленый сигнал светофора, и запрещающий включился, когда она была между стоп-линией и пересечением проезжих частей. Имеет ли водитель право проезжать пересечение в этом случае? Автоюрист Лев Воропаев считает, что в общем случае да:
— Если на пересечении есть стоп-линия и водитель миновал ее на разрешающий сигнал светофора, то он уже въехал на перекресток и не может выполнить требования пункта 6.13 ПДД об остановке перед стоп-линией. Согласно пункту 13.8 ПДД, остальные машины, которые начинают движение на зеленый, обязаны дать ему возможность завершить маневр.
Но, добавляет эксперт, злоупотреблять этим правом не стоит, поскольку такой проезд может стать неожиданностью для остальных водителей, что и произошло в этом случае.
— Если авария будет разбираться в рамках гражданского суда, то может быть исследован вопрос, имел ли водитель Toyota возможность своевременно обнаружить Lada, завершающую маневр, и есть вероятность, что вину признают обоюдной, — полагает Лев Воропаев.
У водителя Lada была возможность завершить маневр, пока не двинулся основной поток по Курчатова, но он упустил момент и оставил оппоненту мало шансов предугадать свой маневр.
При этом ожидание в промежутке между стоп-линией и пересечением проезжих частей не фиксируется автоматическими камерами: хотя остановка ближе 5 метров от края пересечения запрещена (пункт 12.4 ПДД), это правило не распространяется на вынужденную остановку по соображениям безопасности. И даже если машина остановилась за стоп-линией, камеры не считают это «заступом», поскольку машина пересекла ее на зеленый сигнал. Главное — прекратить движение до включения желтого и красного сигналов.
Кто больше виноват в этом ДТП?
Кстати, на этом же перекрестке Воровского и Курчатова до появления четкой разметки проблемой был выбор траектории разворота: некоторые автомобилисты, двигаясь по Курчатова, предпочитали разворот по малому радиусу. Мы уже рассказывали, законно ли это, но в нынешней конфигурации перекрестка вопросов не возникает: согласно правилам, разворачиваться нужно с учетом двойной сплошной осевой линии, то есть огибая центр.
На широких перекрестках возникает и другой вопрос: какими бортами разъезжаться? Мы разбирали его на примере пересечения улицы Ловина и Артиллерийской.
Напоминаем, что с 1 сентября изменились некоторые ПДД.