Автомобилисты, попадавшие в странные ДТП с автомобилями ООО «Общая касса», получили уведомления, что уголовное дело против учредителей компании прекращено из-за отсутствия состава преступления. Сами водители считают, что стали жертвой автоподставщиков, целью которых было получение денег как со страховых компаний, так и с самих автовладельцев. Мы уже подробно описывали эту историю, которая стала резонансной в апреле прошлого года, когда нам посыпались жалобы на одну и ту же компанию. В августе по этому делу задержали двух подозреваемых, было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 159.5 УК РФ — мошенничество в сфере страхования, совершенное группой лиц по предварительному сговору или с причинением значительного ущерба. Но внезапно расследование прекратили. Разбираемся, что происходит.
Пропускают и бьют
Все ДТП имели общие черты: в них участвовали подержанные японские автомобили, принадлежащие либо ООО «Общая касса», либо ООО «Общая касса-Челябинск». В учредителях фирм числились Альберт Скрынников и Павел Скрынников соответственно.
Мы получили документы и схемы сразу нескольких похожих аварий с автомобилями ООО «Общая касса», но проиллюстрируем схему на одном примере. Вот видео происшествия.
Сергей ехал на красном Hyundai Accent в районе пересечения Свердловского проспекта с улицей Труда (кольцо около Дворца спорта). Он хотел перестроиться, и едущий позади Nissan вроде бы пропускал его. Но, когда «Акцент» уже наполовину выехал в соседнюю полосу, Nissan ударил его и формально был прав. Поначалу Сергей согласился с виновностью, тем более авария казалось незначительной. Позже выяснилось, что владелец Nissan Stagea 2002 года выпуска получил 176 тысяч рублей со страховой компании, а потом обратился в суд, требуя ещё 170 тысяч с самого Сергея.
Сергей обнаружил, что ООО «Общая касса» и «Общая касса-Челябинск» активно судятся со страховыми компаниями и автомобилистами из-за похожих ДТП. Фирма использует несколько автомобилей, в том числе боевую Toyota Aqua, о которой расскажем ниже. В картотеке системы «Контур.Фокус» содержатся сведения о 105 исках о компенсации ущерба после ДТП ООО «Общая касса» против частных лиц и страховых компаний.
Сергею удалось отбиться от иска ООО «Общая касса-Челябинск»: судебная экспертиза показала, что реальный ущерб для Nissan Stagea составил 138 629 рублей, тогда как страховая выплатила 176 тысяч. Поэтому суд посчитал, что дополнительные 170 тысяч, которые ООО «Общая касса-Челябинск» требовало с Сергея, компенсировать не нужно. Но ему пришлось за свой счет ремонтировать Hyundai Accent, плюс резко возрос страховой коэффициент бонус-малус (КБМ) — с 0,46 до 0,78. В результате полис ОСАГО для Сергея подорожал с 5000 рублей до 9576 (плюс наложилась реформа ОСАГО).
Приключения боевой Toyota
Дмитрий столкнулся с одной из машин «Общей кассы», когда ехал на служебной «Ниве». Он утверждает, что за рулём синей Toyota Aqua сидел Альберт Скрынников, что отражено и в документах дела. У синей Toyota феерическая история: с 2018 по 2022 год она попала в 21 ДТП (данные ГИБДД).
— ООО «Общая касса» получило более 400 тысяч со страховой компании, притом что еще одно ДТП с этой же Toyota Aqua случилось накануне, но там виновным признали ее водителя, — рассказывает Дмитрий. — Потом эта ООО попыталось отсудить у моего работодателя более 280 тысяч, но когда мы обложили их аргументами со всех сторон, отказались от иска, вместо этого подали на моральный ущерб и получили еще 80 тысяч.
Кстати, выбор японских автомобилей неслучаен: они достаточно редкие, а запчасти для возрастных экземпляров дорогие, поэтому калькуляция ущерба по справочникам РСА дает непропорционально большие суммы. Использование юрлица в качестве владельца машин также не лишено смысла, так как в этом случае приоритетной формой компенсации по ОСАГО является денежная выплата, а не направление на ремонт.
Год разбирательств, результат нулевой?
Уже более года Сергей, Дмитрий и другие участники таких ДТП пытаются добиться наказания для учредителей и владельцев ООО «Общая касса» и ООО «Общая касса-Челябинск» Альберта и Павла Скрынниковых. Полиция довольно подробно работала над расследованием, но теперь внезапно вынесла постановление о прекращении уголовного дела.
