С 1 сентября вступил в силу новый закон о такси, который вводит множество ограничений для агрегаторов и самих водителей, что, по мнению экспертов, негативно скажется на этом рынке. Мы попросили читателей рассказать об опыте поездок на такси сегодня, и, судя по обратной связи, многие удивлены новыми прайсами. Но отметим сразу, что сегодня день повышенного спроса, так что мы продолжим собирать обратную связь: написать нам можно через специальную форму в конце статьи.
Из присланных читателями скринов следует, что средняя поездка на такси утром 1 сентября стоила в районе 600 рублей, и некоторые указывают, что цена в 2–3 раза выше ожидаемой. При этом были и неприятные сюрпризы такого рода:
— Вызывала ко времени за одну сумму, приехала на 400 рублей дороже. Водитель сказать ничего не может, разбираюсь с поддержкой, я в шоке. Вызывала за 400, приехал за 800, — пишет жительница Челябинска.
— Сегодня заказала такси сестре от моего дома до ее дома (Комсомольский проспект, 91а — Молодогвардейцев, 70) проезд составил 418 рублей по тарифу «Эконом». До 1 сентября, в повышенный спрос, этот маршрут стоил максимум 200 рублей, — сообщает другая наша читательница.
Но для поездок после часа пик, начиная с 09:00, цена снизилась до обычных 200–300 рублей за поездку, констатируют жители города.
Сами же таксисты считают, что рынок ждут большие изменения, просто они случатся постепенно:
— Я работаю в основном с крупными агрегаторами, — рассказывает Виктор. — Поначалу нам говорили, что всех таксистов без лицензии отключат, но потом решили не отключать, а лишить разного рода доплат и бонусов, чтобы работать без лицензии стало невыгодно. Получить лицензию несложно, но это стоит денег: можно взять ее у таксопарка, но тогда нужно ежемесячно отстегивать им, а можно зарегистрироваться самозанятым: тогда будешь платить налоги в районе 4–6%. У таксиста и так много расходов: бензин, амортизация автомобиля, запчасти, а тут еще нагрузка. Конечно, если кто-то хочет взять ипотеку или кредит, ему выгоднее зарегистрироваться и иметь прозрачную финансовую историю, но многие таксисты имеют долги и разные другие обстоятельства, им этого не нужно.
Что касается требований к медосмотру и выписке путевого листа, Виктор считает, что заниматься таким будут только крупные таксопарки, что же касается водителей агрегаторов, они продолжат ездить как прежде:
— Будут искать способы, как это обойти. Сейчас никто не понимает, где проходить ежедневный медосмотр, если ты частник: это и деньги, и очереди. Думаю, что всё это будет вводиться постепенно, а инспекторы ГИБДД «помогут».
Другой таксист, Дмитрий, настроен крайне скептически:
— Зачем ломать то, что и так работало? Новый закон не уберет никого с дорог: будут так же покупать медсправки и делать липовые лицензии. Это просто оброк для таксистов, лишняя головная боль. А заплатите за это вы, клиенты, по-другому не бывает.
Мы уже подробно разбирали, почему новый закон о такси вызывает большой скепсис у сообщества водителей. С одной стороны, он преследует вполне здравую идею отсеять ненадежных водителей, например преступников и систематических нарушителей. Также закон предусматривает субсидиарную ответственность за ДТП перед пассажиром, то есть сначала можно будет взыскать компенсацию ущерба с водителя, а если он неплатежеспособен — то и с агрегатора. С другой стороны, в законе есть спорные нормы, например необходимость водителям сдавать экзамен на знание города, где они работают, а также о ежедневном медосмотре, что затруднительно для водителей-частников (как минимум это требует создания системы медучреждений, способных обеспечивать весь рынок таксистов такой услугой). Закон обязывает водителей иметь полисы ОСАГО, что также разумно, но полисы для таксистов очень дорогие, а страховые зачастую отказывают им в заключении договора, используя формальные отговорки.