Дороги и транспорт Экономика проблема «По 400–500 рублей за рейс — уже норма»: в Челябинске взлетели цены на такси

«По 400–500 рублей за рейс — уже норма»: в Челябинске взлетели цены на такси

Как ситуацию оценили популярные агрегаторы, таксисты и эксперты

По словам горожан, расходы на такси чувствительно бьют по карману

Челябинцы обратили внимание на резкий рост стоимости услуг такси. Это общероссийская тенденция. С начала года средняя цена поездки на такси в стране увеличилась на 4 процента, а средний чек достиг 435 рублей, сообщили в сервисе «ЧекИндекс». Представители Tinkoff Data оценили темпы роста по России в 11%, а средний чек — в 293 рубля. На это влияют рост цен на запчасти, бензин, обслуживание, а впереди еще и вступление нового закона «О такси». О том, что происходит на рынке и каких еще потрясений ждать, мы поговорили с представителями агрегаторов и экспертами.

«Кэф горит и днем, и ночью»

Поездки на такси с каждым днем обходятся все дороже, забеспокоились челябинцы.

— В выходные несколько раз пытались вызвать такси в Ленинском районе — от «Ручейка» до вокзала. Агрегаторы заряжают по 350 — 400 рублей. Там ехать минут восемь. Еще недавно максимум по 140 рублей выходило. Ну, это куда годится? — возмутился Андрей.

— Очень дорогим стало такси. Живу на Северо-Западе, в районе «Фокуса», на работу езжу в центр. Уже забыла, когда меньше 500 рублей платила, — привела пример Светлана.

Еще одна читательница обратила внимание на то, что повышенный коэффициент стал постоянным.

— Рано утром вызываю — кэф горит. Днем, когда, казалось бы, все уже разъехались, — снова повышенный тариф. Вечерний час пик прошел — опять цена дороже обычной, — рассказала Наталья. — Почему кэф горит и днем, и ночью?

По словам читателя, поездка от «Вишневой горки» до плотины обошлась ему в 500 рублей. Другой читатель рассказал, что потратил 800 рублей на маршрут от Копейска до ЮУрГУ.

По данным «ЧекИндекс», самый большой рост цен на такси отмечен в Москве — средний чек составил 771 рубль. Это на 12% выше, чем в прошлом году.

Значительно подскочившая стоимость поездок на такси шокирует пассажиров. Свое недовольство они все чаще выплескивают на водителей. Те, в свою очередь, предлагают обращаться с претензиями к агрегаторам.

— На улице 39 градусов, кондиционеры есть не у всех водителей, телефоны с программой просто перегреваются и выключаются. Многие водители не выходят работать в такую жару, кто-то отдыхает, кто-то в отпуске, тоже ж люди. Заказов много, машин мало, спрос бешеный, цену формирует программа по каким-то своим алгоритмам. Вот толку нам жаловаться, что изменится? — крик души водителя опубликовали в группе «Подслушано у таксистов Челябинска». — Водители никому ничем не обязаны. Жалуйтесь в Яндекс, пусть оформляет водителям соцпакет, официальное трудоустройство, отчисления в ПФР, оплачиваемые больничные и отпуск, создает график работ. Вот тогда вам будут обязаны, будут машины на линии и днем и ночью, в жару и в холод, в дождь и снег.

Кто поднял цены

Представители сервисов такси подтвердили увеличение цен, связав изменения с ростом цен на запчасти, бензин и обслуживание автомобилей.

— Сейчас таксопарки и водители такси столкнулись со значительным увеличением расходов — дорожают автомобили и их комплектующие, повысилась цена на комплексное обслуживание, заправку авто, страхование, — сообщили в пресс-службе компании «Ситимобил».

«Все агрегаторы такси вынуждены реагировать на рост расходов и корректировать свою ценовую политику»

Правда, насколько повысилась стоимость поездок, уточнять не стали.

— Это невозможно, так как в агрегаторе такси действует динамическое ценообразование. Цена отличается не только от региона, но и от ряда других факторов, — добавили представители «Ситимобила».

В такси «Максим» сообщили, что базовые тарифы не менялись с начала года. Все дело в динамическом ценообразовании, реагирующем на изменение количества заказов и числа активных водителей, погодных условий, дорожной ситуации. При этом представители такси «Максим» обратили внимание на сезонность.

— Каждый год, начиная с апреля, часть водителей уходит на стройки или другие сезонные работы, в отпуск, а осенью возвращается. Такую динамику мы наблюдаем и сейчас. Спрос повышенный, а водителей меньше. Из-за этого чаще срабатывает коэффициент повышения стоимости поездок, выравнивающий баланс спроса и предложения. Но как только спрос приходит в норму, возвращаются стандартные цены, — объяснили в пресс-службе сервиса заказа такси «Максим».

«Для лета характерен отток водителей»

Сейчас в Челябинске средний чек на поездки в «Максим» составляет около 280 рублей, указали представители сервиса.

В «Яндекс.Такси» в очередной раз напомнили о том, что стоимость поездки складывается из многих факторов: тарифа, объема спроса на поездки, количества свободных машин на линии, расстояния и длительности поездки.