— Получается, больше года идет разбирательство, есть множество свидетельств, что эти ДТП связаны, а Скрынниковы остаются на свободе, — удивляется Сергей. — Теперь мы получили официальное уведомление, что состава преступления нет, то есть, получается, власть разрешает работать по такой схеме?
Кстати, в Челябинске — самый высокий в стране территориальный коэффициент ОСАГО (такой же только в Мурманске). Мы много раз спрашивали страховые, почему он больше, чем в Екатеринбурге, Москве или Новосибирске. В числе причин страховщики называют активность автоподставщиков в городе.
Что ответили в полиции
Мы обратились в пресс-службу ГУ МВД области с просьбой прояснить детали дела Скрынниковых и получили следующий ответ:
— В апреле 2022 года в следственной части следственного управления УМВД России по Челябинску было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования) по факту совершения серий ДТП в разных районах города, в которых фигурировали три автомобиля. В ходе расследования уголовного дела в качестве подозреваемых были допрошены двое местных жителей. В период расследования был проведен очень большой объем работы, сделан ряд автотехнических, компьютерных, бухгалтерских экспертиз, экспертизы по изъятым видеорегистраторам, допрошены представители страховых компаний. Исследованы все страховые дела по факту выплат пострадавшим от ДТП, дела по линии ГИБДД по оформлению произошедших ДТП. Опрошены все участники ДТП и иные свидетели.
Причины прекращения уголовного дела в отношении Скрынникова П. А. и Скрынникова А. Г. в полиции не назвали. Тогда мы отправились в прокуратуру города, куда больше месяца назад поступило постановление о прекращении дела. Прокурор Челябинска Роман Самойлов распорядился поднять материалы. После их изучения глава ведомства сообщил нам, что принял решение об отмене постановления полиции и направлении дела на дополнительное расследование.
Проблема — системная?
Это далеко не единственные примеры аварий, в которых возникает подозрение на умышленную провокацию ДТП. Так, в редакцию обратился руководитель автосервиса, который ремонтирует автомобили по направлению страховых компаний. Он попросил не указывать в статье его имя и рассказал следующее:
— Проблема с автоподставщиками растет, как снежный ком: у меня 30–50 обращений в месяц от товарищей, которые по всем признакам занимаются автоподставами. Страховые уже знают их в лицо и, чтобы не платить деньги, оформляют им направление на ремонт, имеют на это право.
— А как вы отличаете, что это именно автоподставщики? Одни и те же люди на одних и тех же машинах?
— С одной стороны, да. А с другой, их сразу видно по выставляемым требованиям. То есть нормальный человек настроен починить свою машину: он не ставит невообразимых условий, он общается конструктивно. Бывает, например, соглашается на ремонт б/у запчастями, если новых не достать — сейчас с этим проблема. А автоподставщик приезжает на какой-нибудь японской машине 2000 года, на которую запчастей нет в принципе, и начинает требовать, чтобы детали были непременно новыми и непременно в срок. Некоторые прямым текстом говорят: пишите мне отказ в ремонте. Это позволяет им получить денежную выплату без учета коэффициента износа.
— Вам не проще уступить и написать им отказ?
— Мы не можем писать отказ всем подряд, мы же на договоре со страховыми и понимаем, почему они спихивают автоподставщиков на нас. По сути, это форма борьбы с ними. Но мы как автосервис оказываемся между молотом и наковальней. Мы вынуждены ремонтировать им автомобиль, хотя они всячески препятствуют процессу. А потом они начинают судиться с нами: назначают автоэкспертизы, взыскивают деньги. Доходит до смешного. В одном случае они пишут претензию: «Работы некачественные, видны следы ремонта». В другом они пишут: «Работы некачественные, не видно следов ремонта». То есть они сделают всё, чтобы вынудить нас написать отказ.
— Вы понимаете, как с ними можно бороться?
— Нужно, чтобы к этому подключилась полиция, следственные органы. Против автоподставщиков уже настроено множество людей, не только автомобилисты, машины которых они бьют. Очень страдают страховые компании, но сделать ничего не могут. Я сам думаю о том, чтобы поднять волну и вывести этих людей на чистую воду.
Автоподставы плохи еще и тем, что их жертвы потом получают очень высокий коэффициент бонус-малус, по которым страховые оценивают аварийность водителя. Год назад коэффициент для проблемных водителей резко возрос.