Ночные температуры в Челябинской области на этой неделе уйдут в зону устойчивого минуса, и в сочетании с осадками не исключен утренний гололед. А значит, если вы еще не переобули зимнюю резину, самое время сделать это. Ниже ответы на часто задаваемые вопросы по теме, в том числе о ценах на зимние шины.
- Насколько подорожала зимняя резина в 2022 году?
- Вредно ли ездить на зимней резине по асфальту?
- Есть ли штраф за использование летней резины зимой?
- Нужен ли знак «Шипы»?
- Существует ли всесезонная резина?
- Как понять, не слишком ли изношены шины?
- А можно ли заменить новым лишь одно, два или три колеса?
- Какие шины предпочесть: с шипами или без?
- Нужна ли балансировка колеса, если шины хранятся на дисках?
- В чем особенность асимметричных и направленных шин?
- Требуют ли зимние шины обкатки?
Насколько подорожала зимняя резина в 2022 году?
Ощутимо: по разным оценкам, стоимость новой импортной резины выросла на 20–30% в годовом выражении, но некоторые бренды прибавили сильнее. Например, если шины Nokian Nordman 8 прошлой осенью стоили в районе 34 тысяч рублей за комплект для 16-дюймовых колес, то сейчас — около 48 тысяч. Подорожала и отечественная резина, например, Cordiant у разных продавцов стоит на 10–15% больше, чем в прошлом году.
Из хороших новостей — цены всё же откатились от весенних пиков, когда остановки шинных заводов спровоцировали нервозность в сезон весеннего шиномонтажа. Рынок спасает накопленный запас продукции на складах, и многие продавцы предлагают резину прошлого или даже позапрошлого годов выпуска. Особенного дефицита брендов не наблюдается, но сами торговцы говорят, что проблемы могут возникать с шинами редкой размерности.
Например, Lada Vesta SW Cross имеет шины формата 205/50 R17, и цены за комплект достигают 70–80 тысяч рублей — столько, например, просят за GoodYear UltraGrip Arctic 2, Pirelli Winter Sotto Zero, Bridgestone Blizzak и топовые версии Nokian Hakkapeliitta. Самый дешевый вариант — это китайские шины Nankang и Triangle, комплект которых стоит меньше 30 тысяч. Владельцы Vesta могут сэкономить, выбрав шины менее экзотического формата 205/55R16, но и здесь четыре покрышки обойдутся в 60 тысяч рублей, если брать известные марки (Nokian, Continental). А самые дешевые шины типа Viatti Brina Nordico стоят в пределах 17–20 тысяч рублей за комплект.
Вредно ли ездить на зимней резине по асфальту?
Износ шипованной и фрикционной зимней резины на асфальте выше, чем на укатанном снегу, но не нужно преувеличивать этот аспект: в конце концов, жители городов большую часть зимы ездят именно по твердым покрытиям, включая выбоины, рельсы и колодезные люки. Поэтому пара осенних недель не имеет решающего значения с точки зрения долговечности резины.
Чего не любят зимние шины обоих типов — так это теплой погоды. Шипы имеют склонность к перегреву, а это ведет к ослаблению их посадки и последующему выпадению. Фрикционная резина сама по себе мягче, и на теплом асфальте ускоряется ее механический износ.
Если температура выше +10... +15 градусов, ездите аккуратнее, избегая больших скоростей и резких маневров. В остальном тянуть до снегопадов смысла нет: переобуваться можно с первыми холодами.
Есть ли штраф за использование летней резины зимой?
Пока нет: идея обсуждается с 2016 года, но до КоАП РФ так и не дошла. Использование несезонной резины впрямую запрещено техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а в прошлом году МВД предлагало добавить эти же требования в ПДД. Однако пока инспектор не вправе ни запретить эксплуатацию машины на летней резине, ни наказать водителя. Штраф в 500 рублей предусмотрен за эксплуатацию машины с неисправностями (часть 1 статьи 12.5 КоАП), к которым относится, например, недостаточная глубина протектора: для зимних шин это менее 4 миллиметров. Также нельзя ездить с шинами разного типа на одной оси или использовать одновременно шипованную и нешипованную резину.
