В соцсетях появились сообщения, что камеры видеофиксации в Копейске начали выявлять новое нарушение — непристегнутый ремень безопасности. Такую практику действительно планируется распространить по всей Челябинской области (включая и сам Челябинск), но в региональном управлении ГИБДД объяснили, что пока 17 постов видеофиксации, способных определять наличие ремня, работают в тестовом режиме.
За езду без ремня безопасности по статье 12.6 КоАП грозит штраф в 1000 рублей, и камеры выписывают его только применительно к водителю: то есть наличие непристегнутого пассажира не удваивает наказание. При этом камеры умеют распознавать положение руля (левый или правый), хотя периодически ошибаются. Но даже если попадается пассажир в «праворуком» автомобиле, согласно ПДД, это является тем же самым правонарушением, так что штраф считается законным.
Интереснее вопрос с частотой таких штрафов: накажут ли несколько раз, если проехать непристегнутым под разными камерами? В ряде регионов такое нарушение выявляется уже два года и, по сложившейся практике, за одну поездку можно получить сразу несколько штрафов по 1000 рублей. При этом автоэксперт Юрий Панченко считает такую практику очень спорной.
— Каждый факт начала езды в непристегнутом состоянии образует новый состав правонарушения, — объясняет он. — В стоящей машине водитель или пассажиры не обязаны быть пристегнутыми, в движущейся ПДД требуют этого. Поэтому, например, начало движения со светофора в непристегнутом состоянии — это новое нарушение. Другое дело, что условия работы камер прописаны в специальных ГОСТах, где четко оговорено, какая информация и в каком количестве должна собираться для данного типа нарушения. Пока в нормативах нет инструкций, как применять камеры для выявления непристегнутых водителей и пассажиров, поэтому, в моем видении, все подобные штрафы незаконны. Новый ГОСТ готовится, но, когда он вступит в силу, мы не знаем.
Неделю назад начальник управления ГИБДД по Челябинской области Иван Путков рассказал, что Госавтоинспекция планирует и обычные рейды по выявлению водителей, игнорирующих ремень. Повышенное внимание к этой теме он объяснил участившимися случаями гибели непристегнутых людей:
— В январе этого года мы наблюдали всплеск аварийности в Челябинской области: если по итогам января 2022 года погибли 26 человек, то в этом году — 34. Из них 13 человек — в трех особо тяжелых ДТП, а из этих 13 человек семь могли бы выжить, если бы были пристегнуты. Помимо работы с комплексами видеофиксации мы планируем также рейдовые мероприятия на выезде из города с акцентом на безопасность пассажиров, и наша цель будет не столько оштрафовать водителей, сколько обеспечить пристегивание как можно большего числа людей в машинах.
Пользуетесь ли вы ремнями безопасности?
Напомним, в Челябинске идут испытания мобильного комплекса фотовидеофиксации «Автоураган-МС», который устанавливается на крышу автомобиля без полицейской «окраски» и выявляет нарушения в скрытом режиме. Подобный опыт есть у Свердловской области, где с конца прошлого года курсируют машины с установленными комплексами Cordon.Pro, фиксируя превышение скорости и ряд других нарушений.
Также в этом году автоматические комплексы будут отлавливать автомобили без полиса ОСАГО.