Авто Третий мах не ловится: пять типичных ошибок водителей на зимней дороге

Третий мах не ловится: пять типичных ошибок водителей на зимней дороге

Автогонщики простым языком рассказали секреты зимнего вождения

Зимняя езда может быть очень веселой. Но бывает и грустной...

Десятибалльные пробки в снегопады связаны не только с качеством уборки дорог, но и с отсутствием у водителей навыков зимней езды. Это приводит к двум последствиям: одни едут чрезмерно медленно, другие — слишком неаккуратно, организуя ДТП. Из этих двух вариантов лучше выбрать, конечно, первый. Но, в принципе, опытный водитель может ездить зимой практически без потери времени, и мы спросили специалистов по контраварийному вождению, в чём секреты езды по снегу и льду. Они назвали пять наиболее частых ошибок, которые мешают водителям зимой.

Внесезонная манера езды

Далеко не всем удается сразу переключиться в зимний режим езды, из-за чего каждой осенью рано или поздно наступает день жестянщика. Один из самых простых способов перенастроить собственные рефлексы — проверить реальное состояние дороги. Руководитель школы водительского мастерства Ярослав Федоров, например, советует на безопасном участке, когда нет машин позади, затормозить до срабатывания АБС, чтобы понять момент, когда кончается запас сцепления. Большая часть зимних наездов происходит потому, что водитель ориентируется на летние повадки машины, считая, что она затормозит как по сухому чистому асфальту. А «разведка боем» позволит изменить стиль вождения с учетом реального состояния полотна, причем делать ее невредно ежедневно (когда погодные условия сложные).

— Обращайте внимание на места с повышенной скользкостью: обычно это раскатанные участки дорог, например, перед светофорами, а также открытые продуваемые места, где часто образуется наледь, — советует Ярослав. — Очень скользкой может быть разметка.

Зимой нужно учиться делать всё как можно плавнее, но при этом без запаздываний

Неумение скользить

При слишком быстрой езде в повороте машина начинает соскальзывать с траектории. Если первыми «поплыли» передние колеса, автомобиль начинает распрямлять траекторию, и это явление называется сносом. Оно довольно опасно, потому что при сильном сносе автомобиль становится фактически неуправляемым.

— Если управляемый занос есть, то управляемого сноса нет, — говорит Ярослав Федоров. — Главная ошибка, которую делают все новички, — это инстинктивный доворот руля, что лишь усугубляет снос и превращает машину в неуправляемый снаряд. Для восстановления контроля лучше наоборот немного убавить поворот руля, а на переднеприводных машинах — снизить нажатие на педаль газа.

Но занос может быть даже еще хуже, по крайней мере, с точки зрения последствий: в этом случае скользить начинают задние колеса, а машина стремится развернуться вокруг оси. На обычной дороге сильный занос опасен тем, что делает автомобиль практически неуправляемым (для неспециалиста) и подставляет его по боковой удар — один из самых тяжелых типов ДТП. Существуют управляемые заносы, которые любят дрифтеры, но профессионалы не рекомендуют экспериментировать с ними на дорогах общего пользования.

Алексей Савин советует оставить дрифт-упражнения для закрытых площадок

Мастер автомобильного спорта Алексей Савин, выступающий за Yuka ADV Pro Racing Team, поясняет:

— Зимой управлять автомобилем нужно очень аккуратно и плавно, без резких движений. Многие, двигаясь по городу зимой, хотят как-то подрифтить, «дать угла», но мало кто понимает, как это правильно делать, поэтому оказываются в сугробах или столбах. Главное, держать себя в руках и не поддаваться желанию повыделываться перед окружающими: вне автодрома это очень опасно.

Ярослав Федоров (на переднем плане) инструктирует курсанта по рации. В школах контраварии водитель остается в машине один — наставники предпочитают не висеть над душой и наблюдать со стороны

Ярослав Федоров считает, что отработать навыки борьбы с заносом и его контроля можно лишь на практике, потому что процесс стремителен и требует хорошо поставленных рефлексов:

— Многие знают, что нужно повернуть руль в сторону заноса — это даже есть в экзаменационных билетах. Но вот еще один важный момент: руль нужно вовремя вернуть в нулевое положение, потому что если «передержать» его, занос разовьется в другую сторону, начнется ритмическая раскачка, которая в конечном итоге приведет к развороту машины. Кроме того, реагировать на занос нужно своевременно и пропорционально глубине заноса, то есть в любом случае требуется практика.