Шинный фактор принимается во внимание при дорожно-транспортных происшествиях, правда, речь идет о достаточно тяжелых инцидентах, для разбора которых назначается автотехническая экспертиза. Если эксперт придет к выводу, что использование несезонной резины стало причиной аварии, водителя могут признать виновным.
Главным фактором в пользу зимних шин является не закон, а здравый смысл.
Нужен ли знак «Шипы»?
Нет, в 2018 году его изъяли из ПДД, а с ним исчезла и ответственность за его игнорирование.
Существует ли всесезонная резина?
В российских нормативах нет понятия «всесезонки», но есть ее аналог. Помимо зимних шин (обозначаются знаком снежинки с тремя горными вершинами) «Основные положения по допуску транспортных средств...» предусматривают резину с маркировкой M+S, которая применяется в основном для автомобилей повышенной проходимости и допускает эксплуатацию в холодное и теплое время. Однако для большинства легковушек деление на летнюю и зимнюю резину четкое. Любые универсальные варианты компромиссны с точки зрения сцепных свойств.
Как понять, не слишком ли изношены шины?
Основной критерий — остаточная глубина протектора. Для зимних шин она должна составлять не менее 4 миллиметров, а определить критический износ можно по специальным выступам-индикаторам на дне канавок или с помощью специального измерителя.
Пренебрегать износом не стоит: уменьшение глубины протектора на каждый миллиметр добавляет тормозному пути со скорости 50 км/ч по 5 метров — целый корпус автомобиля.
На резине не должно быть глубоких порезов, торчащего корда и прочих очевидных дефектов. А вот потеря небольшого количества шипов хоть и снижает сцепление на льду, но в целом некритична.
А можно ли заменить новым лишь одно, два или три колеса?
Крайне нежелательно, а если речь о замене на шины другой модели и другого типа — тем более. Главная проблема — нарушение баланса автомобиля. На торможениях его может «крестить», при маневрах — срывать в непредсказуемое скольжение. Шины должны быть одинаковыми как с точки зрения типа, так и степени износа.
Помните также, что эксплуатация автомобиля с разными типами шин на одной оси запрещена «Основными положениями по допуску...».
Какие шины предпочесть: с шипами или без?
Это во многом дело вкуса и личных предпочтений, и самое важное, чтобы резина была зимней.
Шипованные шины обеспечивают лучшее сцепление на льду и в целом более универсальны: их поведение меньше зависит от типа покрытия. Преимущества нешипованной резины (липучки) — это тишина, экономичность и хорошее сцепление в морозы, поэтому ее нередко выбирают опытные водители, которые ездят преимущественно в городе.
Идеальной зимней резины нет: как правило, чем лучше асфальтовые свойства, тем хуже резина выступает в ледово-снежных дисциплинах, и наоборот. Выбирайте шины под себя на основе шинных тестов, которые проводят ведущие автомобильные издания, например «Авторевю» и «За рулем».
Для новичков предпочтительней шипованная резина: ее сцепные свойства более стабильны на разных покрытиях. То же справедливо для регионов с суровым климатом, где большую часть времени приходится ездить по смеси асфальта и укатанного снега.
Нужна ли балансировка колеса, если шины хранятся на дисках?
Да, желательна. Колесо могло потерять грузы или разбалансироваться за счет деформации шин при хранении.
В чем особенность асимметричных и направленных шин?
После шиномонтажа убедитесь, что их установили правильно. У направленных шин должно соблюдаться направление вращения, указанное на боковине стрелкой. Для асимметричных шин важно не перепутать внутреннюю и наружную стороны — последняя обозначена на боковине словом Оutside.
Требуют ли зимние шины обкатки?
Да, особенно шипованные: первую тысячу километров проезжайте без фанатизма. Зимняя резина в принципе не любит агрессивной езды по асфальту: у одних шин теряются шипы, у фрикционных изнашивается более мягкий протектор.