— Когда желающих уехать на такси больше, чем водителей на линии, в сервисе периодически действует повышающий коэффициент. Это временная мера, которая позволяет привлечь на линию больше водителей и уехать на такси тем, кому это нужно срочно, — объяснили в пресс-службе «Яндекс.Такси». — В Яндекс Go есть технологии, которые позволяют сэкономить при поездках на такси даже в повышенный спрос. Например, алгоритм может предложить чуть дольше подождать автомобиль или после завершения поездки пройтись несколько минут до места назначения. Это удобно и для водителя: так, он не будет тратить лишнее время на выезд из двора и сможет отправиться на новый заказ быстрее.

По данным «ЧекИндекс», временем наиболее активных расходов на услуги такси оказался период со второй половины марта до начала майских праздников.

— Изменение расходов на такси связано с ростом общей мобильности граждан, восстановлением офлайн-форматов деловой активности, увеличением объемов внутреннего туризма, — отметили аналитики «ЧекИндекс».

Затем, в мае — июне, происходило ослабевание спроса в связи с началом отпускного и дачно-огородного сезона, когда многие используют собственные авто.

Почему дорожают поездки и чего ждать дальше

В 2022 году оборот рынка такси в России уменьшился, по оценкам BusinesStat, с 990 до 985,1 миллиарда рублей. Участниками рынка такси являются агрегаторы, легальные водители, нелегальные водители, таксопарки, перечислили аналитики. Выручка операторов отрасли зависит от спроса и ценообразования на услуги такси.

— Спрос на услуги такси в прошлом году упал на фоне роста цен и сокращения платежеспособной аудитории. При этом средневзвешенная цена на услуги такси по итогам 2022 года выросла ниже уровня инфляции. Операторы рынка сдерживали рост тарифов на поездки, чтобы сохранить клиентскую базу. Потребители перераспределяли спрос в сторону сегмента такси эконом-класса. Средняя длина поездки сократилась, — отметили аналитики компании BusinesStat.

В Общественном совете по развитию такси указали на целый ряд факторов, влияющих на увеличение стоимости поездок. Среди них — сезонность, рост цен на автомобили, запчасти и ОСАГО, нехватка кадров.

— Летняя сезонность характеризуется оттоком водителей в другие места работы или в отпуска. Соответственно, снижение количества исполнителей отражается на стоимости услуги, — объяснили в пресс-службе Общественного совета по развитию такси. — Однако, давление на бизнес такси растет уже несколько лет. Сначала это были коронавирусные ограничения, потом последствия санкций. Существенно увеличились расходы на обслуживание и ремонт автомобилей, выросли цены на запчасти и расходные материалы. Ушли с российского рынка автопроизводители, а стоимость на подержанные и новые автомобили существенно увеличилась. В прошлом году стоимость полиса ОСАГО для такси увеличивалась трижды. В последние недели мы отмечаем рост стоимости топлива.

Экономика бизнес-процессов вынуждает рассматривать решения об увеличении стоимости услуг, и это происходит не только в сфере такси, подчеркнули участники рынка.

По словам экспертов, повышение цен на такси — неважно, плавное или резкое — было вполне ожидаемым.

— Инфляция за прошлый год составила почти 12%. Крупнейшие монополии России повышают тарифы ориентировочно на размер инфляции, поэтому в течение года логично ожидать, что стоимость услуг транспорта, в том числе такси, вырастет минимум на 10–12%, — отметил экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. — Ничего критически страшного при политике слабого рубля не происходит. Услуги такси, хотя и стали массовым сегментом на потребительском рынке, но не являются товаром первой необходимости. Происходящее можно назвать мягкой корректировкой, не оказывающей критического влияния на решение потребителей.

Российский рынок такси давно лихорадит из-за кадровой текучки. Спрос на водителей резко вырос с начала года. По данным сервиса «Авито Работа», прирост вакансий составил 273%. При этом количество откликов на них осталось на том же уровне.

— Трансформация экономики требует все большего объема человеческих ресурсов. Спрос на сотрудников сопровождается тотальным, пусть и неоднородным ростом предлагаемых зарплат. Однако количество свободных рук в стране относительно постоянно и пока явно недостаточно, чтобы удовлетворить растущие потребности работодателей, — добавил управляющий директор «Авито Работы» Артем Кумпель.

Также на стоимости поездок может отразиться вступление в силу 1 сентября требований нового закона «О такси», указали эксперты.

— Есть ряд норм, проблемы с которыми не удается решить к этой дате. Например, исключение автомобиля из реестра такси, если на него не оформлено специальное ОСАГО. Сегодня 72% перевозчиков такси получают отказ при обращении в страховую за полисом. Такого быть не должно, это прямым образом влияет на легальность рынка, — рассказали в Общественном совете по развитию такси. — Поэтому мы направляли соответствующие обращения представителям федеральной законодательной власти о необходимости переходного периода на ряд поправок нового закона.

Ранее эксперты прогнозировали рост цен на такси в связи с новыми требованиями к работе сервисов. С 1 сентября 2024 года юрлица и индивидуальные предприниматели должны оформить дополнительные страховки минимум на 2 миллиона рублей за причинение вреда каждому пассажиру. Поправки в закон уже приняла Госдума РФ. В настоящий момент проект документа о переносе сроков внесен на рассмотрение в Госдуму.

А вы заметили рост цен на такси?

Да, цены постоянно растут
Нет, стоимость поездок всё время разная
Все чаще иду на общественный транспорт
Редко езжу на такси
Хочу посмотреть ответы
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем