Пустые поля, юрта, три общественных туалета, мусор, могильные камни и гробовая тишина. Так сейчас выглядит родина национального героя Башкирии Салавата Юлаева, которая еще совсем недавно была частью Челябинской области. Салават Юлаев родился и вырос в деревне Текеево — ее и еще семь деревень сожгли дотла каратели в XVIII веке. До XX века эта земля была башкирской, но в 1934 году установили современные границы субъектов, и Текеево оказалось включено в Челябинскую область. Недавно власти соседних регионов договорились восстановить историческую справедливость и определили границу таким образом, что родина Салавата Юлаева стала территорией Башкирии. Наши коллеги из UFA1.RU побывали на месте сожженой деревни и выяснили, как будут развивать эту землю сейчас.
Навигатор не справился
Земля, где находилась деревня Текеево, многие десятилетия располагалась в Ашинском районе, в 350 километрах от Челябинска. До Уфы гораздо ближе — 140 километров. Если ехать со стороны Башкирии, то поворот с трассы сложно пропустить, на въезде установлена табличка, а на горе камнями выложена фраза «Салауат төйәге», что в переводе означает «Родина Салавата».
Но дальше возникают сложности, найти деревню Салавата Юлаева не так-то просто. Чтобы туда попасть, нужно проехать через действующую башкирскую деревню Алькино, но указателя, свидетельствующего о существовании Текеево, нет. Даже навигатор не справился с этой задачей. Во-первых, в этой глубинке плохо ловит мобильная связь, а во-вторых, сложно понять границы, где когда-то располагалась деревня Текеево.
В Алькино живет около 500 человек. Деревня вполне ухоженная и чистая, но на улицах не многолюдно. Поплутав по пустынным переулкам Алькино, мы наконец встретили подвыпившего мужчину, который, шоркая резиновыми сапогами, шел по дороге с буханкой хлеба под мышкой и с топором в руках. Он и указал нам путь до Текеево.
Как выяснилось, деревня Салавата Юлаева располагается в нескольких километрах от Алькино, дорога заняла минут 15. Ехать по плохой дороге изнурительно: машина трясется, а под колесами месится грязь.
Когда-то Текеево располагалось среди густого леса, поэтому там слышно исключительно пение птиц и журчание узкой речки, никаких звуков со стороны трассы или работающих предприятий, только тишина. Речка, о которой идет речь, называется Сары Кондоз и переводится как «желтый бобер». По словам руководителя школьного музея в селе Алькино Ильвиры Загидуллиной, этих животных там действительно было много. Они валили деревья и делали плотины. Из-за этого со временем родник Салавата стал болотистым местом.
Мусор, мемориалы и закрытый туалет
На земле, где было Текеево, буквально в поле мы нашли юрту из кирпича и два мемориала. Рядом заботливо заасфальтирована парковка.
Один из мемориалов установлен в честь Салавата Юлаева, другой — в память о сгоревших деревнях. Помимо Текеево, в Салаватском районе сожгли еще семь деревень: Исмаил, Юлай, Якуп, Азналино, Бикбулат, Касай и Мрат. Памятник установлен на средства местного предпринимателя и администрации.
— Их сожгли и поровняли с землей, чтобы имя Салавата Юлаева и где он жил никто не знал, — рассказала руководитель школьного музея Ильвира Загидуллина.
В кирпичной юрте, как считают одни историки, похоронен Салават Юлаев, а на надгробном камне написана одна из глав Корана. По другой версии, он умер 26 сентября 1800 года в возрасте 46 лет в городе Палдиски Эстляндской губернии Российской империи.
Юрту, которая стоит рядом с мемориалом, начали строить в 2014 году сотрудники музея из города Малояз, а закончили только через два года. Средства на строительство выделяли местные власти. Еще в те годы на крыше юрты была кровля из железа, сейчас ее нет. Местные недоумевают, куда она могла пропасть.
Помимо мемориалов и юрты, на территории установлена скамейка. Рядом с ней на земле оставлены угли. Вероятно, летом туристы разводили здесь костер. На замле Текеево вообще не очень чисто, много мусора: от пластиковой посуды до головных уборов.
Чуть выше юрты и мемориалов, прямо посреди леса, — три общественных туалета с выгребной ямой. Условия в двух из них заставляют желать лучшего, а третий закрыт на ключ. Но где его взять — неясно, поскольку в этих местах нет ни одной живой души.
Почему Салават Юлаев — герой?
Историк Айрат Галиев считает, что у башкирского края хватало других смелых батыров, чей полководческий талант был выше способностей Салавата. Например, в двух десятках километров от Текеево родился другой видный деятель башкирских восстаний — Тулькучура-батыр. Рядом, в деревне Махмутово (ныне — Салаватский район), проживал сэсэн Айдар Байык, известный также как один из предводителей восстания Батырши.
Восстание Батырши — восстание башкир против царской администрации и местной феодальной знати.
Кроме того, отец Салавата Юлай Азналин был лидером башкирской команды в походе против польских конфедератов, но знаменитым, как его сын, не стал.
— Но история «вытолкнула» Салавата не просто так. Если взглянуть на вторую половину XVIII века, то мы увидим тут расцвет абсолютизма, рождавшего самые страшные формы крепостничества: лишение казачества вольностей, урезания прав башкир с попутным расхищением вотчинных земель. Любое несогласие каралось слишком жестоко. Назревал социальный взрыв, а императрица Екатерина писала письма европейским просветителям о том, что якобы крестьяне на ужин предпочитают кушать индейку, а не курицу. Годом раньше или позже восстание должно было произойти, — считает историк.
По мнению Айрата Галиева, поэтому всю копившуюся ярость народ выплеснул в виде пылающих поместий и разгромленных заводов. А среди башкир у Емельяна Пугачева, который притворялся Петром III, были даже «фельдмаршалы», но героем стал Салават.
— Наверное, тут сказывается то, что Салават был «чист»: он не был замешан во внутренних распрях, а его отец известен как поборник целостности родовых земель. К тому же отчаянная смелость вкупе с поэтическим талантом будила мечты о лучшей доле, и под знамена Салавата вступало множество людей разных национальностей и вероисповеданий, — высказался Айрат Галиев. — Ведь песни и легенды о Салавате есть не только у башкир. Одна из русских народных песен начинается со слов: «Салават наш был герой». Поимка Салавата и высылка на вечную каторгу лишь подогрели в народе любовь к нему.
Также он считает, что культ Салавата разгорелся из еще не остывших углей сожженных башкирских деревень и его образ идеализирован, но на то он и герой. А для царской администрации уничтожение деревень, где поддерживали восставших, это обычная практика, и войска не гнушались тем, что сжигали женщин и стариков живьем.
— Так, после разгрома восстания запылали аулы Шайтан-Кудеевской волости, поддержавшие старшину Юлая. Судьба жителей нам неизвестна, знаем лишь только, что семья Салавата была «роздана» в качестве трофея. Место деревни Текеево воистину сакральное, тут ощущаешь какое-то легкое умиротворение и душевное спокойствие, — подытожил он.
Земля Салавата
Историк и специалист по туризму из геопарка Янган-Тау Айрат Галиев рассказал, что скоро эти места заметно изменятся. Проект по развитию Текеево «Салауат ере», в переводе с башкирского — «Земля Савалата», подготовили еще до того, как узнали, что Челябинская область отдает землю республике. Но его переделывать не собираются, он уже утвержден властями.
— Мы проектировали территорию с учетом старой границы, но так как граница Челябинской области идет впритык к строениям, то правильнее ее передвинуть, — высказался он.
Также Айрат Галиев добавил, что проект подразумевает под собой концептуальный сценарий — «жизненный путь» Салавата, и связующей основой для всех локаций станет тропа, по которой туристы пройдут к «кульминационной точке маршрута и обратно». Таким образом, туристы пройдут по тропе Салавата Юлаева и узнают уникальные подробности его жизни.
— Тропа будет проходить между двумя возвышенностями в долине рек Усть-Канда и Сары-Кундуз. В местах пересечения тропы и рек появятся пешеходные мосты. По склону тропа будет укладываться в виде пандуса с удобным для посетителя уклоном. Длина тропы составит 700 метров без учета второстепенных дорожек и пути в обратную сторону, — объяснил он.
Кроме того, Айрат Галиев добавил, что после завершения строительства в Текеево появятся экскурсии для детей и взрослых, будут проходить всевозможные игровые квесты и ярмарки.
— Нам выделят 50 миллионов на проектно-изыскательские работы. Весной в 2022 году надеемся получить заключение и начать строительство. И до 2024 года планируем завершить все работы, — подытожил историк.
Айрат Галиев утверждает, что геопарк Янган-Тау работает для того, чтобы в район шли инвестиции и появлялись новые рабочие места.
В 17 километрах от Текеево находится Идрисовая пещера, в которой, по легенде, Салават Юлаев прятался вместе со своим конем. Не исключено, что она тоже попадет во внимание туристов.
«Салават Юлаев нам всегда был как родной»
Местные жители с особым трепетом относятся к памяти национального героя. Пенсионерка из деревни Алькино Лена Ямалетдинова считает, что Челябинская область должна была давно отдать землю Башкирии, ведь «данное место исконно наше».
— Я очень горжусь тем, что живу в месте, где родился Салават Юлаев. Салават Юлаев нам всегда был как родной. Как родной брат, как родной мальчишка, с кем мы играли в молодости, в детстве. А сейчас он мне кажется, как мой сын, — сказала она.
Но кажется, еще больше местных вдохновляет надежда, что теперь в Алькино закипит жизнь и появятся рабочие места, потому что власти планируют построить там туристический центр.
— Геопарк Янган-Тау, который расположен в Салаватском районе, планирует выделить деньги для освоения территорий. Они хотят положить асфальт, сделать туристические тропы и домики для туристов, — утверждает Лена Ямалетдинова.
Жители Алькино ждут светлого будущего. Да, деревня сравнительно развита: там есть три продуктовых магазина, фельдшерский пункт, школа, детсад, администрация, дом культуры и сельская библиотека. Но, несмотря на это, жители ежедневно сталкиваются с проблемами российской глубинки. Нет работы, и, чтобы хоть как-то выживать, люди держат скот: коров, лошадей, коз и овец. Есть те, кто летом занимается пчеловодством. Некоторым приходится ездить на заработки на Север или в райцентр.
Также остро в Алькино стоит и проблема с медициной. Чтобы попасть к врачу, приходится ездить в село Малояз, которое находится в 17 километрах.
— 2 раза в день, утром и в обед, изАлькино до Малояза можно уехать на рейсовом автобусе. Можно уехать на такси или добраться своим ходом, выйти на дорогу и поймать попутку, — говорит Ильвира Загидуллина. — Но специалистов в больнице не хватает и очереди большие.
А еще с дорогами проблемы, интернета почти нет — можно долго перечислять деревенские проблемы. Но передача Башкирии земель, где родился Салават Юлаев, заставляет жителей затерянного в холмах Алькино снова надеяться, что жизнь наладится.