Пренебрежение электронными помощниками

Современные машины оснащены рядом электронных девайсов, которые позволяют избежать (или хотя бы сократить масштаб) описанных выше проблем. Наиболее важные системы — это АБС, предотвращающая блокировку колес на торможении, и система стабилизации (ESP) — ее задача подавить нежелательные скольжения в повороте. Некоторые водители считают, что эти системы почти бесполезны: дескать, опытный водитель сработает лучше. Ярослав Федоров считает, что это не совсем так:

— Например, бытует мнение, что АБС удлиняет тормозной путь, но тут нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, современные АБС ушли далеко вперед от систем двадцатилетней давности, когда появилось это мнение. Во-вторых, если чемпион мира по ралли способен затормозить лучше, чем АБС, то обычный водитель — нет. В своей школе я даю курсантам такое упражнение: сначала они тормозят в пол с включенной АБС, потом пытаются улучшить этот результат при отключенной системе. И улучшить, как правило, не удается.

Спортивные машины чаще всего обходятся без электронных помощников, но для этого нужно иметь хорошие навыки и быть постоянно в тонусе. Для обычной езды страхующая электроника очень полезна

Он подчеркивает: АБС нужна для того, чтобы при экстренном торможении машина сохраняла управляемость.

— Профессиональный водитель при блокировке колес отпустит педаль тормоза или снизит давление на нее, но обычный автомобилист в критической ситуации будет давить ее, условно, двумя ногами. Чтобы машина при этом могла поворачивать, и нужна АБС.

Полезной он считает и систему стабилизации, основная функция которой — купировать занос и снос в ранней фазе их развития. При этом ESP разных компаний имеют отличающиеся настройки, например, некоторые допускают небольшое скольжение задней оси (скажем, у ряда моделей BMW), другие же душат занос в самом зачатке. Поэтому Ярослав Федоров советует отрабатывать навыки контраварии именно на своей машине, чтобы чувствовать работу конкретных систем:

— При этом водитель должен понимать, что если сработала страховочная электроника, значит, он допустил ошибку: затормозил слишком сильно или чересчур резко вошел в поворот. Эти системы полезны для подстраховки, но в обычной жизни нужно ездить так, чтобы они никогда не включались.

Резкость и понты

Частая ошибка в зимних условиях — попытки ездить столь же дерзко, как и летом. Профессионалы, напротив, считают, что в снежных условиях главное — избегать резких маневров, тщательно дозируя как тормоз, так и газ. Причем эти навыки стоит отработать в спокойной обстановке.

— Лучше всего проверить, как ваша машина себя ведет в гололед, на специально отведенной площадке, где можно будет безопасно отточить навыки контраварийной езды. Желательно это делать с инструктором, который вам подскажет, как правильно действовать в той или иной ситуации. Одного занятия вполне хватит, чтобы понять азы, а дальше, я думаю, вам понравится и вы вернетесь еще раз, — говорит кандидат в мастера автоспорта в категории дрифт, участник команды YUKA ADV Pro Racing Team Сергей Стилов.

Сергей Стилов

Ярослав Фёдоров добавляет:

— Курсантам мы даем такие установки: реагируйте быстро, но не резко и, главное, не выпендривайтесь. Зимой очень важно снижать скорость движения и увеличивать дистанцию до автомобилей впереди, чтобы у вас было больше времени для совершения действий.

Наплевательское отношение к технике

Все эксперты по контраварии говорят, что зимой нужно уделять повышенное внимание состоянию автомобиля, в первую очередь — шинам.

— Ответственно подойти к выбору шин, ведь это самое главное зимой: с хорошими шинами какие-то мелкие ошибки вождения не приведут к печальным последствиям, — говорит Алексей Савин.

Давний спор о том, что лучше — шипованная резина или фрикционная, — по большей части уже неактуален: сегодня есть прекрасные модели из любой категории, и выбор, по большому счету, определяется вашими предпочтениями. Но главное, чтобы резина была зимней и еще живой: на скользких покрытиях чрезмерный износ шин или его неравномерность проявляются сильнее, чем летом.

Сергей Стилов говорит, что при частых выездах за город всё же лучше предпочесть шипованную резину. От себя добавим, что ее же стоит выбрать новичкам: характеристики шин с шипами меньше зависят от типа покрытия, поэтому машина более предсказуема в разных условиях.

Спортивные машины зимой ездят на шипованной резине: она обеспечивает лучшее сцепление на льду и плотном снежном покрытии

Алексей Савин советует следить и за состоянием стеклоочистителей и уровнем омывайки: зимой на стеклах появляется наледь и грязь, что может замедлить реакцию водителя на опасную ситуацию.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Любителям „всё включено“ такой отдых не понравится»: почему отдых в Южной Корее лучше надоевшей Турции
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Мясо берем только по праздникам и не можем сводить детей в цирк»: многодетная мать — о семейном бюджете и тратах
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления